РБ-115-16
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВУ И СОДЕРЖАНИЮ ОБЪЕКТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ»
УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 июня 2016 г. N 271 Введено в действие с 28 июня 2016 г. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по составу и содержанию объектовых документов по физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения» (РБ-115-16) (далее — Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения» (НП-034-15), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 июля 2015 года N 280. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по составу и содержанию документов по физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих разработке организацией (предприятием), осуществляющей эксплуатацию радиационных источников или пунктов хранения, обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на обеспечение физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения (за исключением пунктов хранения ядерных материалов). Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организацией (предприятием), осуществляющей эксплуатацию радиационного источника или пункта хранения, обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами. Настоящее Руководство по безопасности разработано с учетом рекомендаций МАГАТЭ и отечественного опыта регулирования и обеспечения безопасности в области использования атомной энергии. Выпускается впервые. ________________ Разработано коллективом авторов в составе: Петровский Н.П., к.т.н., Телков С.Н., к.т.н., Пинчук Г.Н., к.т.н., Радченко В.Е., Смирнов В.В., к.т.н., Егоров А.А., Киртаев А.Е. (ФБУ «НТЦ ЯРБ»), Кузин В.В., Стешенко М.С., Иванов М.В., Ковалёв К.В. (Ростехнадзор). При разработке учтены замечания и предложения Госкорпорации «Росатом» и заинтересованных организаций и ведомств.
I. Общие положения
I. Общие положения
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по составу и содержанию объектовых документов по физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения» (РБ-115-16) (далее — Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения» (НП-034-15), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 июля 2015 года N 280 (далее — НП-034-15).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по составу и содержанию документов по физической защите радиоактивных веществ (далее — РВ), радиационных источников (далее — РИ) и пунктов хранения (далее — ПХ), подлежащих разработке организацией (предприятием), осуществляющей эксплуатацию РИ или ПХ, обращение с РВ или радиоактивными отходами (далее — объектовые документы по физической защите).
3. Настоящее руководство по безопасности разработано для применения при обеспечении физической защиты РВ, РИ и ПХ (за исключением пунктов хранения ядерных материалов).
4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для использования организацией (предприятием), осуществляющей эксплуатацию РИ или ПХ, обращение с РВ или радиоактивными отходами (далее — организация).
5. Состав и содержание объектовых документов по физической защите могут отличаться от рекомендованных в настоящем Руководстве по безопасности при приведении обоснований, подтверждающих соответствие состава и содержания объектовых документов их назначению.
II. Общие рекомендации по подготовке объектовых документов по физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения
6. Объектовые документы по физической защите являются частью организационных мер физической защиты, осуществляемых в организации, с целью предотвращения диверсии и хищения РВ, РИ.
7. Для дифференциации требований к обеспечению физической защиты РВ, РИ и ПХ в организации устанавливаются уровни физической защиты радиационных объектов. В НП-034-15 установлены четыре уровня физической защиты: «А» (содержит наибольшее количество требований), «Б», «В» и «Г» (с наименьшим количеством требований).
8. Перечень объектовых документов по физической защите для конкретной организации уточняется после установления уровней физической защиты радиационных объектов согласно приложению N 3 к НП-034-15.
9. Отдельные объектовые документы по физической защите могут быть объединены и включены разделами в один объектовый документ по физической защите.
10. На ядерном объекте объектовые документы по физической защите РВ, РИ и ПХ могут разрабатываться в виде отдельных документов или в виде разделов документов по физической защите ядерных материалов, ядерных установок и ПХ ядерных материалов.
11. Для уровней физической защиты «А», «Б», «В» объектовые документы по физической защите, за исключением плана проверок технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты, рекомендуется пересматривать не реже одного раза в пять лет.
12. Разработку объектовых документов по физической защите осуществляет организация.
13. На титульном листе всех объектовых документов по физической защите рекомендуется приводить утверждающую подпись руководителя организации или лица, им уполномоченного (далее — руководитель организации), или реквизиты приказа (документа) о введении в действие, а также согласующие подписи лиц, ответственных за физическую защиту в организации и на радиационных объектах.
III. Рекомендации по составу и содержанию объектовых документов по физической защите
Перечень лиц, имеющих разрешение на проведение работ с радиоактивными веществами, радиационными источниками, в пунктах хранения
14. В перечне лиц, имеющих разрешение на проведение работ с РВ, РИ, в ПХ рекомендуется приводить сведения о лицах, которые имеют разрешения на проведение работ с РВ, РИ, в ПХ, для каждого радиационного объекта.
15. Рекомендуется хранить копии действующих перечней лиц, имеющих разрешения на проведения работ с РВ, РИ, в ПХ, на радиационных объектах, где проводятся эти работы.
16. В перечне лиц, имеющих разрешение на проведение работ с РВ, РИ, в ПХ, указываются для каждого лица или группы лиц должности, разрешенное время работы (согласно установленному режиму рабочего времени и внутреннему трудовому распорядку) и места проведения работ (например, номер помещения).
17. Не действующие перечни лиц, имеющих разрешения на проведения работ с РВ, РИ, в ПХ, рекомендуется хранить в организации не менее года.
Инструкции по самоохране радиационных объектов
18. Целью организации самоохраны является предупреждение и своевременное обнаружение работниками радиационных объектов попыток несанкционированных действий. Самоохрана радиационных объектов осуществляется в рабочее время персоналом в качестве дополнительной организационной меры в системе физической защиты в организации.
19. Для описания последовательности действий, которые следует выполнять работнику организации на радиационных объектах в случае обнаружения событий, которые могут являться несанкционированными действиями, разрабатываются инструкции по самоохране радиационных объектов.
20. Рекомендуется осуществлять регулярное назначение в порядке очередности работников радиационного объекта дежурными по самоохране в каждом из помещений, находящихся под самоохраной. График дежурств по самоохране утверждается ответственным за физическую защиту в организации. Назначение работника дежурным по самоохране фиксируется в журнале приема и сдачи дежурств по самоохране.
21. Рекомендуется, чтобы инструкции по самоохране содержали следующую информацию: перечень событий, которые контролируются работниками при самоохране (например, вход на радиационные объекты лиц, не имеющих права доступа в данное помещение, вынос РИ без соответствующего разрешения, наличие в помещении подозрительных сумок, пакетов, свертков, наличие на территории радиационных объектов подозрительных лиц, автотранспортных средств); последовательность действий, которые рекомендуется выполнять работнику при обнаружении определенного события (например, сообщить о данном событии непосредственному руководителю или лицу, ответственному за физическую защиту радиационного объекта, проинформировать персонал службы безопасности или охраны радиационного объекта, позвонить в полицию); положение о том, что любой работник, выполняющий функции по самоохране, первым заметивший постороннее лицо на радиационном объекте, сообщает об этом ответственному за физическую защиту или на этом радиационном объекте, или в организации; места размещения средств связи и тревожно-вызывной сигнализации на радиационных объектах и порядок их применения.
22. На дежурного по самоохране возлагается ответственность за обеспечение режима самоохраны и допуск в помещения, находящиеся под режимом самоохраны. Дежурный по самоохране отвечает за поддержание установленных правил посещения и работы в помещениях, находящихся под самоохраной. На дежурного по самоохране рекомендуется возлагать следующие обязанности: проверку целостности дверных блоков, замковых и опечатывающих устройств, исправность средств связи, состояния маркировки помещений, наличия и состояния предупредительных надписей; проверку наличия дополнительного опечатанного пенала с ключами и целостности пломбировочного материала на нем; проверку при вскрытии помещения наличия инструкции по самоохране, журнала учета местонахождения мобильных радиационных источников, журнала приема и сдачи дежурств по самоохране, ключей от помещения, списков лиц, имеющих право доступа в помещение; наблюдение, чтобы входная дверь была постоянно закрыта; проверку надежности запирания входной двери; принятие дежурства по самоохране с отметкой в журнале приема и сдачи дежурств по самоохране перед началом работы и передачу дежурства при выходе из помещения в течение рабочего дня; проверку выполнения условий противопожарного режима; принятие мер по ремонту и поддержанию в рабочем состоянии входной двери помещения, находящегося под самоохраной, замков, освещения, средств пожаротушения и прочего, от чего зависит надежность режима самоохраны; ведение журнала учета посетителей, выполняющих работы в помещении вне списков по разовым и другим распоряжениям, который оформляется в соответствии с требованиями ведения делопроизводства; допуск в помещение (к оборудованию) персонала согласно утвержденным спискам, прочего персонала по распоряжениям, выдаваемым в установленном порядке с регистрацией в журнале учета посетителей; посетителей в сопровождении работников, имеющих постоянный доступ в данное помещение по заявке, утвержденной руководством радиационного объекта с регистрацией в журнале учета посетителей.
23. Успешное осуществление самоохраны радиационных объектов достигается за счет формирования у работников организации персональной ответственности за безопасность радиационного объекта. Работникам организации рекомендуется проводить периодические проверки знаний своих обязанностей по самоохране, в том числе с проверкой правильности выполнения практических действий с установленными ограничениями.
24. Рекомендуется вести контроль за ознакомлением каждого работника организации, осуществляющего самоохрану радиационного объекта, с инструкцией по самоохране, а также за тем, чтобы инструкции находились в местах размещения соответствующих РВ, РИ и ПХ.
25. Допускается разработка одной (типовой) инструкции по самоохране для нескольких радиационных объектов.
Документ, определяющий лиц, ответственных за физическую защиту в организации и на радиационных объектах
26. Руководителем организации назначаются должностные лица, ответственные за обеспечение физической защиты: организации в целом; каждого радиационного объекта.
27. В организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, решениях), определяющих лиц, ответственных за физическую защиту в организации и на радиационных объектах, указываются фамилия, имя, отчество ответственного лица, занимаемая им должность, структурное подразделение организации, в котором работает должностное лицо, приводятся радиационные объекты, ответственным за которые назначено должностное лицо.
28. Допускается назначение одного должностного лица ответственным за обеспечение физической защиты нескольких радиационных объектов.
Документ, определяющий перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации
29. Для реализации мер по обеспечению физической защиты РВ, РИ и ПХ в организации в части разграничения доступа к ним выделяются и документально оформляются радиационные объекты.
30. Радиационным объектом может являться помещение, сооружение, здание, в котором осуществляется обращение с РВ либо размещается и (или) эксплуатируется РИ или ПХ.
31. В документ, определяющий перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации, рекомендуется включать следующие сведения: наименование РИ и ПХ (например, гамма-терапевтический аппарат «Рокус-Р», ПХ РВ N 2); наименование радиационного объекта (например, здание N 12, помещение N 15 здания N 4); краткое описание границы радиационного объекта (например, граница радиационного объекта «Гамма-установка «РОС-1» проходит по периметру помещения N 7, расположенного в здании N 1).
32. В случае наличия в организации нескольких радиационных объектов сведения о зонах и местах их размещения представляются в виде сводной таблицы.
Журнал учета местонахождения мобильных радиационных источников
33. При выносе мобильного РИ с радиационного объекта работником выполняется запись в журнале учета местонахождения мобильных РИ.
34. Журнал рекомендуется оформлять в виде таблицы со следующими полями (столбцами): дата, время выноса мобильного РИ; инвентарный или иной идентификационный номер РИ; фамилия, имя, отчество работника, который получил РИ; основание, причины выноса РИ; место проведения работ с РИ; дата, время предполагаемого возвращения мобильного РИ на радиационный объект; подпись работника, получившего мобильный РИ; подпись работника, выдавшего мобильный РИ; дата, время фактического возвращения мобильного РИ на радиационный объект; подпись работника, сдавшего мобильный РИ; подпись работника, принявшего мобильный РИ.
35. Рекомендуемый образец журнала учета местонахождения мобильных РИ приведен в приложении к настоящему Руководству по безопасности.
Журнал учета выдачи и приема ключей от зданий, помещений с радиоактивными веществами, радиационными источниками, пунктами хранения
36. Журнал учета выдачи и приема ключей рекомендуется оформлять в виде таблицы со следующими полями (столбцами): дата, время, когда были взяты ключи; номер здания (помещения); фамилия и инициалы работника, выдавшего ключи; подпись работника, выдавшего ключи; фамилия и инициалы работника, получившего ключи; подпись работника, получившего ключи; время, когда ключи были сданы в место их хранения; фамилия и инициалы работника, сдавшего ключи; подпись работника, сдавшего ключи; фамилия и инициалы работника, получившего ключи на хранение; подпись работника, получившего ключи на хранение.
37. Журнал рекомендуется вести аккуратно, с заполнением всех его полей, чтобы в случае необходимости была возможность использовать сделанные в нем записи для расследования несанкционированных действий.
38. Рекомендуемый образец журнала учета выдачи и приема ключей приведен в приложении к настоящему Руководству по безопасности.
Документ, устанавливающий модель нарушителей
39. В документе, устанавливающем модель нарушителей, рекомендуется приводить подробное описание установленной для радиационного объекта модели нарушителей, включающее характеристики предполагаемых нарушителей и тактику их действий, и реализуемых нарушителями угроз в отношении РВ, РИ и ПХ.
40. В документ, устанавливающий модель нарушителей, рекомендуется включать несколько типов потенциальных нарушителей, для каждого из которых указывать: признак права доступа в защищенную зону и на радиационные объекты: внутренние нарушители — нарушители, имеющие право доступа на территорию радиационного объекта, в здания ПХ, помещения с РВ, РИ, к мобильным РИ (у внутренних нарушителей рекомендуется выделять группы нарушителей, имеющих санкционированный доступ в определенные защищенные зоны и радиационные объекты, для каждой группы внутренних нарушителей рекомендуется указать порядок доступа в рабочее и нерабочее время, выходные и праздничные дни, в штатных и чрезвычайных ситуациях); внешние нарушители — нарушители, не имеющие прав доступа на территорию радиационного объекта; внешние нарушители, действующие в сговоре и с помощью внутренних нарушителей (совместно); категории нарушителей по признаку цели акции: террористы (диверсанты), преступники, экстремисты, пособники другим категориям нарушителей, нарушители внутриобъектового режима; вид мотивации нарушителей: политические (идеологические), экономические (получение материальной выгоды), личные мотивы; максимальное количество в группах внешних и внутренних нарушителей; тип вооружения, которым могут пользоваться нарушители соответствующих типов, групп и категорий; инструменты и приспособления, которые могут использовать нарушители при преодолении физических барьеров и вскрытии защитных конструкций; транспортные средства, которые могут использовать нарушители при движении к объекту и на его территории; степень осведомленности нарушителей об организации, радиационных объектах и системе физической защиты: общее расположение зданий и сооружений, схемы дорог и дорожек, ограждений зон на территории; характер радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения и их размещение в зонах, зданиях, помещениях; сведения о системе физической защиты, размещении сил охраны, порядке доступа на объект, в его здания, помещения и сооружения; степень подготовленности нарушителей к совершению акции: уровень обычной подготовки, основанный на изучении открытой информации и самоподготовке; уровень общей военной подготовки воинских подразделений общего назначения или частных охранных предприятий; уровень специальной подготовки войск специального назначения и террористических организаций; предполагаемая тактика действия нарушителей, которая включает следующие сведения: формы совершения хищения и диверсии (открытая, скрытая или комбинированная форма нападения на радиационный объект); возможные способы преодоления физических барьеров на пути к местам размещения РВ, РИ и ПХ; возможные способы прохода, проезда через контрольно-пропускные пункты; возможность захвата средств и приспособлений, а также транспортных средств, расположенных на территории организации; возможность проникновения нарушителей через прилегающую акваторию на плавсредстве или с использованием аквалангов; тактика ведения боя.
41. Рекомендуется приводить ссылки на источники информации, на основе которых была разработана модель нарушителей, а также давать пояснения по принятым допущениям.
42. Результатом разработки модели нарушителей является документ, содержащий описание характеристик возможных нарушителей и реализуемых ими угроз в отношении РВ, РИ и ПХ. В документе, устанавливающем модель нарушителей, рекомендуется приводить сводную таблицу, в которой для каждого типа потенциальных нарушителей из модели нарушителей указываются радиационные объекты, на которых данный тип потенциального нарушителя способен совершить акцию хищения или диверсии, и реализуемые им угрозы.
43. В модели нарушителей отражается наличие или отсутствие специальных средств у нарушителя, которые могут позволить ему осуществить хищение закрытых радионуклидных источников.
44. Модель нарушителей для конкретного радиационного объекта устанавливается на основе типовой модели нарушителей, определенной в соответствии с разрабатываемым в рамках государственной системы физической защиты перечнем основных угроз ядерно и радиационно опасным объектам и типовых моделей нарушителей и полученной от территориального органа безопасности.
Документ, устанавливающий категорию последствий диверсии на радиационном объекте
45. В документе, устанавливающем категорию последствий диверсии на радиационном объекте, рекомендуется приводить сведения об установлении прогнозируемой категории последствий диверсии нарушителями, указанными (предусмотренными) в модели нарушителей.
46. В документе, устанавливающем категорию последствий диверсии на радиационном объекте, приводятся следующие сведения: используемые нормативные и методические документы по определению масштаба последствий несанкционированных действий и по установлению категории последствий диверсии на радиационном объекте; состав комиссии по установлению категории последствий диверсии на радиационном объекте; установленная категория последствий диверсии на радиационном объекте.
Документ, устанавливающий категорию каждого закрытого радионуклидного источника
47. Определение категории закрытых радионуклидных источников, РВ по потенциальной радиационной опасности проводится в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, на основе отношения A/D (отношения активности закрытых радионуклидных источников А к установленному пределу активностей радионуклидных источников D).
48. Для установления категории закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности используются данные паспортов (формуляров) закрытых радионуклидных источников, представленные предприятием-изготовителем. В случаях, когда предприятием-изготовителем категория закрытых радионуклидных источников не установлена, работу по установлению категории организует руководитель организации. При этом рекомендуется документально фиксировать последовательность выполняемых действий, приводить расчеты показателя A/D, на основе которого определяется категория закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности.
Документ, содержащий обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ
49. В документе, содержащем обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и РВ, приводятся результаты проведенной комиссией аналитической работы по оценке возможности хищения закрытых радионуклидных источников и РВ (решение комиссии).
50. В решении комиссии рекомендуется указывать: активность закрытого радионуклидного источника или РВ;