Обеспечение радиационной безопасности радиационно опасных объектах

Содержание
  1. О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
  2. Статья 1. Основные понятия и определения
  3. Статья 2. Задачи настоящего Закона
  4. Статья 4. Принципы обеспечения радиационной безопасности населения
  5. Статья 5. Пути достижения радиационной безопасности
  6. Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  7. Статья 7. Полномочия органа исполнительной власти области
  8. Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления
  9. Глава III. МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  10. Глава IV. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ)
  11. Статья 21. Право граждан на социальную поддержку
  12. Статья 22. Обязанности эксплуатирующих организаций и граждан в сфере радиационной безопасности
  13. Глава VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ (ПЕРСОНАЛА) И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОЙ РАБОТЕ РАДИАЦИОННО ОПАСНОГО ОБЪЕКТА
  14. Статья 27. Обеспечение радиационной безопасности работников (персонала) и населения от природных радионуклидов
  15. Статья 28. Обеспечение радиационной безопасности при деятельности организаций добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно — энергетического комплекса, не связанных с ядерно — топливным циклом
  16. Статья 29. Обеспечение радиационной безопасности при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур
  17. Глава VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ (ПЕРСОНАЛА) И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ
  18. Глава VIII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ АВАРИЙНОМУ ОБЛУЧЕНИЮ
  19. Глава IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  20. Статья 34. Финансирование деятельности в сфере обеспечения радиационной безопасности
  21. Глава XI. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ, СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКРЫТЫМИ АДМИНИСТРАТИВНО — ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
  22. Источник

О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Изменения:

Закон Челябинской области от 15.12.2004 N 331-ЗО; НГР: ru74000200400356;

Закон Челябинской области от 26.12.2008 N 337-ЗО; НГР: ru74000200800456

Иные отношения в сфере обеспечения радиационной безопасности населения, на которые не распространяется действие настоящего Закона, регулируются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.

Статья 1. Основные понятия и определения

В настоящем Законе используются следующие основные понятия и определения:

доза облучения (аварийная, индивидуальная, накопленная, эквивалентная, эффективная) — величина воздействия ионизирующего излучения на организм человека или его ткани и органы за определенный промежуток времени;

зона радиоактивного загрязнения (зона радиационной аварии) — территория, подвергшаяся радиоактивному загрязнению, которая устанавливается в случае радиационной аварии на разных поставарийных этапах. Внешняя граница зоны регламентируется нормами радиационной безопасности пределов аварийного облучения;

источник ионизирующего излучения — устройство или радиоактивное вещество, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение;

нормы радиационной безопасности — гигиенические нормативы, применяемые для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения;

В ред. Закона Челябинской области от 07.06.2005 N 382-ЗО; НГР: ru74000200500161

В ред. Закона Челябинской области от 07.06.2005 N 382-ЗО; НГР: ru74000200500161

пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов (далее — пункты хранения) — не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов в любом агрегатном состоянии;

радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей природной среды;

радиационный естественный фон — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;

радиационный мониторинг — система наблюдений, измерений, регистрации и прогнозирования уровней содержания радионуклидов в природных средах и рационе человека, а также уровней воздействия ионизирующих излучений на человека и объекты природы;

радиационная обстановка — обобщенная характеристика пространственного и временного распределения уровней содержания радионуклидов в окружающей природной среде и доз облучения населения на определенной части территории;

радиационный риск — вероятность того, что у человека в результате облучения возникнет какой-либо конкретный вредный эффект для его здоровья;

радиоактивное вещество — вещество в любом агрегатном состоянии, характеризующееся радиоактивностью (способностью испускать ионизирующее излучение);

радионуклиды природного или техногенного происхождения — радиоактивные атомы с данным массовым числом и атомным номером;

стохастические эффекты облучения — вредные биологические эффекты облучения (злокачественные опухоли, лейкозы, наследственные болезни), не имеющие дозового порога возникновения, вероятность которых пропорциональна дозе, а тяжесть их проявления не зависит от дозы;

ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.

радиационные источники — не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

Статья 2. Задачи настоящего Закона

а) учет специфических особенностей Челябинской области, обусловленных наличием на ее территории эксплуатирующих организаций, являющихся потенциальными источниками радиационных аварий, а также зон с техногенно измененным и высоким естественным радиационным фоном;

в) определение прав, обязанностей и ответственности эксплуатирующих организаций, а также общественных организаций (объединений) и граждан в области обеспечения радиационной безопасности;

д) установление порядка взаимодействия органа исполнительной власти области с закрытыми административно — территориальными образованиями, субъектами Российской Федерации и иностранными государствами, на территориях которых находятся радиационно опасные объекты, оказывающие или способные оказывать радиационное влияние на территорию Челябинской области.

Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:

б) профессиональные работники (персонал);

г) общественные организации (объединения);

е) органы государственного регулирования безопасности;

з) органы государственной власти области;

Статья 4. Принципы обеспечения радиационной безопасности населения

а) непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения (принцип нормирования);

в) поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения (принцип оптимизации).

а) предполагаемое вмешательство должно принести обществу, и прежде всего облучаемым лицам, больше пользы, чем вреда (принцип обоснования вмешательства);

Статья 5. Пути достижения радиационной безопасности

а) соблюдения всеми юридическими лицами независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, которые имеют в своем обращении источники ионизирующих излучений, норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области;

в) соответствия технических проектов создаваемых, действующих и реконструируемых радиационно опасных объектов требованиям законодательства Российской Федерации и области, а также нормам и правилам в сфере обеспечения радиационной безопасности и охраны окружающей природной среды;

д) совершенствования технологических процессов, осуществляемых на действующих радиационно опасных объектах, в том числе технологий обращения с образующимися радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;

ж) зонирования территории в районах размещения действующих радиационно опасных объектов, а также территорий, подвергшихся ранее радиоактивному загрязнению, по реально наблюдаемым и потенциально возможным уровням облучения населения;

и) планирования и проведения мероприятий по снижению уровней радиационного воздействия на население в местах расположения радиационно опасных объектов и районах с повышенным естественным радиационным фоном, а также районах, территории которых были подвергнуты радиоактивному загрязнению;

л) выявления территорий и объектов техногенной деятельности человека с повышенным содержанием природных радионуклидов;

н) информирования населения о радиационной обстановке на соответствующей территории;

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

К полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти области в сфере обеспечения радиационной безопасности относятся:

б) исключен (в редакции Закона Челябинской области от 26.12.2008 N 337-ЗО; НГР: ru74000200800456)

г) проведение депутатских слушаний по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения;

Статья 7. Полномочия органа исполнительной власти области

а) разработка и реализация областных целевых программ в сфере обеспечения радиационной безопасности;

в) организация системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на региональном уровне и обеспечение ее функционирования;

д) согласование решений о месте размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение и находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное, межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территориях закрытых административно-территориальных образований;

ж) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и эксплуатирующими организациями по вопросам, относящимся к предмету правового регулирования настоящего Закона;

и) внесение в Правительство Российской Федерации предложений по установлению и корректировке зон радиоактивного загрязнения на территориях, подвергшихся аварийному загрязнению радионуклидами техногенного происхождения;

л) планирование и проведение мероприятий по реабилитации территорий, подвергшихся аварийному загрязнению техногенными радионуклидами;

н) планирование и проведение мероприятий по защите объектов окружающей природной среды, продовольственного сырья, продовольствия, источников питьевого водоснабжения от радиоактивного загрязнения;

п) осуществление иных полномочий в сфере обеспечения радиационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления

а) принятие решений о месте размещения и о сооружении на территории соответствующего муниципального образования радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности муниципальных образований;

б) участие в государственной экологической экспертизе технических проектов строительства новых и реконструкции действующих радиационно опасных объектов на подведомственных им территориях;

г) Исключен Законом Челябинской области от 07.06.2005 N 382-ЗО; НГР: ru74000200500161;

е) информирование населения через средства массовой информации о радиационной обстановке на подведомственных им территориях;

Глава III. МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 9. Исключена Законом Челябинской области от 07.06.2005 N 382-ЗО; НГР: ru74000200500161

Для обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и реализуются областные целевые программы В ред. Закона Челябинской области от 07.06.2005 N 382-ЗО; НГР: ru74000200500161

1. На территории Челябинской области действуют федеральные нормы, основные гигиенические нормативы (пределы годовых эффективных доз облучения для работников (персонала) и населения (пределы доз облучения) при нормальной эксплуатации радиационно опасных объектов) и санитарные правила в сфере обеспечения радиационной безопасности работников (персонала) и населения.

3. Исключен Законом Челябинской области от 07.06.2005 N 382-ЗО; НГР: ru74000200500161.

Лицензирование деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации В редакции Закон Челябинской области от 12.07.2004 N N 249-ЗО; НГР: ru74000200400129

1. Приоритетными вопросами научно — практической деятельности в сфере радиационной безопасности населения являются:

б) Исключен Законом Челябинской области от 07.06.2005 N 382-ЗО; НГР: ru74000200500161;

2. Для решения научно — практических проблем в сфере радиационной безопасности населения специально уполномоченный орган исполнительной власти области по обеспечению радиационной безопасности создает специализированные научно — технические и экспертные советы.

1. На территории Челябинской области организуется и ведется радиационный мониторинг в целях:

б) оценки, прогноза и предупреждения негативных последствий воздействия ионизирующего излучения на здоровье населения и окружающую природную среду;

2. Приоритетными направлениями в указанной сфере деятельности являются:

б) радиационный мониторинг природных сред, продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды в районах расположения действующих, реконструируемых и вышедших из эксплуатации радиационно опасных объектов;

3. Основной задачей радиационного мониторинга является получение информации:

б) о радиационной обстановке, сложившейся в промышленной зоне радиационно опасного объекта и территории, его окружающей, а также об уровнях доз облучения работников (персонала) и населения, проживающего в зоне наблюдения указанного объекта;

г) о содержании радионуклидов природного и техногенного происхождения в объектах окружающей природной среды, питьевой воде, продовольственном сырье и продуктах питания;

4. Радиационный мониторинг осуществляют органы государственного регулирования безопасности, эксплуатирующие организации, другие организации, аккредитованные в установленном порядке в Единой государственной системе учета и контроля источников ионизирующего излучения, Государственной системе обеспечения единства измерений, Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки, Единой государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения населения.

1. В Челябинской области проводится радиационно-гигиеническая паспортизация эксплуатирующих организаций и территорий области в целях оценки вредного воздействия источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) на население, планирования и проведения мероприятий по обеспечению его радиационной безопасности, анализа эффективности данных мероприятий.

3. Ведение радиационно — гигиенического паспорта территорий Челябинской области осуществляется уполномоченным на то органом исполнительной власти области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава IV. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ)

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие и временно пребывающие на территории Челябинской области, имеют право на благоприятную среду обитания и охрану здоровья от вредного воздействия ионизирующего излучения. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиоактивного загрязнения объектов окружающей природной среды и радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм.

1. Граждане и общественные организации (объединения) имеют право на бесплатное получение информации в сфере обеспечения радиационной безопасности населения:

б) от эксплуатирующих организаций, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности — о состоянии радиационной обстановки в районе расположения радиационно опасного объекта и его влиянии на здоровье населения и окружающую природную среду; о мероприятиях по обеспечению радиационной безопасности населения, проживающего в зоне наблюдения радиационно опасного объекта; о технической безопасности функционирования данного объекта; об организации системы учета источников ионизирующего излучения и изделий, их содержащих, контроля за их использованием и хранением;

2. Право на бесплатное получение информации обеспечивается:

б) официальными ответами органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности и эксплуатирующих организаций на запросы граждан и общественных организаций (объединений);

г) проведением общественных и депутатских слушаний.

1. Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию, имеют право на получение соответствующего документа о полученной ими дозе облучения.

В ред. Закона Челябинской области от 07.06.2005 N 382-ЗО; НГР: ru74000200500161

1. Общественные организации (объединения) имеют право рекомендовать своих представителей для участия в экспертизах ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения на стадии их размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации.

3. Общественные организации (объединения) имеют право на участие в обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения.

В ред. Закона Челябинской области от 07.06.2005 N 382-ЗО; НГР: ru74000200500161

Виды, порядок и размеры предоставления компенсаций, а также источники их финансирования определяются законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Право граждан на социальную поддержку

В ред. Закона Челябинской области от 07.06.2005 N 382-ЗО; НГР: ru74000200500161

Статья 22. Обязанности эксплуатирующих организаций и граждан в сфере радиационной безопасности

а) соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации и области в сфере радиационной безопасности;

в) представлять на государственную экологическую экспертизу материалы, обосновывающие радиационную безопасность работников (персонала) и населения при использовании источников ионизирующего излучения;

д) устанавливать контрольные уровни содержания радионуклидов в газоаэрозольных выбросах и жидких сбросах, поступающих в окружающую природную среду, а также уровни радиоактивного загрязнения рабочих помещений, природных объектов, доз облучения работников (персонала) и населения в целях закрепления достигнутого в эксплуатирующей организации уровня радиационной безопасности, обеспечения дальнейшего снижения облучения работников (персонала) и населения, радиоактивного загрязнения окружающей природной среды по согласованию с органами государственного регулирования безопасности населения и органом исполнительной власти области;

ж) своевременно доводить до населения информацию об изменениях в радиационной обстановке;

2. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие и временно пребывающие на территории Челябинской области, обязаны:

б) проводить или принимать участие в реализации мероприятий по радиационной безопасности;

Глава VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ (ПЕРСОНАЛА) И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОЙ РАБОТЕ РАДИАЦИОННО ОПАСНОГО ОБЪЕКТА

1. Радиационная безопасность работников (персонала) при нормальной работе радиационно опасного объекта обеспечивается:

б) ограничением числа лиц, допускаемых к работе с источниками ионизирующего излучения, по возрасту, полу, здоровью, уровню предыдущего облучения и другим показателям;

г) проведением учета и контроля источников ионизирующего излучения и изделий, их содержащих;

2. Радиационная безопасность населения при нормальной эксплуатации радиационно опасного объекта обеспечивается проведением комплекса мер, указанных в статье 5 настоящего Закона.

1. Для любого радиационно опасного объекта предусматривается соответствующий порядок обращения с источниками ионизирующего излучения.

В редакции Закон Челябинской области от 12.07.2004 N N 249-ЗО; НГР: ru74000200400129

1. На территории Челябинской области транспортирование облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, радиоактивных отходов, радиоактивных веществ и изделий, их содержащих, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в сфере использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности.

Воинские перевозки осуществляются в соответствии с установленным порядком.

В редакции Закон Челябинской области от 12.07.2004 N N 249-ЗО; НГР: ru74000200400129

1. Ввоз на территорию Челябинской области радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения запрещается, кроме случаев, установленных федеральным законодательством.

3. Лимит на ежегодно ввозимые в Челябинскую область облученные тепловыделяющие сборки ядерных реакторов из иностранных государств определяется Правительством Российской Федерацией по согласованию с органами исполнительной власти Челябинской области.

Статья 27. Обеспечение радиационной безопасности работников (персонала) и населения от природных радионуклидов

2. В целях защиты работников (персонала) и населения от вредного влияния природных радионуклидов осуществляются следующие мероприятия:

б) выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма — излучения;

г) снижение уровня гамма-излучения и содержания радона, а при невозможности достижения установленных норм, изменение характера использования зданий и сооружений;

Статья 28. Обеспечение радиационной безопасности при деятельности организаций добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно — энергетического комплекса, не связанных с ядерно — топливным циклом

Для образующихся в технологических процессах продуктов и отходов должен осуществляться контроль за содержанием естественных радионуклидов.

Статья 29. Обеспечение радиационной безопасности при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур

2. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследования, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.

1. Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и установки должны отвечать нормативным требованиям по обеспечению радиационной безопасности населения и подлежат производственному контролю в установленном порядке.

Глава VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ (ПЕРСОНАЛА) И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

1. Эксплуатирующая организация обязана разработать, утвердить в установленном порядке, а также согласовать с органами государственного регулирования безопасности и органами местного самоуправления план мероприятий по ликвидации радиационной аварии и защите работников (персонала) и населения, в котором должны содержаться следующие основные положения:

б) система оповещения органов государственной власти Российской Федерации и Челябинской области, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности о возникновении и развитии аварии;

г) прогноз динамики развития радиационной обстановки;

е) мероприятия по ликвидации и локализации очагов (участков) радиоактивного загрязнения территории;

з) мероприятия по ограничению облучения работников (персонала) и населения, а также по предотвращению радиоактивного загрязнения объектов окружающей природной среды;

2. Для эффективной ликвидации последствий радиационной аварки эксплуатирующие организации при согласовании с органами государственного регулирования безопасности обязаны определить, укомплектовать и поддерживать в готовности:

б) медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим;

г) инвентарь и подъемно — транспортные механизмы в достаточном количестве и номенклатуре для проведения неотложных работ по ликвидации последствий аварии;

Привлечение граждан для ликвидации последствий радиационной аварии допускается только на добровольной основе, при письменном согласии и после информирования их о возможных дозах облучения и риске для их здоровья.

3. При возникновении радиационной аварии должны быть предприняты срочные меры по прекращению развития аварии, восстановлению контроля над источником ионизирующего излучения и исключению незапланированного облучения, либо сведения к минимуму доз облучения и количества облученных лиц из работников (персонала) и населения, радиоактивного загрязнения производственных помещений и окружающей природной среды, экономических и социальных потерь, вызванных аварией.

5. При радиационной аварии, распространившейся за пределы промышленной зоны эксплуатирующей организации, органы управления использованием атомной энергии, органы государственного регулирования безопасности, орган исполнительной власти области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают участие в ликвидации (снижении) негативных последствий аварии.

а) предварительным инструктажем с указанием характера и последовательности работ, а в необходимых случаях — предварительной отработкой предстоящих операций;

в) строгим дозиметрическим контролем;

Лица, привлекаемые для проведения аварийных и спасательных работ, приравниваются к работникам (персоналу) и на них распространяются положения настоящей статьи.

На разных стадиях аварии вмешательство регламентируется зонированием территорий, которое основывается на величине текущей годовой эффективной дозы в соответствии с установленными нормами радиационной безопасности населения.

8. При возникновении на радиационно опасном объекте локальной радиационной аварии, не связанной с облучением населения, контроль за ее развитием, защитой работников (персонала), участвующих в ликвидации последствий аварии, осуществляется эксплуатирующей организацией, если не будет иных указаний органов государственного регулирования безопасности.

Глава VIII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ АВАРИЙНОМУ ОБЛУЧЕНИЮ

1. Население Челябинской области, подвергшееся облучению в результате участия в работах по ликвидации последствий различных радиационных аварий и инцидентов, испытаниях ядерного оружия и мирных ядерных взрывов и проживания на территориях, подвергшихся аварийному загрязнению радионуклидами техногенного происхождения, в том числе вне пределов Челябинской области, подлежит специальному медицинскому наблюдению, лечению и оздоровлению за счет средств федерального бюджета.

2. Группы повышенного риска формируются по результатам медицинского контроля из числа лиц со скрытой или явной патологией, а также по величине дозы аварийного облучения и (или) накопленной дозы (при проживании на территориях, ранее подвергшихся аварийному загрязнению техногенными радионуклидами).

Глава IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Нарушение должностными лицами органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности, эксплуатирующих организаций, а также работниками эксплуатирующих организаций (в том числе командированными) и отдельными гражданами законов и иных нормативных правовых актов в сфере обеспечения радиационной безопасности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 34. Финансирование деятельности в сфере обеспечения радиационной безопасности

Глава XI. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ, СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКРЫТЫМИ АДМИНИСТРАТИВНО — ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

1. В целях защиты граждан, проживающих на территории Челябинской области, и охраны окружающей природной среды от вредного воздействия радиационно опасных объектов, расположенных за ее пределами, орган исполнительной власти области заключает соглашения с иностранными государствами и субъектами Российской Федерации, в которых оговариваются порядок и условия взаимодействия, источники финансирования, распределение обязанностей по обеспечению радиационной безопасности населения при нормальных режимах работы объектов использования атомной энергии, а также при возникновении и развитии радиационных аварий на указанных объектах.

В соглашении оговариваются порядок и условия взаимодействия, источники финансирования, распределение обязанностей по обеспечению радиационной безопасности населения области при нормальных режимах работы радиационно опасных объектов, а также радиационных авариях на них.

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий