Определите количество суммарной солнечной радиации

Предмет: География

Класс: 8 класс.

Урок: № 20

Тема: Космический климатообразующий фактор.

Цель: Систематизировать знания о климатообразующих факторах и сформировать понятие «солнечная радиация». Познакомить с видами солнечной радиации: суммарной, поглощённой и отражённой. Изучить по картам закономерности распределения суммарной солнечной радиации на территории Казахстана.

Задачи:

  • выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Тип: комбинированный.

Метод: иллюстративный, частично поисковый.

Форма: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Ресурсы: учебник географии 8 класс, атлас, климатическая карта, физическая карта Казахстана.

  • Ключевые идеи: космический климатобразующий фактор, солнечная радиация, видысолнечной радиации, зависимость солнечной радиации от географической широты, различие суммарной солнечной радиации по территории Казахстана, климатообразующие факторы.

Ожидаемый результат: в конце урока учащиеся будут:

  • знать климатообразующие факторы;
  • давать объяснение термину «космический климатобразующий фактор» — «солнечная радиация»;
  • различать виды солнечной радиации;
  • объяснять различие количества солнечной радиации на одних и тех же широтах;
  • называть основные причины поглощения суммарной радиации земной поверхностью;
  • объяснять зависимость количества солнечной радиации от географической широты;
  • анализировать климат по картам: определять количество солнечной радиации;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

Примечание

Организационный момент (2 мин)

— Приветствие, повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Демонстрируют эмоциональную готовность к уроку.

Использовать знаково- символические средства;

Развить коммуникативные навыки, умение слушать чужое мнение, обсуждать, дискуссировать и приходить к единому правильному мнению.

I. Этап «Вызов»

(10 мин)

— Что мы знаем о природе Казахстана?

Прием "Знаю- Хочу узнать — Узнал«.Заполнение графа «Знаю» в таблице «ЗХУ»

Работают в тетрадях, осуществляют взаимопроверку.

Закрепить знания изученного материала, используют ранее полученные знания.

II. Этап

  • смысление«. (20 мин)

А) Предлагаю каждой группе провести экспертизу космического климатообразующего фактора.

Б) Спикерам групп предлагаю результаты экспертизы отразить в настенной карте и пояснить закономерности.

Ниже привожу возможные карточки-задания для проведения экспертизы космического климатообразующего фактора.

Группа 1

  1. Что такое климат?
  2. От чего зависит распределение сорлнечной радиации?
  3. Какой вид солнечной радиации мы называем прямой?
  4. Определите количество солнечной радиации для Астанаы, Алматы и Павлодара. Сделайте вывод.
  5. Как изменяется солнечная радиация в Казахстане с севера на юг?

Группа 2

  1. Назовите климатообразующие факторы.
  2. Когда солнечная радиация поступает на Землю в большом количестве?
  3. Какой вид солнечной радиации мы называем суммарной?
  4. Определите количество солнечной радиации для Актобе, Шардары, Жезказгана. Сделайте вывод.
  5. Почему зимой величнина солнечной радиации небольшая?

Группа 3.

  1. Назовите 3 главных климатообразующих фактора.
  2. Зависит ли продолжительность дня от величины солнечной радиации?
  3. Какой вид солнечной радиации мы называем рассеянной?
  4. Определите количество солнечной радиации для Усть-Каменогорска, Уральска, Талды-Кургана. Сделайте вывод.
  5. Объясните, почему количество среднегодовой суммарной радиации различно в Алматы и Владивостоке, расположенные на одной широте.

Группа 4.

  1. Что такое солнечная радиация?
  2. Как изменяется количество солнечной радиации при движении от экватора к полюсам?
  3. Какой вид солнечной радиации мы называем поглощенной?
  4. Определите колисчетво солнечной радиации для Петропавловска, Кзыл-Орды, Атырау. Сделайте вывод.
  5. Почему продолжительность солнечного сияния различна в городах Костанай и Москва, находящихся на одной широте?

Группа 5.

  1. Назовите единицу измерения солнечной радиации.
  2. Назовит все виды солнечной радиации.
  3. Какой вид солнечной радиации мы называем отраженной?
  4. Определите колчисетво солнечной радиации для Шымкента, Кокшетау, Семея. Сделайте вывод.
  5. Какое влияние на климат Казахстана оказывает его географическое положение?

Работа с учебником и тетрадью.

Работают с учебником и картами атласа.

Работают в группах, отвечают устно на вопросы.

Отвечают на вопросы друг друга. Анализируют делают вывод по изученной теме.

Определяют уровень собственных знаний к которым постепенно новые знания.

Пробуждает интерес к новой информации.

Строят новые представления на основании имеющихся знаний.

Путём анализа подводят итоги.

III. Этап

«Рефлексия».

1. Заполнение остальных разделов таблицы.

2. Прием «Вопросительные слова»

Вопросительные слова дает учитель

Ключевые слова темы писали в начале урока

Что?

Для чего?

Какие?

Как?

Где?

солнечная радиация, рассеянная радиация, нагревание земной поверхности,суммарная радиация, поглощенная радиация, прямая радиация, уменьшение количества солнечной радиации с севера на юг, 15-18 ккал / см², 100 ккал/см²

Беседа по вопросам

Возвращаемся к задачам на этот урок и выясняем, что непонятно.

1. Что понравилось и что не понравилось?

2. Что надо изменить в следующий раз на этом уроке?

Работают в паре, выполняют задания, осуществляют взаимопроверку.

Определяют уровень собственных знаний к которым постепенно добавляют новые знания.

Пробуждает интерес к новой информации.

Строят новые представления на основании имеющихся знаний.

  1. U.Домашнее задание: (2 мин).

Ответить на вопросы § 20, задание в к/к., заполнить таблицу.

Записывают задание.

Работать с различными источниками информации.

Примерная проверочная работа к уроку «Космический климатообразующий фактор»

А1. Укажите, где день длиннее лета:

  1. в Караганде
  2. в Таразе
  3. в Актау
  4. в Петропавловске
  5. в Алматы

А2. Солнечная радиация достигающая земной поверхности:

  1. Рассеяннная
  2. Отраженная
  3. Прямая
  4. Поглощенная
  5. Суммарная

А3. Приходящую на землю прямую и суммарную радиацию называют:

  1. Рассеяннная
  2. Отраженная
  3. Прямая
  4. Поглощенная
  5. Суммарная

А4. Укажите космический климатобразующий фактор:

  1. Ветры
  2. Географическая широта
  3. Рельеф
  4. Солнечная радиация
  5. Подстилающая поверхность

А5. На севере Казахстана суммарная солнечная радиация осставляет:

  1. 20 — 25 ккал / см²
  2. 100 ккал / см²
  3. 15-18 ккал / см²
  4. 155 ккал / см²
  5. 110 ккал / см²

А6. На юге Казахстана суммарная солнечная радиация осставляет:

1) 20 — 25 ккал / см²

2) 100 ккал / см²

3) 15-18 ккал / см²

4) 155 ккал / см²

5) 110 ккал / см²

В1. Используя карту атласа «Карта суммарной радиации», стр.14, заполните сравнительную таблиц, сделайте вывод.

  1. Что такое климат?
  2. От чего зависит распределение сорлнечной радиации?
  3. Какой вид солнечной радиации мы называем прямой?
  4. Определите количество солнечной радиации для Астанаы, Алматы и Павлодара. Сделайте вывод.
  5. Как изменяется солнечная радиация в Казахстане с севера на юг?
  1. Назовите климатообразующие факторы.
  2. Когда солнечная радиация поступает на Землю в большом количестве?
  3. Какой вид солнечной радиации мы называем суммарной?
  4. Определите количество солнечной радиации для Актобе, Шардары, Жезказгана. Сделайте вывод.
  5. Почему зимой величнина солнечной радиации небольшая?
  1. Назовите 3 главных климатообразующих фактора.
  2. Зависит ли продолжительность дня от величины солнечной радиации?
  3. Какой вид солнечной радиации мы называем рассеянной?
  4. Определите количество солнечной радиации для Усть-Каменогорска, Уральска, Талды-Кургана. Сделайте вывод.
  5. Объясните, почему количество среднегодовой суммарной радиации различно в Алматы и Владивостоке, расположенные на одной широте.
  1. Что такое солнечная радиация?
  2. Как изменяется количество солнечной радиации при движении от экватора к полюсам?
  3. Какой вид солнечной радиации мы называем поглощенной?
  4. Определите колисчетво солнечной радиации для Петропавловска, Кзыл-Орды, Атырау. Сделайте вывод.
  5. Почему продолжительность солнечного сияния различна в городах Костанай и Москва, находящихся на одной широте?

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий