Гидроэлектростанция является радиационно опасным объектом

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ В РАЙОНАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ 2-е издание

УТВЕРЖДЕНЫ МЧС России 24 декабря 2002 г. В «Методических рекомендациях по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения» (далее — Методические рекомендации) изложены: назначение, организация и порядок задействования локальных систем оповещения; организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов; организация и основные этапы создания локальных систем оповещения; организация эксплуатационно-технического обслуживания технических средств локальных систем оповещения; основные тактико-технические характеристики комплекса технических средств оповещения П-166, а также образцы оформления типового технического задания на создание локальной системы оповещения и паспорта локальной системы оповещения потенциально опасного объекта. Методические рекомендации предназначены для руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России; органов управления по делам ГОЧС всех уровней; руководителей министерств, ведомств и организаций всех форм собственности Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; для начальников гражданской обороны потенциально опасных объектов; руководителей и сотрудников проектных организаций и организаций связи при разработке технических заданий на проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию локальных систем оповещения в районах размещения ядерно-, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений. Методические рекомендации также могут быть рекомендованы для преподавателей, слушателей и курсантов учебных заведений и сотрудников научно-исследовательских учреждений МЧС России.

Содержание
  1. ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
  2. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
  3. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  4. 2. НАЗНАЧЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ
  5. Рис.2.1. Организация локальной системы оповещения в районе размещения АЭС
  6. Рис.2.2. Организация локальной системы оповещения в районе размещения химически опасного объекта
  7. Рис.2.3. Организация локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС
  8. 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ В РАЙОНАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
  9. Рис.3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения АЭС
  10. Рис.3.2. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения отдельно стоящего химически опасного объекта
  11. Рис.3.3. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения рядом стоящих химически опасных объектов
  12. Рис.3.4. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС
  13. Источник

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие «Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения» разработаны в целях реализации Федерального закона «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ с учетом требований Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» от 1 марта 1993 г. N 177, «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 1 марта 1993 г. N 178 и совместного приказа МЧС России, Минсвязи России и ВГТРК «Об утверждении Положения о системах оповещения гражданской обороны» от 7 декабря 1998 г. N 701/212/803*. ________________ * Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

1.2. В Методических рекомендациях определены: назначение, порядок задействования, организационно-техническое построение, этапы работ по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения на базе комплекса технических средств оповещения (КТСО) П-166 и порядок эксплуатационно-технического обслуживания технических средств локальных систем оповещения (ЛСО).

1.3. Методические рекомендации предназначены для использования: министерствами, ведомствами и организациями, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее — органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям); начальниками гражданской обороны потенциально опасных объектов; проектными организациями и организациями связи при разработке технических заданий на проектирование, строительстве (реконструкции) и эксплуатации локальных систем оповещения в районах размещения ядерно-, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений.

1.4. За создание (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению локальных систем оповещения несут персональную ответственность руководители потенциально опасных объектов, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

1.5. Создание локальной системы оповещения — составная часть комплекса мероприятий гражданской обороны, проводимых с целью защиты персонала каждого потенциально опасного объекта, а также проживающего в районе его размещения населения.

1.6. Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.

1.7. При разработке Методических рекомендаций учтены требования действующих нормативных документов, регламентирующих вопросы организации оповещения населения Российской Федерации.

2. НАЗНАЧЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ

2.1. Назначение локальных систем оповещения

Локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до: руководителей и персонала объектов; объектовых сил и служб гражданской обороны; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения. При авариях (катастрофах), прогнозируемые последствия которых не выходят за границы потенциально опасного объекта, оповещаются: руководители и персонал объекта; объектовые силы и службы гражданской обороны; оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) субъекта Российской Федерации, города, городского района. При авариях, прогнозируемые последствия которых выходят за границы потенциально опасного объекта, дополнительно оповещаются: персонал (руководители, дежурные службы) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; население, проживающее в зоне действия локальной системы оповещения.

2.2. Организация локальных систем оповещения

2.2.1. Схемы организации локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов: атомных электростанций (АЭС), химически опасных объектов (ХОО) и гидроэлектростанций (ГЭС) приведены на рис.2.1, 2.2 и 2.3.

Рис.2.1. Организация локальной системы оповещения в районе размещения АЭС

Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (2-е издание)

Рис.2.1. Организация локальной системы оповещения в районе размещения АЭС

Рис.2.2. Организация локальной системы оповещения в районе размещения химически опасного объекта

Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (2-е издание)

Рис.2.2. Организация локальной системы оповещения в районе размещения химически опасного объекта

Рис.2.3. Организация локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС

Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (2-е издание)

Рис.2.3. Организация локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС

2.2.2. Дежурный диспетчер (начальник смены) потенциально опасного объекта отвечает за своевременное задействование локальной системы оповещения, а также информирование оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района о факте аварии и складывающейся обстановке.

2.2.3. Оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района отвечают за своевременное задействование территориальных и местных систем оповещения населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в том числе в части дублирования оповещения населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

2.2.4. Управление локальной системой оповещения на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.

2.2.5. Рабочее место дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта оборудуется техническими средствами, обеспечивающими: управление локальной системой оповещения; прямую телефонную и, при необходимости, радиосвязь с оперативными дежурными органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района; прямую проводную и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно-спасательных служб потенциально опасного объекта; прием сообщений, передаваемых по территориальной системе централизованного оповещения; контроль прохождения сигналов и информации, передаваемых по локальной системе оповещения; телефонную связь общего пользования.

2.2.6. Технические средства локальных систем оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств оповещения по сигналам территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения и от дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта.

