Источники ионизирующего излучения (далее по тексту также ИИИ), будучи потенциально опасными для человека и окружающей среды, равно как и работа с ними подвергаются законодательному регулированию и осуществляются под контролем и надзором компетентных государственных органов. В рамках настоящей статьи рассмотрим основные вопросы санитарно-эпидемиологического контроля в отношении работ с ИИИ.

- Источники ионизирующего излучения
- Виды источников ионизирующего излучения
- Нормативно-правовое регулирование деятельности в области использования ИИИ
- Лицензирование деятельности в области использования генерирующих ИИИ
- Документы, необходимые для получения СЭЗ
- Перечень нормативных документов, используемых при проведении санитарно-эпидемиологического контроля
- Плата за проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы
- Срок действия СЭЗ
- Источник
Источники ионизирующего излучения
Источником ионизирующего излучения признается объект, обладающий способностью испускать ионизирующее излучение. Ионизирующее излучение, при этом, это любое излучение, вызывающее ионизацию среды, т. е. протекание электрических токов в среде (в том числе и в организме человека), что приводит к разрушению клеток, изменению состава крови, ожогам и другим тяжким последствиям. Стоит заметить, что испусканием ионизирующих излучений сопровождается радиоактивность, то есть самопроизвольное превращение ядер одних атомов в ядра других атомов.
Сегодня наука выделяет 2 вида ионизирующего излучения (ИИ):
Виды источников ионизирующего излучения
Выделяют 2 основных вида источников ионизирующих излучений:

- Естественные ИИИ (радон и его дочерние продукты; уголь, сжигаемый на ТЭЦ; термальные водоемы, фосфатные месторождения (для производства удобрений и как кормовая добавка), а также строительные материалы, изготавливаемые из золы и шлака
- Искусственные ИИИ (стационарные и переносные диагностические рентгеновские аппараты (в том числе стоматологические); стационарные и переносные рентгеновские дефектоскопы; приборы для рентгеноструктурного и рентгеноспектрального анализа; рентгеновские приборы для технического и технологического контроля (толщиномеры, плотномеры, уровнемеры, аппараты для досмотра багажа и товаров и человека); приборы для досмотра багажа и товаров; генераторы нейтронные.
Нормативно-правовое регулирование деятельности в области использования ИИИ
В настоящее время деятельность в области использования ИИИ регулируется Федеральным законом от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Федеральным законом от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 года № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)» (далее по тексту также — ПП № 278), а также Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 апреля 2010 года № 40 (ред. от 16.09.2013) «Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» (сокращенно и далее по тексту ОСПОРБ-99/2010).

Лицензирование деятельности в области использования генерирующих ИИИ
В п. 3.4.1. Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности 99/2010 прямо обозначено, что деятельность, связанная с использованием источников излучения, за исключением использования источников, упомянутых в пункте 1.8 Правил, не допускается без наличия лицензии на данный вид деятельности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию в области использования источников ионизирующего излучения и средств радиационной защиты ИИИ, приведен в Приложении к Постановлению Правительства РФ № 278 и включает в себя следующее:
- Проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- Конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- Производство источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- Размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- Эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- Хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- Утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- Проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- Конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- Изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
- Эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих) (см. Приложение к ПП РФ 278).
Заметим, что при использовании ИИИ в медицинской деятельности получение отдельной лицензии для такого использования не требуется. Настоящее правило закреплено в подп. 39 п. 1 статьи 12 ФЗ от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) подлежит лицензированию, НО за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности. Аналогичные и соответствующие приведенной норме закона положения изложены и в основных санитарных правилах обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010). Пункт 1.8.1. фиксирует то, что лицензия на право осуществления деятельности в области использования техногенных ИИИ не требуется, если установки, генерирующие ионизирующее излучение, используются для медицинской диагностики или лечения пациентов организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, включающую рентгенологию. До вступления в законную силу ФЗ № 99 в 2011 году получение лицензии для использования ИИИ в медицинской деятельности было обязательным.
Необходимым условием для получения соответствующей лицензии является получение санитарно-эпидемиологического заключения для осуществления выше обозначенных видов деятельности. В п. 3.4.2. ОСПОРБ 99/2010 закреплено, что все виды обращения с источниками ионизирующего излучения, включая радиационный контроль, разрешаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с источниками излучения санитарным правилам, которое выдают органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по обращению юридического или физического лица. Таким образом, медицинским организациям, хоть и не требуется на сегодняшний день получать лицензию на использование ИИИ, получение СЭЗ на ИИИ является обязательным.
Документы, необходимые для получения СЭЗ
Для получения санитарно-эпидемиологического заключения соответствия условий работы с источниками ионизирующего излучения государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) представляет в Роспотребнадзор документы по правилам, изложенным в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 июля 2012 года № 775 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно- эпидемиологических заключений». Подробная информация о государственной услуге представлена в статье «Санитарно-эпидемиологическое заключение: основные положения».

Обязательным и необходимым условием для выдачи СЭЗ является предоставление заявителем оформленных соответствующим образом результатов проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований и проч.
Документы, необходимые для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и т.д.
Полный перечень документов, которые необходимо предоставить в организацию, оказывающую соответствующие услуги по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и проч. размещен на сайте: http://www.mossanexpert.ru/view_answer.php?id=70.
Из основных документов отметим следующие:
- проект на рентгеновский кабинет;
- технический паспорт на рентгеновский кабинет;
- протокол дозиметрического контроля на рабочем месте персонала, в смежных с процедурной помещениях и на прилегающей территории (проводится при экспертизе);
- паспорта (с указанием свинцового эквивалента, заводского номера) на индивидуальные и передвижные средства радиационной защиты;
- протоколы испытаний индивидуальных и передвижных средств радиационной защиты: фартуки, воротники, пелерины и т.д. (в случае, если срок службы средств защиты превышает 2 года с даты выпуска);
- технический отчет проверки эффективности вентиляционной системы (при ее наличии) с указанием фактической кратности воздухообмена;
- технический отчет по профилактическим измерениям и испытаниям электроустановок и электрооборудования потребителей (с техническим отчетом необходимо представить лицензию организации, проводившей испытания электросистемы, и свидетельство о регистрации электролаборатории);
- приказ о назначении лица, ответственного за радиационную безопасность, учет и хранение рентгеновских аппаратов, производственный радиационный контроль;
- Инструкция по радиационной безопасности, по предупреждению и ликвидации радиационных аварий, утвержденная руководителем организации;
- Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте и др.
Обращаем Ваше внимание, что в статье приведен не исчерпывающий перечень документации, а указаны только некоторые из документов. Более подробно данная информация отражена в статье «Санитарно-эпидемиологическое заключение на виды деятельности. СЭЗ на медицинскую деятельность».
Перечень нормативных документов, используемых при проведении санитарно-эпидемиологического контроля
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза соответствия условий работы с источниками ионизирующего излучения государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проводится на соответствие требованиям следующих основных нормативных документов:

- СП 2.6.1.799-99 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99)»;
- СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»;
- НРБ-99/2009 «Нормы радиационной безопасности. Санитарные правила и нормативы»;
- СП 2.6.1. 697-98 «Гигиенические требования к производству, эксплуатации и контролю рентгеновских установок для досмотра багажа и товаров»;
- СП 2.6.1.1283-03 «Обеспечение радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии»;
- СанПиН 2.6.1.1281-03 «Санитарные правила радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ)»;
- МУК 2.6.1.1797-03 «Контроль эффективных доз облучения пациентов при медицинских рентгенологических исследованиях»;
- МУ 2.6.1.1892-04 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при проведении радионуклидной диагностики с помощью радиофармпрепаратов»;
- Руководство Р 2.2.2006-05 «Гигиенические критерии оценки условий труда и классификации рабочих мест при работах с источниками ионизирующих излучений»;
В зависимости от вида деятельности санитарно-эпидемиологическая экспертиза может проводиться на соответствие другим нормативным документам.
Плата за проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы
В соответствии с п. 26 Приказа № 775 санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок для получения санитарно-эпидемиологических заключений осуществляются за счет средств заявителя. При этом плата за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок, осуществляемые в целях предоставления государственной услуги, рассчитывается в соответствии с Методикой определения размера платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17.09.2012 № 907.

Специально подчеркнем, что в случае проведения санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок в целях федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лицензирования, социально-гигиенического мониторинга последние проводятся без взимания платы.
Срок действия СЭЗ
Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения санитарным правилам действительно в течение не более пяти лет. По истечении срока действия санитарно-эпидемиологического заключения по запросу юридического или физического лица органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решают вопрос о продлении срока его действия (см. «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.09.2013 № 43). Такая процедура продления действия санитарно-эпидемиологического заключения осуществляется в порядке его переоформления.

Подробная информация по общим вопросам, связанным с порядком получения санитарно-эпидемиологического заключения, отражена в статьях:
- «Санитарно-эпидемиологическое заключение: основные положения»;
- «Необходимость получения санитарно-эпидемиологического заключения»;
- «Получение и переоформление санитарно-эпидемиологического заключения».