- Положение о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации (Минюст N 1976 11.11.99)
- 1. Общие положения
- 6. Взаимодействие Минатома России с другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
- Источник
Положение о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации (Минюст N 1976 11.11.99)
ПОЛОЖЕНИЕо государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации
1. Общие положения
1.2. Положение регламентирует порядок ведения государственного учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) в системе государственного учета и контроля в Российской Федерации (далее — система учета и контроля).
1.4. Государственный учет и контроль РВ и РАО осуществляется с целью:
2) предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищения РВ и РАО;
4) информационного обеспечения для принятия управленческих решений по обращению с РВ и РАО в интересах радиационной безопасности населения.
1) организация ведения учета и контроля РВ и РАО с оформлением данных для государственного кадастра РАО, предусмотренного разделом III постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.95 N 1030 «О федеральной целевой программе «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы»*;_______________* Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 44, ст.4184.
3) разработка нормативных и методических документов, обеспечивающих функционирование системы учета и контроля, включая методики определения количества, активности, радионуклидного состава РВ и РАО, находящихся в пунктах (местах) на хождения и хранения;
5) взаимодействие с системой государственного учета и контроля ядерных материалов, единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки. единой государственной системой радиационного мониторинга окружающей среды, единой российской системой предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации;
7) организация обмена информацией в рамках межправительственных соглашений.
В настоящем Положении используются следующие понятия:
Государственному учету и контролю подлежат:
2) все виды отходов радиоактивных.Примечание:Радионуклидные источники в датчиках пожарной сигнализации, эталонные источники к приборам радиационного контроля, радиофармацевтические препараты, наборы для иммунологического анализа, радиоизотопные генераторы медицинского назначения, соединения, меченые радионуклидами, а также радиоизотопные препараты и растворы на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 (шестидесяти) суток, включая йод-125, учитываются только в организациях, их использующих.
4.1. Государственный учет и контроль РВ и РАО проводится на федеральном, региональном и ведомственном уровнях.
4.3. Органом управления системы учета и контроля на федеральном уровне является Минатом России, который в рамках своих полномочий обеспечивает:
2) сбор и анализ информации по учету и контролю РВ и РАО на региональном и ведомственном уровнях;
4) организацию информационного взаимодействия органов управления системы учета и контроля федерального, регионального и ведомственного уровней;
6) разработку совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти норм и правил (типовых форм учета и контроля РВ и РАО, методик определения количества и радионуклидного состава РВ и РАО и т.п.), единого информационного и совместимого программного обеспечения для ведения баз данных;
8) представление органам государственной власти, федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, другим заинтересованным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении РВ и РАО, а также об их экспорте и импорте в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий;
10) сотрудничество в рамках международных соглашений и программ (проектов) по вопросам учета и контроля РВ и РАО в установленном порядке.
1) проведение на региональном уровне учета и контроля РВ и РАО в организациях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти);
3) представление информации об учете и контроле РВ и РАО в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в ЦИАЦ и РИАЦ;
4.5. Федеральные органы исполнительной власти, Российская академия наук, имеющие подведомственные организации, деятельность которых связана с производством, использованием, утилизацией, транспортированием, хранением и захоронением РВ и РАО, в рамках своих полномочий обеспечивают:
2) разработку и утверждение в установленном порядке ведомственных нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля РВ и РАО;
4) представление информации об учете и контроле РВ и РАО подведомственными организациями в ЦИАЦ и ВИАЦ;
4.6. Основные задачи и функции информационно-аналитических центров учета и контроля РВ и РАО всех уровней:
2) обеспечение полноты, достоверности и своевременного обновления баз данных, обобщение и анализ информации;
4) передача информации в установленном порядке в другие информационно-аналитические центры системы учета и контроля РВ и РАО;
6) формирование предложений по совершенствованию системы учета и контроля РВ и РАО;
4.7. Порядок деятельности центрального, региональных и ведомственных информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля РВ и РАО (ИАЦ) определяется Минатомом России, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.
5.1. Государственный учет и контроль РВ и РАО основывается на данных первичного учета за производством, использованием, переработкой, утилизацией, хранением, захоронением и перемещением РВ и РАО, проводимого в организациях, включая перемещение через таможенную границу. Учет РВ и РАО ведется по количеству, объему, активности, радионуклидному составу, пунктам (местам) их нахождения, хранения и захоронения. Порядок ведения первичного учета определяется требованиями федеральных норм и правил учета и контроля РВ и РАО. До введения упомянутых нормативных документов используется временное положение о государственном учете и контроле РВ и РАО в организациях, утверждаемое Минатомом России по согласовании с Госатомнадзором России, Минздравом России, Госкомэкологией России.
5.3. Информация о наличии и перемещении РВ и РАО организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, Российской академии наук направляется в соответствующие ведомственные ИАЦ, а организациями, не входящими в вышеперечисленные структуры, — в региональные ИАЦ, Государственный научный центр Российской Федерации — Российский научный центр «Курчатовский институт» направляет указанную информацию непосредственно в ЦИАЦ.
5.5. Организации, осуществляющие деятельность с РВ и РАО, ежегодно представляют в ИАЦ соответствующих уровней сведения о наличии, поступлении, передаче их по формам, утверждаемым Госкомстатом России.
1) РВ и мест их нахождения — ежегодно в соответствии с положением о проведении инвентаризации радиоактивных веществ, утверждаемым Минатомом России;
5.7. В случаях изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РВ или РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ или РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций целесообразно проводить внеочередную инвентаризацию РВ и РАО.
5.9. Руководители организаций и ИАЦ несут ответственность за своевременность, достоверность и полноту представляемых данных по учету РВ и РАО в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.11. Руководители ИАЦ всех уровней, руководители организаций обеспечивают конфиденциальность информации с целью ее защиты от несанкционированного доступа, несут ответственность за обеспечение режима конфиденциальности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Сбор, анализ и обмен информацией, содержащей сведения, представляющие государственную тайну, осуществляются в соответствии с законом Российской Федерации «О государственной тайне» и другими действующими нормативными актами, принятыми в соответствии с указанным законом.
6. Взаимодействие Минатома России с другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
1) организации поиска утраченных или установления происхождения найденных РВ и РАО — с МВД России и ФСБ России;
3) информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти.
1) государственного учета и контроля РВ и РАО;
3) единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки; государственной системы радиационного мониторинга окружающей среды; государственного кадастра РАО, пунктов их хранения и захоронения, загрязненных радионуклидами территорий — совместно с Госкомэкологией России;
6.3. Взаимодействие Минатома России с Госатомнадзором России, Минздравом России, МВД России, ФСБ России, МЧС России, Госкомэкологией России, ГТК России осуществляется в порядке, определяемом специальными соглашениями между Минатомом России и указанными федеральными органами.
7.1. Подготовка и переподготовка персонала, осуществляющего учет и контроль на всех уровнях, проводится на базе институтов повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минатома России по программам, утвержденным Минатомом России и согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Программы и порядок обучения определяются отдельными документами.
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации11 ноября 1999 года, регистрационный N 1976
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительно власти, N 48, 29.11.99