2.2.7. При создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.

2.2.8. Зоны действия локальных систем оповещения определяются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта: в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов — в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта); в районах размещения химически опасных объектов — в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов; в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) — на расстоянии до 6 км от каждого объекта.

2.3. Порядок задействования локальной системы оповещения

2.3.1. Решение на задействование локальной системы оповещения принимает руководитель потенциально опасного объекта или лицо, его замещающее. В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, решение о задействовании локальной системы оповещения может быть принято дежурным диспетчером (начальником смены станции) потенциально опасного объекта.

2.3.2. При задействовании локальных систем оповещения должен соблюдаться следующий порядок: подается сигнал «Внимание всем!» путем дистанционного включения электросирен; передается команда дистанционного включения электропитания усилителей проводного вещания и переключения их на передачу информации оповещения; с микрофона или ПЭВМ осуществляется многократная (2-3 раза) передача речевой информации оповещения; длительность передачи речевой информации оповещения не должна превышать 5 минут.

2.3.3. О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования локальной системы оповещения сообщается в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ (города, городского района).

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ В РАЙОНАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения атомной электростанции (АЭС)

Типовой вариант организационно-технического построения локальной системы оповещения в районе размещения АЭС приведен на рисунке 3.1.

Рис.3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения АЭС

Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (2-е издание)

Рис.3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения АЭС

3.1.1. В помещении центрального щита управления (ЦЩУ) и на запасных пунктах управления (ЗПУ) противоаварийными действиями, как правило, устанавливаются: автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) — для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по территориальной автоматизированной системе централизованного оповещения (ТАСЦО), а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации; абонентское устройство (громкоговоритель) — для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения; средства прямой телефонной связи и радиосвязи с дежурным центрального щита радиационного контроля (ЦЩРК) и оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района).

3.1.2. На узле связи атомной станции и на узле электросвязи пристанционного поселка (города) устанавливаются: блок коммутации сообщений (П-166 БКС) — для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленные на узлах связи атомных станций и пристанционных поселков (городов); блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) — для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и для передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами; блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) — для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционных усилителей на передачу речевой информации; блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) — для циркулярного оповещения руководства и дежурных смен аварийных служб атомной станции по телефонам.

3.1.3. На узле электросвязи райцентра устанавливается блок коммутации сообщений (П-166 БКС) — для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения местной системы оповещения.

3.1.4. В населенных пунктах, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) — для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ).

3.2. Организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов

Типовые варианты организационно-технического построения локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов (ХОО) приведены на рисунках 3.2 и 3.3.

Рис.3.2. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения отдельно стоящего химически опасного объекта

Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (2-е издание)

Рис.3.2. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения отдельно стоящего химически опасного объекта

Рис.3.3. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения рядом стоящих химически опасных объектов

Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (2-е издание)

Рис.3.3. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения рядом стоящих химически опасных объектов

3.2.1. В диспетчерской и на пункте управления отдельно стоящего химически опасного объекта, как правило, устанавливаются: автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) — для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по ТАСЦО, а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района) и на ЗПУ начальника гражданской обороны населенного пункта города, на территории которого находится потенциально опасный объект; абонентское устройство (громкоговоритель) — для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения; средства прямой телефонной связи и радиосвязи с оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (городского района), диспетчерами (начальниками смен) расположенных рядом объектов, персоналом в местах хранения или перегрузки аварийно химически опасных веществ (АХОВ) или сильнодействующих ядовитых вещества (СДЯВ).

3.2.2. На объектовом узле связи (АТС и УПВ) устанавливаются: блок коммутации сообщений (П-166 БКС) — для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и местной системе оповещения, на комплекты аппаратуры оповещения, установленной на объектовом узле связи и АТС районов города, расположенных в границах ЛСО; блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) — для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и местной системе оповещения, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами; блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) — для оповещения руководящего состава гражданской обороны объекта по служебным телефонам; блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) — для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения объектового радиотрансляционного усилителя на передачу речевой информации.

3.2.3. На АТС городов, городских районов или населенных пунктов, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливаются: блок коммутации сообщений (П-166 БКС) — для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО; блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) — для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также дистанционного управления электросиренами местной системы оповещения; блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) — для оповещения руководящего состава гражданской обороны объекта по телефонам; блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) — для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционного усилителя на передачу речевой информации.

3.2.4. На объектах, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) — для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ).

3.2.5. В органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (городского района) для приема и отображения сообщений об аварии на химически опасном объекте устанавливается (или используется имеющийся) автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ).

3.2.6. Особенностью схемы, приведенной на рисунке 3.3, является создание на долевой основе в интересах двух или более химически опасных объектов объединенной локальной системы оповещения, управление которой обеспечивается с рабочих мест диспетчеров (начальников смен) каждого из объектов.

3.3. Организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения гидроэлектростанций

Типовой вариант организационно-технического построения локальной системы оповещения в районе размещения гидроэлектростанции (ГЭС) приведен на рисунке 3.4.

Рис.3.4. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС

Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (2-е издание)

Рис.3.4. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС

3.3.1. В диспетчерской ГЭС устанавливаются: автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) — для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по ТАСЦО, а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации; абонентское устройство (громкоговоритель) — для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения; средства прямой телефонной связи и радиосвязи с оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации.

3.3.2. На узле связи ГЭС устанавливаются: блок коммутации сообщений (П-166 БКС) — для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленной на узлах связи ГЭС, поселка энергетиков, города, городского района; блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) — для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также дистанционного управления электросиренами;

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий