Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2009 ПО 2015 ГОД (с изменениями на: 17.03.2015)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2009 ПО 2015 ГОД

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», с целью совершенствования системы обеспечения радиационной безопасности населения Волгоградской области постановляю:1. Утвердить прилагаемую Концепцию обеспечения необходимого уровня радиационной безопасности населения на территории Волгоградской области на период с 2009 по 2015 год.2. Утратил силу с 7 апреля 2010 года. — Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 07.04.2010 N 489.3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2009 ПО 2015 ГОД

(в ред. постановлений Главы АдминистрацииВолгоградской области от 17.12.2009 N 1502,от 11.02.2010 N 186,постановлений Губернатора Волгоградской обл.от 10.09.2012 N 828, от 17.03.2015 N 216)

1.1. Концепция обеспечения необходимого уровня радиационной безопасности населения на территории Волгоградской области на период с 2009 по 2015 год (далее именуется — Концепция) определяет цели, задачи, состав, структуру, основные принципы и направления работ по обеспечению и поддержанию необходимого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области как составного элемента общей радиационной безопасности на территории Российской Федерации.1.2. Концепция разработана в соответствии с Федеральными законами от 9 января 1996 года N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Законом Волгоградской области от 30 октября 2001 года N 617-ОД «Об обеспечении радиационной безопасности населения Волгоградской области».(в ред. Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 11.02.2010 N 186)1.3. В Концепции используются следующие термины и определения:а) радиационная безопасность населения (далее именуется — радиационная безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;б) радиационная обстановка — сложившаяся на определенной территории ситуация, обусловленная радиоактивным загрязнением или возможностью радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды (атмосферный воздух, почва, поверхностные и подземные воды, морская среда) и/или продуктов питания, сельхозугодий, лесного фонда и других объектов окружающей среды и характеризующаяся совокупностью радиационных параметров, прямо или косвенно отражающих величину воздействия или возможного воздействия радиоактивного излучения на человека и биологические объекты;(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)в) уровень радиационной безопасности — степень защищенности, характеризующаяся составом, объемом и эффективностью мероприятий, необходимых для обеспечения нормативных значений показателей воздействия на людей всех факторов, формирующих радиационную обстановку на данной территории, а также степенью готовности к проведению мероприятий по ликвидации радиационных аварий и их последствий.Уровень радиационной безопасности определяется администрацией территории по согласованию с территориальными органами соответствующих федеральных органов контроля и надзора в соответствии с требованиями федерального законодательства и соответствующих нормативных документов, а также с учетом научно-методических данных о характере формирования радиационной обстановки на данной территории;г) обеспечение радиационной безопасности — скоординированная деятельность соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления по организации и реализации комплекса мероприятий по достижению и поддержанию необходимого уровня радиационной безопасности;д) территориальная система радиационной безопасности — постоянно функционирующая система органов государственной власти и местного самоуправления, централизованно осуществляющих планирование, разработку и реализацию взаимосвязанных организационно-правовых, научно-методических, инженерно-технических и финансово-экономических мероприятий, направленных на обеспечение необходимого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области;е) контроль радиационной обстановки — деятельность соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, направленная:на организацию и проведение контроля за соблюдением требований документов, регламентирующих вопросы радиационной безопасности;на организацию оперативного получения информации о радиационной обстановке и характере ее воздействия на человека и окружающую среду;(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)на оперативное формирование оценки текущих и прогнозируемых состояний радиационной обстановки в целях разработки и реализации соответствующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности.1.4. В соответствии с положениями федерального законодательства ответственность за обеспечение радиационной безопасности на территории субъекта Российской Федерации возлагается как на федеральные органы исполнительной власти, так и на органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках соответствующих полномочий.1.5. Для обеспечения радиационной безопасности необходимы:разработка и проведение комплекса мер правового, организационного, инженерного, научно-методического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательно-образовательного характера, направленных на обеспечение и поддержание необходимого уровня радиационной безопасности;осуществление органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;информирование населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;обучение населения в области обеспечения радиационной безопасности.

2.1. В целях определения достаточности и необходимости совершенствования достигнутого уровня радиационной безопасности необходима его ежегодная оценка органами государственной власти Волгоградской области.2.2. Оценка достигнутого уровня радиационной безопасности должна осуществляться на основании:2.2.1. Показателей состояния радиационной обстановки:а) уровень радиоактивного загрязнения окружающей среды;б) индивидуальные и коллективные эффективные дозы облучения населения, полученные от всех источников ионизирующего излучения, присутствующих на данной территории;в) количество лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения;г) число произошедших радиационных аварий;д) прогнозируемая вероятность возникновения радиационных аварий, их характер и масштаб.2.2.2. Показателей уровня защищенности населения и территории:а) наличие официально утвержденного механизма и критериев оценки эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе:перечня радиационных факторов, формирующих радиационную обстановку на территории Волгоградской области;параметров необходимого уровня радиационной безопасности и параметров необходимого уровня эффективности контроля радиационной обстановки;б) эффективность функционирования территориальной системы радиационной безопасности, в том числе:оценка организационно-правовых, научно-методических, инженерно-технических, финансовых и социально-экономических средств, необходимых для обеспечения необходимого уровня защищенности населения и территорий от воздействия радиационных угроз, существующих и прогнозируемых по результатам контроля радиационной обстановки;оценка достаточности имеющихся средств для обеспечения необходимого уровня защищенности населения и территорий (степень готовности к эффективному предупреждению или ликвидации последствий радиационных аварий на своей территории);наличие механизма выбора приоритетных направлений работ по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности;количество и степень эффективности мероприятий по радиационной безопасности, реализованных в текущем году;наличие планов мероприятий по совершенствованию радиационной безопасности на последующие годы.2.3. Нормативный механизм и критерии определения оценки степени воздействия радиационных факторов (оценки показателей радиационной обстановки) установлены Методическими указаниями от 30 декабря 1997 года N МУ-177-112.2.4. Нормативный механизм и критерии оценки степени защищенности населения (оценка эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности) должны разрабатываться с учетом научно-методических данных о характере формирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области и утверждаться органами государственной власти Волгоградской области по согласованию с соответствующими территориальными структурами федеральных органов контроля и надзора. Указанные механизмы и критерии должны соответствовать требованиям федерального законодательства, иных нормативных документов.2.5. Результаты оценки радиационной безопасности населения ежегодно заносятся в радиационно-гигиенический паспорт территории.Радиационно-гигиенический паспорт территории ведется органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере обеспечения радиационной безопасности, и подписывается первым заместителем Губернатора Волгоградской области.(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 17.03.2015 N 216)(п. 2.5 в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)2.6. Уполномоченные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии со своей компетенцией и на основании анализа результатов достигнутого уровня радиационной безопасности обязаны:принимать решения о степени достаточности достигнутого уровня радиационной безопасности;определять приоритетные направления совершенствования достигнутого уровня радиационной безопасности;осуществлять разработку и реализацию программ и планов мероприятий по совершенствованию радиационной безопасности в рамках выбранных приоритетных направлений.

На текущий момент уровень обеспечения радиационной безопасности на территории Волгоградской области официально оценивается как удовлетворительный. Вместе с тем в части реализации делегированных Волгоградской области полномочий по оценке достигнутого уровня радиационной безопасности, по оценке наличия и эффективности функционирования организационно-правовой структуры, обеспечивающей деятельность по поддержанию и совершенствованию необходимого уровня радиационной безопасности, имеется ряд проблем:3.1. В составе органов государственной власти Волгоградской области имеются постоянно действующие структуры, официально ответственные за обеспечение отдельных составляющих радиационной безопасности (за контроль радиационной обстановки и за готовность к проведению защитных мероприятий). Однако ни на одну из этих структур не возложена официальная ответственность за общее состояние радиационной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе ответственность за анализ (оценку) состояния радиационной безопасности, а также за планирование с учетом результатов анализа и реализацию общих мероприятий по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности. В связи с чем на текущий момент отсутствует единый план мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на территории Волгоградской области.Функционирующий координационный совет по экологической и радиационной безопасности на территории Волгоградской области является совещательным органом и не может быть ответственным за обеспечение радиационной безопасности.(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)3.2. Исключен с 10 сентября 2012 года. — Постановление Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828.

4.1. Целями Концепции являются:а) сведение к минимуму (по возможности — исключение из жизни человека и окружающей среды) радиационных факторов риска и их отрицательного воздействия на здоровье человека и природу, обеспечение радиационно-безопасных условий для проживания и трудовой деятельности населения Волгоградской области;(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)б) снижение и предупреждение необоснованного, дополнительного к природному (фоновому) радиационного облучения всех категорий населения:от естественных (природных) источников ионизирующего излучения;от техногенных источников ионизирующего излучения (в том числе при ликвидации возможных аварий);от техногенных источников ионизирующего излучения при проведении медицинских процедур (диагностика, лечение).4.2. Для достижения поставленных целей необходима планомерная, поэтапная работа по решению следующих задач:изучение процессов формирования и развития радиационной обстановки, обусловленной всеми известными источниками ионизирующего излучения (как природного, так и техногенного происхождения), на всей территории Волгоградской области и в первую очередь на территориях с постоянным проживанием населения, находящихся в зоне воздействия радиационно-опасных производств;совершенствование контроля за обеспечением безопасного функционирования предприятий и производств, осуществляющих обращение радиоактивных веществ, включая вопросы безопасного хранения транспортировки и утилизации радиоактивных отходов;осуществление непрерывного контроля текущих состояний радиационной обстановки и кратковременного прогнозирования ее вероятных изменений, в том числе — Волго-АСКРО как подсистемы единой государственной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО);(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)обеспечение необходимой оперативности оценки текущего и прогнозируемого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе оценки реализованных и расчет прогнозируемых дозовых нагрузок, изучение влияния радионуклидного загрязнения окружающей среды (как техногенного, так и естественного происхождения, включая радон) на здоровье населения;(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)оперативное обеспечение органов государственной власти Волгоградской области и Российской Федерации достоверной информацией о текущих и прогнозируемых состояниях радиационной обстановки в регионе;развитие и совершенствование уровня готовности органов государственной власти Волгоградской области к проведению защитных мероприятий и повышению их эффективности;обучение населения действиям в сфере обеспечения радиационной безопасности и информирование населения о радиационной безопасности.(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)

5.1. Решение вышеуказанных задач предусматривается поэтапно с 2009 по 2015 год по нескольким приоритетным направлениям. Каждое из направлений может реализовываться в рамках самостоятельных программ, подпрограмм, планов мероприятий, концептуально увязанных друг с другом.5.2. Приоритетные направления работ по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области и этапы их реализации:5.2.1. Развитие и совершенствование научно-методической и организационно-правовой базы по обеспечению радиационной безопасности.Первый этап (2009 год) — изучение характера процессов формирования и развития радиационной обстановки на территории Волгоградской области, а также необходимых методов ее контроля, в том числе:определение основных дозообразующих факторов с учетом техногенных и природных источников (объектов) радиационной опасности и наличия межрегиональных атмосферных, водно-миграционных и транспортно-терминальных переносов радиационной загрязненности;оценка характера вкладов основных дозообразующих факторов в общий уровень радиационного воздействия на население и окружающую среду, а также определение необходимых методов контроля их текущих и прогнозируемых параметров.Второй этап (2010 год):а) разработка и утверждение официального механизма и критериев оценки эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности с учетом изученного характера формирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области и необходимых методов ее контроля <1>.

<1> Разработка официального механизма и критериев оценки эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности с учетом характера формирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области предусматривается после внесения изменений и дополнений в Методические указания МУ-177-112 от 30 декабря 1997 г.б) совершенствование территориальной системы радиационной безопасности в части централизации разработок и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;в) внесение изменений в Закон Волгоградской области от 30 октября 2001 года N 617-ОД «Об обеспечении радиационной безопасности населения Волгоградской области» на базе результатов реализации вышеперечисленных мероприятий.5.2.2. Развитие и совершенствование контроля и прогнозирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области за счет расширения и повышения эффективности методов и средств радиационного контроля и радиационного мониторинга.5.2.2.1. Радиационное обследование методами автомобильной и пешеходной гамма-съемки районов, находящихся в зоне возможного воздействия радиационно-опасных и промышленных объектов.Абзац исключен с 17 декабря 2009 года. — Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17.12.2009 N 1502.Второй этап (2010 год) — радиационное обследование территорий Алексеевского, Еланского, Быковского, Даниловского, Дубовского, Иловлинского, Светлоярского, Среднеахтубинского муниципальных районов.Третий этап (2011 год) — радиационное обследование территорий Чернышковского, Серафимовичского, Нехаевского, Урюпинского, Новоаннинского, Камышинского, Старополтавского муниципальных районов.Четвертый этап (2012 — 2013 годы) — радиационное обследование районов, соседствующих с объектами ядерной энергетики (Нововоронежская, Волгодонская, Балаковская АЭС), с целью оценки динамики многолетнего радиационного воздействия на окружающую среду и принятие соответствующих мер, обеспечивающих безопасность населения.Пятый этап (2014 — 2015 годы) — разработка и создание электронной карты радиационной обстановки на территории Волгоградской области по результатам проведенной гамма-съемки местности.5.2.2.2. Развитие и совершенствование эффективности непрерывного контроля текущих значений параметров радиационной обстановки автоматизированными методами и средствами с целью оперативного обнаружения атмосферных, водно-миграционных и транспортно-терминальных переносов радиоактивных загрязнений.Абзацы второй — пятый исключены с 17 декабря 2009 года. — Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17.12.2009 N 1502.Второй этап (2010 год):а) модернизация действующих постов N 14, 15, 19, 20 Волго-АСКРО в части их перевода на каналы связи GSM-сети;б) создание и ввод в эксплуатацию спектрометрических постов N 28, 29 Волго-АСКРО, обеспечивающих централизованный контроль радионуклидного состава атмосферного воздуха в Волгограде.Третий этап (2011 год):а) создание и ввод в эксплуатацию спектрометрического поста N 30 Волго-АСКРО, обеспечивающего централизованный контроль радионуклидного состава атмосферного воздуха в Котовском муниципальном районе;б) модернизация аппаратно-программного комплекса МЛРК в части применения ГИС-технологий.5.2.2.3. Решение задач краткосрочного прогнозирования состояний радиационной обстановки автоматизированными методами и оперативного обеспечения областных органов государственной власти достоверной информацией о текущих и прогнозируемых состояниях радиационной обстановки в регионе.Первый этап (2012 год) — разработка и согласование организационно-методических вопросов создания компьютерного центра прогнозирования Волго-АСКРО в рамках ЕГАСКРО.Второй этап (2013 год) — создание и ввод в эксплуатацию компьютерного центра прогнозирования Волго-АСКРО в рамках ЕГАСКРО.Третий этап (2014 год) — разработка и согласование организационно-методических вопросов информационного взаимодействия системы Волго-АСКРО с областной Геоинформационной системой, в том числе — разработка и согласование Регламента создания и ведения областной Геоинформационной системой базы данных блока радиационной безопасности.Четвертый этап (2015 год) — разработка и внедрение процессов информационного взаимодействия системы Волго-АСКРО с областной Геоинформационной системой.Осуществление вышеперечисленных задач и направлений реализуется уполномоченным органом в сфере обеспечения радиационной безопасности — комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области.(в ред. постановлений Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828, от 17.03.2015 N 216)5.2.3. Развитие и совершенствование необходимой оперативности и степени готовности органов государственной власти Волгоградской области к проведению защитных мероприятий и повышению их эффективности:разработка и реализация мероприятий по усилению защиты объектов, использующих источники ионизирующих излучений, от вредных влияний техногенных, природных факторов и террористических проявлений;разработка методами и средствами Волго-АСКРО прогнозов развития радиационной обстановки и характера радиационного воздействия на население и территории Волгоградской области в случаях вероятных аварий на соседних радиационно-опасных объектах (АЭС). Расчет сил и средств, необходимых для предотвращения или ликвидации последствий прогнозируемого радиационного воздействия;создание запасов и своевременное обновление накопленных запасов средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, совершенствование условий их хранения, систематического контроля их технического состояния;обучение населения способам защиты от воздействия негативных факторов при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, источниками ионизирующих излучений при угрозах чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

6.1. Финансирование мероприятий, связанных с реализацией Концепции, должно осуществляться за счет средств бюджета Волгоградской области, бюджетов муниципальных образований, а также за счет средств внебюджетных источников.6.2. Объем бюджетного финансирования мероприятий по реализации Концепции определяется в установленном порядке в процессе формирования бюджета Волгоградской области.6.3. Финансирование совместных проектов, представляющих взаимный интерес, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Волгоградской области и местных бюджетов в рамках федеральных целевых, ведомственных, региональных и муниципальных программ и проектов в установленном действующим законодательством порядке.6.4. Финансирование отдельных проектов Волгоградской области, реализуемых в соответствии с Концепцией, может осуществляться за счет средств внебюджетных источников.

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий