Эвакуация при радиационной аварии

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ АВАРИИ НА РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ (НА ПРИМЕРЕ НОВОВОРОНЕЖСКОЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ)

А.И. Пригородов, студент Воронежский государственный технический университет

На протяжении 12 часов из Воронежа и других прилегающих городов прибывает 1500 автобусов и три железнодорожных поезда. Также определяются районы и населенные пункты (их около 70) для размещения эвакуированного населения. Разрабатывается временный порядок поведения и методы расселения. Сформировываются специальные группы быстрого реагирования на возникающие острые вопросы при эвакуации. К этому времени на границах зоны аварии разворачиваются передвижные автозаправочные станции, пункты дезактивации транспорта и санитарной обработки населения.

После специального объявления (оповещения по радио, телевидению и т.д.) ко всем подъездам домов города подаются автобусы и специально оборудованный автотранспорт. Эвакуация населения проводится в течение 2,5-3 часов. Всего из города Нововоронежа эвакуируются 49367 тыс. человек.

В первые дни после аварии эвакуируется население с ближней зоны (10-ти км) Нововоронежской атомной электростанции, далее эвакуируется населения из 30-ти км зоны Нововоронежской атомной электростанции и ряда других населенных пунктов за ее пределами. В целом выселяется 288 населенных пунктов (учитывая город Нововоронеж), отселяется 216392 тысячи человек. Эвакуация населения со всех территории 30 километровой зоны длится не более двух месяцев.

Производится поквартирный обход домов сотрудниками милиции и выявление людей, которые пытаются уклониться от эвакуации.

Участковые инспектора вместе с сотрудниками паспортного стола горот-дела милиции совершают подворный обход всех жилых домов. Определяется количество жителей, проживающих в каждом подъезде, составляются соответствующие карточки.

Расчеты показали, что в городе 160 домов с 540 подъездами. Общее число жителей составило 49367 тыс. человек, из них 17183 тыс. детей и 84 лежачих больных. Учитывается, кому и какую помощь придется оказывать в пути.

На основании полученных данных весь жилой массив города разбивается на шесть секторов. За каждым из них закрепляется ответственные работники милиции из начальствующего состава. Для организации эвакуации по месту жительства выделялось по 1-2 работников милиции на каждый жилой подъезд.

В 13 ч 10 мин в Нововоронежском отделении милиции проходит инструктаж начальников эвакуационных секторов, их заместителей и старших нарядов. В 13 ч 20 мин проводится инструктаж всего личного состава, задействованного в проведении эвакуации. Особое внимание обращается на строжайшее соблюдение вежливого и внимательного отношения к людям, недопущение каких бы то ни было конфликтных ситуаций.

В 13 ч 30 мин по местному радио передается сообщение об эвакуации населения. К этому времени все необходимые планы и средства уже находятся в полной готовности. Сопровождающие транспорт сотрудники милиции имеют специальные карты с маршрутами движения, местом сбора в колоны, адресами расселения. Все организаторы обеспечены радиостанциями и имеют свои позывные. И как только поступает команда о начале эвакуации, вся разработанная система немедленно приводится в действие.

К моменту объявления эвакуации сотрудники органов внутренних дел повторно обходят жилой массив, разъясняют жителям порядок ее проведения. Всем рекомендуется закрыть окна, балконы, отключить бытовые электроприборы, перекрыть водопроводную сеть. Советуют также взять с собой документы, ценности, необходимые в дороге вещи. Одновременно проводится учет населения, выявляются больные и престарелые люди.

В 14 ч. 00 мин. жители города собираются у подъездов своих домов. Домашних животных брать с собой запрещается, впоследствии они будут расстреляны. В 14 ч. 20 мин. к подъездам подаются автобусы, начинается посадка. Затем в сопровождении машин государственной автомобильной инспекции автобусы направляются в путь до пунктов дезобработки в Лискинский и другие районы Воронежской области, а оттуда — в места расселения в деревнях. В 17 ч. 30 мин. эвакуация г. Нововоронеж практически завершается. Большинство людей вывозятся на автобусах, часть — поездами. Некоторые отбывают на личном транспорте. Во время эвакуации закрывается железнодорожная станция Колодезная. Для эвакуации населения военными саперами проводится дополнительно наведенный понтонный мост через р. Дон. По нему и проходит часть автобусов.

В 18 ч. 20 мин. производится повторный поквартирный обход с целью выявления лиц, которые по каким-либо причинам остались в городе. Определяются также не закрытые на замки двери.

По прибытии на место эвакуированное население встречают местные жители, заранее предупрежденные, и на какое-то время расселяют в своих домах.

Расселение контролируется специальной комиссией Воронежской областной администрации по заранее подготовленным эвакуационным планам.

Однако Нововоронеж полностью не опустевает. В городе остаются работники коммунальных и других служб (они покидают его после проведения неотложных работ по консервации городского хозяйства), члены Правительственной комиссии, оперативные группы различных министерств и ведомств.

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно -программные средства обработки, передачи и отображения аудио- и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в мес-

тах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

ОКСИОН является составной частью системы управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сопрягается с органами повседневного управления и обеспечивает информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволяет избегать дублирования функций управления мероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и значительного увеличения финансовых затрат.

На ОКСИОН возложено решение следующих основных задач:

• сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;

• повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

• повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;

• повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

• увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации населения;

• повышение эффективности мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.

ОКСИОН представляет собой совокупность Федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (городских) информационных центров, осуществляющих управление различными типами оконечных устройств.

В структуре ОКСИОН нижестоящие информационные центры имеют подчиненное положение по отношению к Федеральному информационному центру. Межрегиональные и региональные информационные центры имеют право принимать на себя управление терминальными комплексами и планирование информационных операций информационными центрами нижестоящих уровней. МРИЦ могут передавать управление терминальными комплексами своей зоны ответственности Федеральному информационному центру

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий