Автоматизированный контроль радиационной обстановки

О федеральной целевой программе «Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации

____________________________________________________________________Утратило силу с 1 января 2001 года на основаниипостановления Правительства Российской Федерацииот 22 февраля 2000 года N 149____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» (далее именуется — Программа).

3. Финансирование Программы осуществляется в соответствии с действующим порядком.

Председатель Правительства     Российской Федерации                        В.Черномырдин 

УТВЕРЖДЕНАпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 2 ноября 1995 годаN 1085

     Наименование Программы          Создание Единой государственной                                     автоматизированной системы кон-                                     троля радиационной   обстановки                                     на территории  Российской Феде-                                     рации    (далее     именуется —                                     ЕГАСКРО)     Дата принятия решения о         Постановление     Правительства     разработке Программы, дата      Российской Федерации  от 20 ав-     ее утверждения (наименование    густа 1992 года N 600 «О Единой     и номер соответствующего        государственной   автоматизиро-     нормативного акта)              ванной системе контроля  радиа-                                     ционной обстановки  на террито-                                     рии Российской Федерации»                                     Постановление     Правительства                                     Российской Федерации от 2 нояб-                                     ря  1995  года  N 1085 «О феде-                                     ральной целевой программе «Соз-                                     дание   Единой  государственной                                     автоматизированной      системы                                     контроля радиационной обстанов-                                     ки на территории Российской Фе-                                     дерации»     Государственные заказчики,      Министерство охраны  окружающей     директор Программы              среды и природных ресурсов Рос-                                     сийской Федерации    (государс-                                     твенный заказчик-координатор)

                                     Министерство обороны Российской                                     Федерации

Министерство здравоохранения  имедицинской промышленности Рос-сийской Федерации

                                     Министерство связи   Российской                                     Федерации

                                     Государственный комитет   сани-                                     тарно-эпидемиологического  над-                                     зора Российской Федерации                                     Государственный комитет    Рос-                                     сийской Федерации  по оборонным                                     отраслям промышленности

                                     Комитет Российской Федерации по                                     металлургии

                                     Федеральная служба  лесного хо-                                     зяйства России

     Основные разработчики           Государственный  институт  при-     Программы                       кладной экологии   Министерства                                     охраны окружающей среды и  при-                                     родных ресурсов  Российской Фе-                                     дерации

Российский научный центр  «Кур-чатовский институт»

оперативное обеспечение органовгосударственной власти Российс-кой Федерации и  ее  субъектов,других  пользователей и населе-ния достоверной  информацией  осостоянии  радиационной  обста-новки,  фактах,   характере   имасштабах ее ухудшения, а такжепрогнозами в этой области;информационное обеспечение Рос-сийской  системы предупрежденияи действий в чрезвычайных ситу-ациях в части, касающейся ради-ационной обстановки;

создание банков данных о радиа-ционной обстановке

        II этап (2000 — 2002 годы) —            создание системы полного соста-ва                 

развитие и обеспечение функцио-нирования подсистемы радиацион-ной разведки Федеральной службыРоссии  по  гидрометеорологии имониторингу  окружающей   средыдля оперативной оценки парамет-ров радиационной  обстановки  ваварийных ситуациях;усовершенствование и метрологи- ческое обеспечение базовых средств измерения ионизирующих излучений;

     Исполнители подпрограмм и       Научные и  производственные ор-     основных мероприятий            ганизации министерств и ведомс-                                     тв Российской Федерации и субъ-                                     ектов Российской Федерации, от-                                     ветственных за создание подсис-                                     тем,  другие научные  и  произ-                                     водственные  организации и кол-                                     лективы по усмотрению государс-                                     твенных заказчиков     Объемы и источники              Всего для   полной   реализации     финансирования                  Программы в 1997 —  2002  годах                                     потребуется 515,3 млрд.  рублей                                     (в ценах 1994 года), в том чис-                                     ле:                                     429,3 млрд.рублей  из федераль-                                     ного бюджета;

                                     6 млрд.рублей  из  внебюджетных                                     источников     Ожидаемые конечные результаты   Создание  современной    единой     реализации Программы            автоматизированной  системы го-                                     сударственного контроля  радиа-                                     ционной  обстановки на террито-                                     рии Российской Федерации, обес-                                     печивающей:                                     непрерывный  автоматизированный                                     контроль радиационной обстанов-                                     ки  на функционирующих радиаци-                                     онно опасных объектах,  в сани-                                     тарно-защитных зонах наблюдения                                     этих объектов;

                                     условия для  выполнения  обяза-                                     тельств  Российской Федерации в                                     соответствии  с  Конвенцией  об                                     оперативном  оповещении о ядер-                                     ной аварии,  принятой Генераль-                                     ной конференцией МАГАТЭ на спе-                                     циальной  сессии  24 — 26  сен-                                     тября 1986 года     Система организации контроля    Министерство охраны  окружающей     за исполнением Программы        среды и природных ресурсов Рос-                                     сийской  Федерации  совместно с                                     Министерством  экономики   Рос-                                     сийской  Федерации,  Министерс-                                     твом финансов Российской  Феде-                                     рации  и другими заинтересован-                                     ными министерствами  и  ведомс-                                     твами

Федеральная целевая программа «Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» (далее именуется — Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 1992 года N 600 «О Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 8, ст.546), которым определен статус этой системы, обеспечивающей информационную поддержку (данные о текущей радиационной обстановке, рекомендации, прогнозы) управленческих решений на всех уровнях, принимаемых в интересах обеспечения радиационной безопасности населения и защиты окружающей среды.В результате реализации широкомасштабных программ использования атомной энергии в военных и народнохозяйственных целях существенно возросло воздействие источников радиоактивного загрязнения на окружающую среду и население, увеличилась вероятность аварийных ситуаций на радиационно опасных объектах, а экологическая обстановка вблизи них в ряде случаев ухудшилась вследствие плановых сбросов и выбросов радиоактивных веществ и нештатных ситуаций с заметными утечками этих веществ. Существенное радиационное воздействие на население оказывают природные радионуклиды, накапливающиеся в окружающей среде в результате деятельности человека.Создавшееся положение вызывает необходимость совершенствования контроля радиационного воздействия на объекты окружающей природной среды (атмосферу, почву, поверхностные и подземные воды), на человека и среду его обитания (питьевую воду, продукты питания, жилые помещения), а также техногенных источников радиоактивного загрязнения. Возникла необходимость обеспечения должного контроля за безопасностью применения технологий и методов с использованием радиоактивных веществ в промышленности, медицине и науке, за перевозками радиационно опасных грузов по территории страны.В настоящее время контроль радиационной обстановки в стране осуществляется рядом министерств и ведомств без необходимого взаимодействия. Данные, получаемые различными системами и службами, частично дублируют друг друга, а совместное их использование для получения обобщенных и достоверных оценок затруднено из-за отсутствия единой методологии и метрологии измерений. Затрудняют работу соответствующих ведомственных систем и служб отсутствие средств автоматизированного контроля параметров радиационной обстановки и недостаточная оснащенность современной телекоммуникационной техникой для оперативной передачи информации в центры ее обработки и анализа.Программа предусматривает автоматизацию процессов сбора, передачи и обработки информации, полученной в результате проведения радиационного контроля, повышение надежности этого контроля и обеспечение высокой достоверности информации.

2. ЦЕЛИ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

обеспечивает организационно-методическую, программно-математическую, информационную и метрологическую совместимость технических решений, реализуемых в различных подсистемах и службах ЕГАСКРО, а также совместимость ЕГАСКРО со взаимодействующими государственными системами;

Приложение. МЕРОПРИЯТИЯ по реализации федеральной целевой программы «Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации»

+——————————————————————+¦Наименование    ¦     Затраты (млн.рублей в ценах 1994 года)      ¦¦мероприятий     +————————————————-¦¦                ¦всего ¦в том  ¦1997 ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦2002¦¦                ¦      ¦числе  ¦год  ¦год  ¦год  ¦год  ¦год  ¦год ¦¦                ¦      ¦по ис- ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦¦                ¦      ¦точни- ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦¦                ¦      ¦кам    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦¦                ¦      ¦финан- ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦¦                ¦      ¦сиро-  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦¦                ¦      ¦вания  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦+——————————————————————+

 Развитие базовой  42310 А*42310  7310  7800 12400  7200  6800  800 подсистемы  ав- томатизирован- ного   контроля радиационной обстановки  Ми- натома России Развитие под-     26600 А 26600  3600  4900  7300  5100  4100 1600 системы автома- тизированного контроля радиа- ционной,  хими- ческой и биоло- гической обста- новки Миноборо- ны России Развитие под-     15300 А 15300  2300  3900  4780  2020  1320  980 системы автома- тизированного контроля радиа- ционной  обста- новки  Госкомо- боронпрома Рос- сии на предпри- ятиях судостро- ительной   про- мышленности Развитие под-     19300 А 19300  3300  3800  4200  4000  2800 1200 системы контро- ля  и инспекции источников  ра- диоактивного загрязнения Минприроды Рос- сии Развитие службы    7300 А  7300   600  1230  1750  1375  1245 1100 радиационного контроля  Мин- транса России Развитие службы    7400 А  7400   600  1130  1520  1580  1350 1220 радиационного контроля МПС России Развитие службы    6000 А  6000   350  1200  1300  1300  1200  650 радиационного контроля ГТК России Развитие службы   10700 А 10700  1900  1950  1850  1800  1800 1400 радиационного контроля Мин- топэнерго России Развитие службы   10700 А 10700  1850  1900  1950  1800  1800 1400 радиационного контроля   Рос- комметаллургии Развитие и        29600 А 29600  5600  6900  7840  6360  1800 1100 обеспечение функционирова- ния     базовой территориальной подсистемы наб- людения Росгид- ромета за ради- оактивным  заг- рязнением окру- жающей природ- ной среды, включая морскую среду в районах захоронений ра- диоактивных от- ходов Развитие службы   13400 А 13400  1524  2383  2415  2416  2425 2237 радиационного контроля   Мин- сельхозпрода России Развитие службы   11600 А 11600  1600  2400  2500  2300  1600 1200 радиационного контроля   Рос- комнедр Развитие службы   12400 А 12400  1800  2500  2700  2400  1700 1300 радиационного контроля   Рос- лесхоза Развитие и обеспечение функционирова- ния  подсистемы контроля радиа- ционного   воз- действия на на- селение и среду обитания  чело- века   Госкомсанэпид-  18400 А 18400  2400  4000  4800  3200  2600 1400   надзора России   Минздравмед-    17200 А 17200  2200  3800  4600  3000  2400 1200   прома России Создание и        28200 А 28200  4200  6400  6900  5700  3700 1300 развитие  авто- матизированной информационно- управляющей подсистемы ЕГАСКРО      со средствами свя- зи  и  передачи данных (на базе разработок Минсвязи России и    Госкомобо- ронпрома   Рос- сии) Создание под-     7400  А  7400   300  1800  2200  2000   700  400 системы  сопря- жения с автома- тизированной информационно- управляющей системой   РСЧС МЧС России Развитие инфор-   6900  А  6900   900  1800  2200  1200   600  200 мационно-анали- тической службы Госатомнадзора России Итого           290710 А 290710 42334 59793 73205 54751 39940 20687

 Разработка и      9096  А  9096  1796  2800  1960  1540   800  200 изготовление типовых прибор- но-технических комплексов  ра- диационной раз- ведки авиацион- ного  базирова- ния,    средств связи и  обмена данными  с  ин- формацион- но-аналитичес- кими   центрами ЕГАСКРО Разработка ме-    2200  А  2200  1200   670   330    —     —    — тодов и  созда- ние технических средств  марки- рования и ради- олокационного картографирова- ния воздушных и наземных следов аварийных  выб- росов газоаэро- зольной   ради- оактивной  при- меси и  внедре- ние  их в прак- тику     работы оперативных подразделений Разработка про-   2500  А  2500   400  1800   300    —     —    — граммного обес- печения  опера- тивной обработ- ки данных ради- ационной   раз- ведки и методик ее проведения Создание и обес-  7400  А  7400    —    400  1900  2100  1800 1200 печение функци- онирования опе- ративных   под- разделений  ра- диационной раз- ведки Итого            21196  А 21196  3396  5670  4490  3640  2600 1400          

 Разработка и из- 16500 А  16500  4800  6900  4800    —     —    — готовление опытных  образ- цов, проведение испытаний средств измере- ний   (на  базе разработок  Ми- натома России) Освоение серий-   7100  А  7100    —    500  1100  3300  2200   — ного производс- тва усовершенс- твованных базо- вых средств из- мерений (на ба- зе   разработок Минатома России) Создание системы  6900  А  6900  1800  2400  2500   200    —    — и средств  еди- ного метрологи- ческого обеспе- чения измерений ионизирующих излучений   (на базе разработок Госстандарта России) Создание и        8800  А  8800  2200  2550  2000  1235   815   — эксперименталь- ная   отработка дистанционных средств и мето- дов обнаружения радиоактивных выбросов      и контроля их пе- реноса в атмос- фере Разработка аппа-  7724  А  7724  2124  2300  1460   840   700  300 ратуры для  ав- томатизирован- ного   биофизи- ческого контро- ля   содержания радионуклидов в организме чело- века  и усовер- шенствованного комплекса   для прижизненного измерения излу- чения  человека (СИЧ) Итого            47024  А 47024 10924 14650 11860  5575  3715  300

 Разработка мето-  6200  А  6200  2800  3400    —     —     —    — дик   измерения параметров  ра- диационной обс- тановки,  сбора и обработки ин- формации, оцен- ки и  прогнози- рования  радиа- ционной  обста- новки в обычных условиях и  при радиационных авариях Создание про-    32100  А 32100  4700  6500  8800  6650  3350 2100 граммно-матема- тического обеспе- чения обработки информации, мо- делирования, прогноза разви- тия  радиацион- ной  обстановки и выработки ре- комендаций   по действиям орга- нов  управления и  надзора  при радиационных авариях Внедрение про-    5590  А  5590   290   500  1800  1700   700  600 граммно-матема- тического обес- печения  в  ин- формационно-уп- равляющих цент- рах федерально- го и региональ- ного уровней Разработка и      5800  А  5800   720  1880  1670   630   490  410 внедрение прог- раммно-матема- тического обес- печения  инфор- мационного  об- мена  в системе и сопряжения со взаимодействую- щими системами Итого            49690  А 49690  8510 12280 12270  8980  4540 3110

 Разработка и       600  А  600   600    —     —     —     —    — введение      в действие  поло- жения о ЕГАСКРО Разработка и       500  А  500   300   200    —     —     —    — введение      в действие  поло- жения об инфор- мационном обме- не в ЕГАСКРО Разработка пакета 6600  А 6600  2300  2500  1800    —     —    — организацион- ных,  норматив- ных  и правовых документов   по обеспечению создания      и функционирова- ния ЕГАСКРО Разработка регист- 600  А  600   300   300    —     —     —    — ра объектов   и территорий, подлежащих контролю в рам- ках ЕГАСКРО Разработка право- 1100  А 1100    —    400   500   200    —    — вого  обеспече- ния    процесса интеграции ЕГАСКРО в миро- вую     систему контроля радиа- ционной  обста- новки Биомедицинское    4800  А 4800  2600  2200    —     —     —    — обоснование принципов  соз- дания  ЕГАСКРО, уточнение  био- медицинских требований    к методам       и средствам  сис- темы Разработка крите-  860  А  860   300   330   230    —     —    — риев оценки ра- диационного воздействия  на население и ре- комендаций  для принятия  орга- нами управления и надзора адек- ватных  решений в условиях  ра- диационных ава- рий Организация об-   2620  А 2620    —    200   600   700   500  620 мена информаци- ей с зарубежны- ми    государс- твенными систе- мами радиацион- ного контроля и заинтересован- ными   междуна- родными органи- зациями Обеспечение на-   3000  А 3000   500   500   500   500   500  500 учно-методичес- кого  руководс- тва  и проведе- ние  научно-ме- тодических  се- минаров, конфе- ренций по проб- лемам  контроля радиационной обстановки Итого            20680 А 20680  6900  6630  3630  1400  1000 1120                6. Создание и обеспечение функционирования           региональных подсистем контроля радиационной обстановки Создание и       86000          11080 13680 16590 17310 14220 13120 обеспечение            Б**80000 10300 12630 15460 16210 13180 12220 функционирования       В***6000   780  1050  1130  1100  1040   900 региональных подсистем конт- роля радиацион- ной  обстановки ——————————————————————- Итого по     515300           83144 112703 122045 91656 66015 39737 Программе            А 429300 72064  99023 105455 74346 51795 26617                      Б  80000 10300  12630  15460 16210 13180 12220                      В   6000   780   1050   1130  1100  1040   900

* А — федеральный бюджет.** Б — бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.*** В — внебюджетные средства.

Текст документа сверен по:Собрание законодательстваРоссийской Федерации, N 45, 06.11.95 г.

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий