Конспект радиация вокруг нас

О Т К Р Ы Т Ы Й У Р О К

Тема урока: «Радиация вокруг нас».

Дать представление о радиации, ее положительной роли и отрицательном воздействии на человека.

  • Изучить основные понятия радиации; источниках и видах ионизирующего излучения, единицах измерения, воздействия на человека.
  • Развитие мышления, памяти, речи, воображения, мировоззрения, эмоционально-волевых потребностей, лидерских качеств; умения выступать перед аудиторией, слушать, анализировать ситуацию, делать выводы.
  • Воспитание ответственности, самостоятельности, нравственности, воспитание бережного отношения к здоровью.

Форма проведения: проблемная лекция.

  • Ионизирующее излучение и его виды.
  • Источники излучений (естественные и искусственные).
  • Внутреннее и внешнее облучение организма.
  • Нормы радиационной безопасности человека.

Методы обучения: проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный (объяснение, демонстрация), опережающего обучения.

Оборудование: учебник, тетрадь, план, схемы; компьютер; ;презентация; фотослайды.

  1. Организационный момент. 3 мин
  2. Целеполагание и мотивация. 3 мин
  3. Актуализация. 20 мин
  1. Осознание и осмысление учебной информации. 3 мин
  2. Первичное закрепление учебного материала. 7 мин
  3. Информация о домашнем задании. 4 мин
  4. Рефлексия (подведение итогов урока). 4 мин

1. Организационный момент (3 мин)

Учитель: Недавно мы с вами изучили, какие объекты, использующие АХОВ, есть в городе и в чем их возможная опасность. Давайте вспомним предприятия и назовем аварийно химически опасные вещества.

Учитель А как вы думаете, на чем основана работа атомной электростанции? Она работает на энергии атома. Человек смог освоить этот колоссальный вид энергии и пустить его на благо людей. Но как у любого явления, у атомной энергии есть две стороны — положительная и отрицательная. Положительную мы узнали, давайте попытаемся узнать об отрицательной стороне и о том, зачем нужна атомная энергия человеку. Тема сегодняшнего урока «Радиация вокруг нас».

Учитель. Наш урок пройдет в форме проблемной лекции. Я предлагаю вам вести по ходу объяснения записи в тетради, фиксируя основные моменты и слова. План нашего урока записан на слайде Ионизирующее излучение и его виды.

Эпиграфом к нашему уроку будет загадка: «Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами. Не безобидна». Догадались? Да, это — радиация

Да, действительно это даты и места страшных трагедий. Это места радиоактивного воздействия на большое количество людей. Вот она, вторая сторона атомной энергии — радиация, или ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ. Сейчас мы послушаем сообщение «ученого-физика», который нам расскажет немного об этом явлении согласно первому пункту плана.

Ученик-физик. Ионизирующее излучение, в частности радиоактивное, занимает особое место среди многочисленных факторов среды обитания человека, так или иначе влияющих на его здоровье и жизнь.

С этого времени изучение ионизирующего излучения и ядовитых реакций стало одним из приоритетных направлений физики. Исследования дорого обошлось научному миру — около 4000 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления.

Учитель. Радиация — это сложное явление, которое включает в себя излучения нескольких видов: альфа-, бета- и гамма-излучение. Каждое из них различно не только по названию, но и по степени проникающей способности в ткани

Бета-излучение — распространяется в воздухе до 15 м, в биоткани — на глубину до 15 мм, в алюминии — до 5 мм. Одежда наполовину ослабляет их действие. Не проходят через оконное стекло и металлические предметы толщиной несколько миллиметров. Но при контакте с кожей также опасно.

Дозу излучения принято измерять в рентгенах (Р) — это количество энергии, поглощаемое 1 г вещества А дозу облучения в бэр.

2) Источники излучений (естественные и искусственные)

Схема 1

Нужно добавить, что на Земле есть места, где очень высокий уровень естественной радиации. Их всего пять: Бразилия, Франция, Индия, Египет и о. Ниуэ в Тихом океане. Однако, люди там здоровы, т.к. проживают длительное время и уже адаптировались. Так как космос — источник естественного излучения, то высота местности также имеет значение. Чем выше над уровнем моря, тем большее значение имеет радиационный фон. В открытом космосе — жесткая радиация, поэтому космические корабли должны быть надежно защищены от радиационного воздействия. Источники искусственного облучения весьма разнообразны, находятся нередко рядом с нами, поэтому необходимо знать, какая доза радиации является безопасной.

3) Внешнее и внутреннее облучение человека.

Конечно же, когда источник облучения находится внутри организма. У вас есть еще одна схема, показывающая виды облучения. Разберем ее (схема 2, слайд № 14).

Доза облучения — бэр (биологический эквивалент рентгена), 1 бэр = 1 Р

4) Нормы радиационной безопасности человека.

Естественный радиационный фон составляет 4–12 мкР/ч. При превышении дозы может возникнуть лучевая болезнь. В результате воздействия излучения происходит нарушение функций всех органов и систем, но наиболее тяжелым является поражение центральной нервной системы, системы кроветворения, желудочно-кишечного тракта. У лучевой болезни различают 4 степени в зависимости от дозы облучения и времени, проведенного в зоне заражения.

Динамическая пауза (1 мин)

  1. Давайте посмотри вокруг — видна ли радиация? (вращение головой).
  2. Напишите руками в воздухе буквы α, β, γ (вращение руками).
  3. Где радиация выше — в горах или на равнине (руки вверх, наклон вперед — достать руками пол).
  4. Электроны в ядре атома двигаются хаотично (прыжки, шаги на месте).

Учитель. Ребята, вы узнали почти все о радиации. Эта тема очень актуальна сегодня, особенно для нашей местности, так как мы живем рядом с потенциально опасным объектом.

Да, это Балаковская АЭС. Мы должны знать много о радиации, чтобы принимать верные решения.

Учитель: Сейчас проверим, как вы усвоили новую тему. Я буду задавать вопросы и посмотрим, как вы на них ответите. За каждый правильный ответ ставится 1 балл Какие виды излучения вы теперь знаете?

Проверка осуществляется по ключу (слайд № 18). После этого подсчитывается количество баллов, выставляются оценки.

Учитель: Домашнее задание будет несколько необычным, и состоять будет оно из двух частей (слайд № 19):

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий