Объекты радиационной безопасности

Содержание
  1. О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (с изменениями на: 15.12.2014)
  2. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  3. Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области радиационной безопасности
  4. Статья 7. Государственные программы в области обеспечения радиационной безопасности населения и территории Республики Саха (Якутия)
  5. Статья 9 исключена. — Закон Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 206-З N 417-III.
  6. Глава 4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  7. Статья 21. Защита населения и персонала от радиационной аварии
  8. Статья 22. Обязанности организации по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения, подвергнувшихся аварийному облучению
  9. Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  10. Статья 24. Обязанности и ответственность юридических лиц, имеющих лицензии на обращение с ломом черного и цветного металла
  11. Глава 7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  12. Статья 35. Обеспечение радиационной безопасности космических аппаратов и летательных аппаратов с ядерными установками и радиационными источниками
  13. Глава 9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) С СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
  14. Статья 37. Финансирование деятельности в области обеспечения радиационной безопасности
  15. Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  16. Источник

О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (с изменениями на: 15.12.2014)

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Принят постановлениемГосударственного Собрания (Ил Тумэн)Республики Саха (Якутия)от 15.07.2004 З N 318-III

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В настоящем законе используются следующие основные понятия и определения:1) авария радиационная РИ — потеря управления РИ, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которая привела к незапланированному облучению людей и (или) к радиоактивному загрязнению окружающей среды, превышающим пределы, установленные нормами радиационной безопасности;2) доза облучения (аварийная, индивидуальная, накопленная, эквивалентная, эффективная) — величина воздействия ионизирующего излучения на организм человека или его ткани и органы за определенный промежуток времени;3) заключение санитарно-эпидемиологическое — документ, разрешающий организации в течение установленного времени проводить регламентированные работы с источниками ионизирующего излучения в конкретных помещениях, вне помещений или на транспортных средствах;4) захоронение радиоактивных отходов — безопасное размещение радиоактивных отходов без намерения последующего их извлечения;5) зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны источника поступления радиоактивных веществ в окружающую природную среду, на которой проводится радиационный контроль и где возможно достижение предела годовой эффективной дозы облучения отдельных лиц из населения;6) зона радиоактивного загрязнения — территория, подвергшаяся радиоактивному загрязнению, которая устанавливается в случае радиационной аварии на разных поставарийных этапах, внешняя граница зоны регламентируется нормами радиационной безопасности пределов аварийного облучения;7) ионизирующее излучение — излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;8) источник ионизирующего излучения — устройство или радиоактивное вещество, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение;9) несанкционированные действия — совершение или попытка совершения диверсии, хищения ЯМ, РИ, РВ, РАО, несанкционированного доступа, проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя средств системы физической защиты;10) нормы радиационной безопасности — гигиенические нормативы, применяемые для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения;11) пункты хранения (пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов) — не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов в любом агрегатном состоянии;12) работники (персонал) — физические лица, работающие с техногенными источниками ионизирующего излучения или находящиеся по условиям работы в сфере воздействия таких источников;13) радиационная безопасность населения — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующих излучений;14) радиационная обстановка — обобщенная характеристика пространственного и временного распределения уровней содержания радионуклидов в окружающей природной среде и доз облучения населения на определенной части территории;15) радиационно опасный объект — объект использования атомной энергии, характеризующийся вероятностью нарушения нормальной деятельности, вследствие чего могут быть превышены пределы дозы облучения персонала и населения, а также подвергнуты радиоактивному загрязнению объекты окружающей среды;16) радиационное облучение (аварийное, медицинское, природное, профессиональное) — воздействие на людей ионизирующего излучения, которое может быть внешним — от источников, находящихся вне тела человека, и (или) внутренним — от источников, попавших внутрь его организма;17) утратил силу. — Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 1393-З N 341-V;18) радиационный естественный фон — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;19) радиационный контроль — получение информации о радиационной обстановке в организации, в окружающей среде и об уровнях облучения людей (включает в себя дозиметрический и радиометрический контроль);20) радиационный мониторинг — система наблюдений, измерений, регистрации и прогнозирования уровней содержания радионуклидов в природных средах и рационе человека, а также уровней воздействия ионизирующих излучений на человека и объекты природы;21) радиационный объект — организация, где осуществляется обращение с техногенными источниками ионизирующего излучения;22) радиационные источники, РИ — не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся РВ;23) радиоактивные вещества, РВ — вещества в любом агрегатном состоянии, характеризующиеся радиоактивностью (способностью испускать ионизирующее излучение); или не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;24) радиоактивные отходы — ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается, в том числе:материалы, изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными правовыми актами;отработавшее ядерное топливо;отработавшие свой ресурс или поврежденные радионуклидные источники;извлеченные из недр и складируемые в отвалах и хвостохранилищах горные породы, руды, отходы обогащения и выщелачивания руд, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными правовыми актами;продукты распада (деления) осуществленных подземных ядерных взрывов;25) санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения;26) обращение с радиоактивными отходами — все виды деятельности, связанные со сбором, транспортированием, переработкой, хранением и (или) захоронением радиоактивных отходов;27) эффективная доза — величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности;28) ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.

Основными задачами настоящего закона являются:1) обеспечение радиационной безопасности населения и окружающей среды республики с учетом региональных особенностей Республики Саха (Якутия), обусловленных наличием:территории, расположенной на многолетних мерзлых породах;лишайников, загрязненных искусственными и содержащих естественные радионуклиды, входящих в пищевую цепочку «лишайник — олень — человек»;мест проведения мирных подземных ядерных взрывов;участков территории, загрязненных естественными и искусственными радионуклидами;предприятий (организаций), использующих в своей производственной деятельности источники ионизирующего излучения;2) определение полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия);3) определение прав и обязанностей эксплуатирующих организаций, органов контроля, граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, иностранных граждан и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности.

Участниками отношений, регулируемых настоящим законом, являются:1) граждане, включая лиц из работников (персонала) вне сферы их производственной деятельности;2) профессиональные работники (персонал);3) лица без гражданства, иностранные граждане, беженцы;4) эксплуатирующие организации;5) организации, имеющие обращение с ломом черного и цветного металла;6) общественные объединения;7) органы управления использованием атомной энергии;8) органы государственного регулирования безопасности;9) органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия);10) органы государственной власти Республики Саха (Якутия);11) органы государственной власти Российской Федерации.

Радиационная безопасность населения и персонала обеспечивается:1) проведением комплекса мер следующего характера:нормативно-правового;организационного, в том числе лицензирования деятельности, сертификации технологий и оборудования, планирования деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения, выбора площадки, технических и экологических экспертиз, подготовки плана по предупреждению и ликвидации последствий при возникновении радиационной аварии и мер по управлению аварией, защиты от несанкционированного доступа, учета и контроля за перемещением источников ионизирующего излучения и радиоактивных материалов, инвентаризации и картирования участков земель с повышенным содержанием радионуклидов в почве, почвенных водах, растительности либо других объектах окружающей природной среды;инженерно-технического, в том числе создания системы защиты, системы очистки, охраняемой промплощадки, внутреннего и внешнего мониторинга, поддержания в надлежащем состоянии оборудования, транспортных путей;санитарно-гигиенического и радиоэкологического, в том числе организации системы радиационного контроля за сбросами и выбросами предприятий, дозиметрического контроля персонала, загрязнения оборудования, помещений, одежды, контроля за продуктами питания, питьевой водой, воздухом, товарами народного потребления;медико-профилактического;научного обеспечения;образовательного, в том числе профессионального тренинга и повышения квалификации;воспитательного;2) путем:осуществления органами государственной власти республики, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению принятых норм и нормативов в области радиационной безопасности;информирования населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;обучения населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области радиационной безопасности

(введен Законом РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)

(часть 2 введена Законом РС(Я) от 27.01.2005 206-З N 417-III)

Органы местного самоуправления обеспечивают:1) участие в обсуждении и решении вопросов размещения и прекращения деятельности на подведомственных им территориях ядерных установок, источников ионизирующего излучения и пунктов временного хранения радиоактивных веществ;2) принятие решений о размещении, сооружении и прекращении деятельности на подведомственных им территориях источников ионизирующего излучения, имеющих местное значение;3) участие в проведении экологической экспертизы проектов радиационно опасных объектов, намечаемых к строительству на подведомственной территории;4) предоставление земельных участков для размещения на подведомственных им территориях радиационно опасных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;5) разработку и принятие мер по защите граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, иностранных граждан и их личной собственности, снижению ущерба, восстановлению нормальной деятельности организаций в случае возникновения радиационной аварии, своевременному информированию населения об угрозе радиационного воздействия и уровнях радиоактивного загрязнения окружающей среды, сельскохозяйственной продукции, питьевой воды;6) информирование населения через средства массовой информации о радиационной обстановке на подведомственных им территориях;7) участие в организации и координации действий специальных комиссий по расследованию и ликвидации последствий радиационных воздействий;8) организацию общественных обсуждений, проведение опросов, местных референдумов среди населения по вопросам размещения радиационно опасных объектов на подведомственных им территориях;9) осуществление иных полномочий в области радиационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 206-З N 417-III,от 15.12.2014 1393-З N 341-V)

Статья 7. Государственные программы в области обеспечения радиационной безопасности населения и территории Республики Саха (Якутия)

1. Для обеспечения радиационной безопасности населения и территории его проживания разрабатываются и реализуются государственные программы, а также подпрограммы или разделы в составе других комплексных программ.(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 1393-З N 341-V)2. Разработка государственных программ, их утверждение производятся по решению Правительства Республики Саха (Якутия) после соответствующей экспертизы или комиссии.(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 1393-З N 341-V)Республиканские целевые программы, утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия), реализуются в установленный срок, принятие мер для изменения их срока реализации или их прекращения осуществляется решением Правительства Республики Саха (Якутия).3. Порядок разработки, реализации государственных программ в области обеспечения радиационной безопасности населения определяется в установленном порядке законодательством Российской Федерации.

Статья 9 исключена. — Закон Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 206-З N 417-III.

1. Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, добывающие и перерабатывающие минеральное и органическое сырье с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также предприятия, занимающиеся сбором, хранением, переработкой и транспортировкой лома цветного и черного металла, проводят производственный радиационный контроль в целях обеспечения радиационной безопасности.2. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.3. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарных норм, правил, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.

Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный радиационный контроль за выполнением норм, правил, нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.

1. В целях оценки вредного воздействия источников ионизирующего излучения (техногенных и природных) на население, планирования и проведения мероприятий по обеспечению его радиационной безопасности, анализа эффективности данных мероприятий на территории Республики Саха (Якутия) проводится радиационно-гигиеническая паспортизация организаций, использующих в своей производственной деятельности источники ионизирующего излучения, и территории республики.(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 1393-З N 341-V)2. Ведение радиационно-гигиенического паспорта организаций и территории республики осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.3. Заполнение радиационно-гигиенического паспорта территории осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия).

Глава 4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Оценка действующей системы обеспечения радиационной безопасности на предприятиях, использующих в своей производственной деятельности источники ионизирующего излучения, на местах захоронения радиоактивных отходов в геологических формациях на территории республики основывается на следующих основных показателях:1) характеристике радиоактивного загрязнения окружающей среды;2) анализе обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;3) вероятности радиационных аварий и их масштабах;4) степени готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;5) анализе доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;6) числе лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.2. Результаты оценки состояния радиационной безопасности объектов подписываются:1) радиационно-гигиенический паспорт предприятия — его руководителем;2) радиационно-гигиенический паспорт территории Республики Саха (Якутия) — Председателем Правительства Республики Саха (Якутия) или его заместителем;3) утратил силу. — Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 1393-З N 341-V.

При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:1) соблюдать требования Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия), настоящего закона, иных нормативных правовых актов республики, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;2) иметь лицензии, выданные соответствующими органами государственного регулирования на право работы с источниками ионизирующего излучения в установленном порядке;3) иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на право работы с источниками ионизирующего излучения;4) планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;5) осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения, а также за выбросами и сбросом радиоактивных веществ;6) проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала;7) вести учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;8) проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;9) регулярно информировать персонал об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;10) обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты;11) своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное регулирование, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) — об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;12) выполнять постановления, предписания должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;13) обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.

1. При проведении медицинских рентгенологических (радиологических) процедур применяются все необходимые средства защиты пациентов и медицинских работников.(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 10.06.2014 1336-З N 227-V)Дозы облучения пациентов и медицинских работников при проведении медицинских рентгенологических (радиологических) процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности.(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 10.06.2014 1336-З N 227-V)2. Пациент имеет право отказаться от медицинских рентгено-радиологических процедур, за исключением случаев неотложной медицины (прямая угроза жизни пациента) и профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.

1. В целях охраны здоровья, предупреждения облучения лица, работающие с источниками ионизирующего излучения, должны проходить медицинские осмотры как при приеме на работу, так и впоследствии в соответствии с законодательством и нормативными актами.2. Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров лиц, работающих с источниками ионизирующего излучения, устанавливается в соответствии с законодательством Российском Федерации и Республики Саха (Якутия).3. При проведении профилактических медицинских рентгенологических и научных исследований практически здоровых лиц годовая эффективная доза облучения не должна превышать установленных санитарных норм.4. Руководители организаций, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить условия, необходимые для прохождения профилактических медосмотров граждан, деятельность которых связана с источниками ионизирующего излучения, за счет средств работодателя.

Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения.

1. Учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Республики Саха (Якутия) осуществляются в рамках единой государственной системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.2. Государственному учету и контролю подлежат:1) радиоактивные вещества, количество и активность которых превышают минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами, и для работы с которыми требуется лицензия органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, за исключением радиоактивных веществ, охватываемых системой государственного учета и контроля ядерных материалов;2) все виды радиоактивных отходов.3. Порядок деятельности регионального (республиканского) информационно-аналитического центра сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов определяется специально уполномоченным на то органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия).

1. Качество продовольственного сырья, пищевой продукции, питьевой воды и контактирующих с ними материалов по содержанию в них естественных и искусственных радионуклидов должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормативам в области обеспечения радиационной безопасности.2. Продовольственное сырье, пищевая продукция, контактирующие материалы и изделия, не соответствующие требованиям радиационной безопасности, немедленно снимаются их изготовителями с производства и (или) реализации по постановлениям уполномоченных на то государственных органов.3. Снятые с производства и (или) реализации продовольственное сырье, пищевая продукция, контактирующие материалы и изделия должны быть утилизированы либо использованы их владельцами в иных целях, исключающих причинение вреда здоровью человека.4. Контроль продукции, питьевой воды, сырья на содержание радионуклидов осуществляется в порядке, установленном законодательством.

1. Облучение населения и персонала, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные санитарные нормы.2. В целях защиты населения и персонала от влияния природных источников излучения необходимо:1) предоставление земельных участков под строительство, утверждение проектной нормативно-технической документации, ввод в эксплуатацию жилых домов и сооружений культурно-бытового, жилищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных и других сооружений допускать с учетом гамма-фона и плотности потока радона с поверхности грунта участка не выше установленных санитарных норм и при наличии положительного заключения уполномоченного на то государственного органа об их соответствии установленным нормативам по радиационному фактору;2) проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов.3. При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования.4. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям норм радиационной безопасности.5. Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) планируют и проводят работы по оценке и снижению уровней облучения населения природными источниками излучения.

1. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в строительных материалах, а также активность искусственных радионуклидов в лесоматериалах не должна превышать установленных нормативов.2. Строительные материалы, строительное сырье, лесоматериалы, не отвечающие требованиям радиационной безопасности, немедленно снимаются их изготовителями с производства и (или) реализации по постановлениям уполномоченных государственных органов.3. Снятые с производства и (или) реализации строительные материалы, строительное сырье, лесоматериалы должны быть использованы их владельцами в иных целях, исключающих причинение вреда здоровью человека.4. Партия лома черного и цветного металла, не превышающая санитарных норм и не имеющая локальных источников и поверхностного загрязнения альфа- и бета-активными радионуклидами, допускается к использованию на территории республики без каких-либо ограничений по радиационной безопасности.5. Лом черного и цветного металла, не отвечающий требованиям радиационной безопасности, немедленно снимается его владельцем с использования и (или) реализации по постановлениям уполномоченного на то государственного органа.6. Снятый с использования и (или) реализации металлолом должен быть сдан на пункты захоронения радиоактивных отходов согласно Основным санитарным правилам обеспечения радиационной безопасности.

Статья 21. Защита населения и персонала от радиационной аварии

Статья 22. Обязанности организации по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения, подвергнувшихся аварийному облучению

Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Организация, использующая в своей производственной деятельности источники ионизирующего излучения, обязана:1) соблюдать требования настоящего закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) в области обеспечения радиационной безопасности;2) планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;3) осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;4) проводить регулярный учет и контроль индивидуальных доз облучения работников (персонала);5) своевременно информировать органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) о перемещениях радиоактивных веществ и радиоактивных отходов по территории Республики Саха (Якутия);6) проводить подготовку и аттестацию должностных лиц и персонала, специалистов служб производственного радиационного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения;7) организовывать проведение предварительных и периодических медицинских осмотров персонала;8) регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;9) своевременно информировать органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, органы государственного контроля и надзора за радиационной безопасностью об аварийных ситуациях, о нарушении технологических процессов, хищениях (исчезновениях) источников ионизирующего излучения, создающих угрозу здоровью населения;10) выполнять постановления, предписания и заключения должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органов государственного контроля и надзора в области обеспечения радиационной безопасности;11) обеспечить ведение радиационно-гигиенического паспорта организации;12) обеспечивать реализацию прав граждан в области радиационной безопасности.2. Эксплуатирующие организации несут всю полноту ответственности за безопасность ядерных установок, источников ионизирующего излучения, пунктов их хранения, а также за надлежащее с ними обращение.3. Юридические и физические лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Обязанности и ответственность юридических лиц, имеющих лицензии на обращение с ломом черного и цветного металла

Глава 7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане имеют право на радиационную безопасность.2. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека, ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами Российской Федерации, лицами без гражданства, иностранными гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.

1. Граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации в сфере обеспечения радиационной безопасности:1) от органов исполнительной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в пределах их компетенции:по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;о решениях по размещению радиационных объектов на территории республики;по вопросам ввоза на территорию республики радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, изделий, их содержащих, а также их вывоза за пределы республики;о радиационных авариях и мерах по ликвидации их последствий;о радиационной обстановке на территории республики;2) от эксплуатирующих организаций, органов государственного надзора и контроля за радиационной безопасностью (в пределах их полномочий):о состоянии радиационной обстановки в районе расположения радиационного объекта и его влиянии на здоровье населения и окружающую среду;о мероприятиях по обеспечению радиационной безопасности населения, проживающего в зоне наблюдения радиационного объекта;о технической безопасности функционирования данного объекта;об организации системы учета источников ионизирующего излучения и изделий, их содержащих, контроля за их использованием и хранением;3) от медицинских организаций:(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 10.06.2014 1336-З N 227-V)о планируемых и фактически полученных дозах облучения граждан при обследовании или лечении с применением источников ионизирующего излучения.3. Право на объективное получение информации обеспечивается:1) публикациями в средствах массовой информации, выступлениями официальных представителей органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления, органов государственного контроля и надзора за радиационной безопасностью, специалистов эксплуатирующих организаций, а также проведением встреч представителей указанных выше органов и организаций с общественностью;2) официальными ответами органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, органов государственного надзора за радиационной безопасностью и эксплуатирующих организаций на запросы граждан и общественных объединений;3) проведением общественных и парламентских слушаний;4) посещением гражданами Российской Федерации, лицами без гражданства, иностранными гражданами, представителями общественных объединений, предприятий, эксплуатирующих радиационные источники, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).4. За отказ от предоставления информации, за умышленное искажение или за утаивание объективных данных по вопросам радиационной безопасности руководители организаций, в том числе общественных объединений и средств массовой информации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Общественные объединения имеют право рекомендовать своих представителей для участия в государственных экспертизах радиационных объектов, радиационных источников и пунктов хранения на стадии их размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации.2. Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.3. Общественные объединения имеют право на участие в обсуждении проектов, законов и иных нормативных правовых актов и программ в области радиационной безопасности, использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации радиационных объектов, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения.

1. Организации, в том числе общественные объединения, и граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане имеют право на участие в обсуждении проектов законодательных актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.2. Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления, на территории которых предполагается разместить ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения ядерных отходов, обязаны в пределах своей компетенции проводить с участием организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан обсуждение вопросов по размещению, проектированию и сооружению объектов использования атомной энергии.

3. По результатам такого обсуждения соответствующие органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления принимают решения, которые подлежат обязательному опубликованию в официальном печатном органе. Эти решения после их принятия могут быть обжалованы в суд физическими или юридическими лицами, чьи права и охраняемые законом интересы могут быть нарушены.

4. Организации, в том числе общественные объединения, имеют право рекомендовать своих представителей для участия в экспертизах ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения на стадии их размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, которым причинены убытки и вред в результате радиационного воздействия при использовании атомной энергии, имеют право на возмещение указанных убытков и вреда в полном объеме в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 206-З N 417-III)

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 206-З N 417-III)

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 206-З N 417-III)

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 206-З N 417-III)

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 206-З N 417-III)

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 206-З N 417-III)

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 206-З N 417-III)

(в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 206-З N 417-III)

1. Работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежат обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии.2. Гражданам Российской Федерации обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия. Выплаты страховых сумм по этому виду страхования производятся независимо от выплат сумм по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению.3. Порядок и условия страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия определяются законодательством Российской Федерации.

1. Граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, подвергшиеся радиационному воздействию, имеют право на получение соответствующего документа о дозе облучения.2. Гражданину Российской Федерации, лицу без гражданства, иностранному гражданину по его требованию предоставляется полная информация о величине планируемой и фактически полученной им дозы при обследовании или лечении.3. Право на принятие решения о применении рентгеновских и радиологических исследований предоставляется гражданину Российской Федерации, лицу без гражданства, иностранному гражданину или его законному представителю.

Граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, проживающие на территории Республики Саха (Якутия), обязаны:1) соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности;2) проводить или принимать участие в мероприятиях по обеспечению радиационной безопасности;3) выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности.

Статья 35. Обеспечение радиационной безопасности космических аппаратов и летательных аппаратов с ядерными установками и радиационными источниками

Глава 9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) С СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В целях обеспечения защиты населения и охраны окружающей среды Республики Саха (Якутия) от воздействий радиационно опасных объектов, расположенных за пределами Республики Саха (Якутия), орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) заключает с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашения, в которых оговариваются порядок и условия взаимодействия, источники финансирования, распределение обязанностей по обеспечению радиационной безопасности населения и охраны окружающей среды при нормальных режимах работы объектов использования атомной энергии, а также при возникновении и развитии радиационных аварий на указанных объектах.

Статья 37. Финансирование деятельности в области обеспечения радиационной безопасности

Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предложить Президенту Республики Саха (Якутия) и поручить Правительству Республики Саха (Якутия) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим законом.

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий