ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2. Контрольный уровень — устанавливается администрацией ОИАЭ по согласованию с органами Госсанэпиднадзора России. Его численное значение должно учитывать достигнутый на ОИАЭ уровень радиационной безопасности и обеспечивать условия, при которых радиаци-онное воздействие будет ниже допустимого.
4. Обращение с РВ РИ и РАО —все виды деятельности, связанной с эксплуатацией (вы-водом из эксплуатации) РИ, хранением и транспортированием РВ, сбором, транспортировани-ем, переработкой, хранением и (или) захоронением РАО, где: -сбор РАО — сосредоточение РАО в специально отведенных и оборудованных местах; -транспортирование РВ и РАО — перемещение РВ и РАО с применением транспортных и грузоподъемных средств; -переработка РАО — технологические операции по изменению агрегатного состояния и (или) физико-химических свойств РАО, осуществляемые при подготовке их к хранению и (или) захоронению; -хранение РВ и РАО — размещение РВ и РАО в ПХ РВ и хранилище РАО соответственно с намерением их последующего извлечения; -захоронение РАО — размещение РАО в хранилище без намерения последующего их из-влечения; -ПХ РВ, хранилище РАО — комплекс специальных сооружений и оборудования, предназначенный для хранения РВ и (или) хранения и захоронения РАО соответственно.
6. Радиационная авария — нарушение, при котором имеет место потеря управления РИ, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями персонала, стихийными бедствиями или иными причинами, которые привели к незапланированному облучению людей и (или) радиоактивному загрязнению окружающей среды, превышающим величины, регламентированные нормами радиационной безопасности (для данного документа).
8. Радиоактивные отходы — не предназначенные для дальнейшего использования радиоактивные вещества в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормами радиационной безопасности.
10. Радиационные источники — не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся РВ.
12. Учет нарушений (в настоящих Правилах) — регистрация нарушений по классам.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.2. Расследование нарушений и их учет осуществляются в целях: • определения причин возникновения исходного события, путей его протекания, последствий и класса нарушения; • принятия решений о повышении безопасности ОИАЭ; • статистического учета нарушений; • информирования персонала и населения в случае угрозы облучения и загрязнения окру-жающей среды, а также регулярного информирования о нарушении местных органов власти и органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
1.4. Настоящие Правила не распространяются на юридических и физических лиц, осуще-ствляющих деятельность: • по эксплуатации источников, генерирующих ионизирующее излучение; • по обращению с РВ, изделиями на их основе и РАО на ядерных установках, в том числе на предприятиях ядерного топливного цикла, в ПХ РВ и хранилищах РАО, входящих в их состав а также по расследованию при хищении.
2.1. Нарушения в зависимости от последствий подразделяются на классы. Устанавливаются три класса нарушений: • радиационная авария — класс А; • радиационное происшествие — класс П-1; • нерадиационное происшествие — класс П-2. Классы нарушений приведены в таблице
2.3. Класс нарушения должен определяться по значениям характеристик радиационной обстановки, замеренным (рассчитанным) на месте нарушения (мощности дозы излучения или других параметров).
3.1. Основные положения:
3.I.2 Администрация ОИАЭ должна обеспечить передачу оперативного сообщения о каждом нарушении, учитываемом и расследуемом в соответствии с требованиями настоящих Правил Оперативное сообщение должно быть передано по каналу любого вида связи, обеспечивающему оперативное получение информации в течение 1 ч после выявления нарушения. Оперативное сообщение передается лицом, назначенным администрацией ОИАЭ.
3.1.4. Должно быть передано оперативное сообщение: о нарушениях, относящихся к классу А: • дежурному федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся ОИАЭ и эксплуатирующая организация; • ответственному дежурному Госатомнадзора России; • дежурному межрегионального территориального округа Госатомнадзора России; • дежурному Минздрава России и дежурному территориального органа Минздрава России (Госсанэпиднадзора России); • дежурному территориального округа МЧС России; • местным органам ФСБ России, МВД России и Главного управления государственной противопожарной службы МВД России, обслуживающим ОИАЭ; • подразделению Росгидромета; • дежурному территориального органа Госкомэкологии России; • главам администрации города и других субьектов Российской Федерации, на территории которых произошла авария. о нарушениях, относящихся к классам П-1 и П-2: • дежурному межрегионального территориального округа Госатомнадзора России; • местным органам ФСБ России, МВД России и Главного управления государственной противопожарной службы МВД России, обслуживающим ОИАЭ; • дежурному территориального органа Госкомэкологии России; • дежурному территориального округа МЧС Росси;
3 1.6. Предварительное сообщение должно содержать следующую информацию: • наименование ОИАЭ; • наименование и тип РИ. изделия на основе РВ и оборудования с РАО транспортного средства, использованного при перевозке РВ, изделий на их основе и РАО; • дату и время нарушения; • характеристику нарушения; • данные о радиационном воздействии на персонал, население и окружающую среду; • состояние РИ, изделия на основе РВ и оборудования с РАО, транспортного средства, использованного для перевозки РВ, изделий на их основе и РАО. на момент передачи сообщения, в том числе наименование нарушения и основные данные о нем, место, характер и возможная причина нарушения, а также принятые первоочередные меры по устранению последствий нарушения; • предварительно установленный класс нарушения; • должность, фамилию и инициалы передавшего предварительное сообщение.
3.1.8 Отчет или акт о расследовании нарушения должен быть составлен комиссией по расследованию нарушения (далее — комиссия). Типовые структура и содержание отчета комиссии о расследовании нарушения на ОИАЭ приведены в приложении 2, типовая форма акта о расследовании нарушения — в приложении 3. Отчет составляется комиссией при расследовании радиационной аварии; акт — при расследовании радиационного и (или) нерадиационного происшествия.
3.2. Расследование нарушений.
3 2.2. в случае нарушения при осуществлении всех видов деятельности, кроме перевозок вне территории ОИАЭ на предварительном этапе расследование должны проводить администрация и персонал ОИАЭ.
3.2.4. Обнаружение нарушения и установление его класса должны быть проведены в соответствии с разделом 2 и приложением 1.
3.2.6 Приказ о создании комиссии, ее составе и времени начала работы должен подписывать руководитель администрации ОИАЭ. Этим же приказом должен быть определен порядок привлечения к работе независимых экспертов.
3.2.8 О месте и времени начала работы комиссии все ее члены должны быть оповещены председателем комиссии. Эти же сведения председатель комиссии должен сообщить в межрегиональный территориальный округ Госатомнадзора России, осуществляющий надзор за ОИАЭ, и эксплуатирующую организацию.
3.2.10 В период работы комиссии администрация ОИАЭ обязана: • обеспечивать беспрепятственный доступ членов комиссии на территорию ОИАЭ на котором произошло нарушение; • обеспечивать проведение необходимых расчетов испытании фотографических работ и т п; • представлять проектные конструкторские эксплуатационные и иные документы по требованию председателя комиссии; • представлять записи регистрирующих приборов, распечаток ЭВМ оперативных журналов и тп; • производить печатание и размножение материалов расследования; • оказывать другие услуги, связанные с проведением расследования.
3.2.12. Срок расследования на основном этапе не должен превышать 15 календарных дней с даты подписания приказа о создании комиссии руководителем администрации ОИАЭ. По ходатайству председателя комиссии перед администрацией ОИАЭ продолжительность расследования особенно трудно поддающихся расследованию нарушений может быть увеличена (с указанием конкретного срока окончания).
3.2.14. При нарушениях, возникших при перевозке РВ, изделий на их основе и РАО автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским и речным транспортными средствами вне территории ОИАЭ, расследование должен проводить грузоотправитель (организация, ответственная за груз), если в договоре между грузоотправителем и грузополучателем не указано иное.
3.3. Учет нарушений.
3.3.2. Исходными данными для учета нарушений должны быть следующие материалы: • сообщения о нарушениях, представляемые на предварительном этапе расследования; • материалы расследования нарушений на основном этапе (отчет или акт).
Приложение 1
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Приложение 2
1. Отчет должен состоять из следующих структурных элементов: Титульный лист. Введение. Раздел 1. Класс нарушения. Раздел 2. Исходные события и пути протекания нарушения . Раздел 3. Причины нарушений и рекомендации по повышению безопасности ОИАЭ Лист подписей членов комиссии . Приложения.
3. В разделе 1 должны быть приведены: -Перечень параметров и характеристик состояния систем (элементов) ОИАЭ. -Динамика изменения значений указанных параметров и характеристик состояния систем (элементов) ОИАЭ и характеристик радиационной обстановки в местах контроля до и после нарушения, в том числе после перехода к выполнению работ по предотвращению нарушения или его последствий.- Мощность дозы облучения на месте нарушения, значения параметров и характеристик состояния систем (элементов) ОИАЭ при нарушении нормальной эксплуатации.- Класс нарушения.
5. В разделе 3 должны быть приведены: -Выявленные причины нарушения, рекомендации по их устранению и повышению безопасности ОИАЭ.