Основы ядерной и радиационной безопасности

Документ, который Указом от 13 октября 2018 г. N 585 утвердил Президент Российской Федерации В.В. Путин, определяет цели, задачи, основные направления и инструменты для реализации госполитики в этой области, признает ядерную и радиационную безопасность одной из важнейших составляющих национальной безопасности России. В Основах также впервые дано определение «объектов ядерного наследия», а наличие таких объектов, в отношении которых требуется принятие мер по завершению их жизненного цикла и реабилитации, признано одной из основных проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности страны.

К участию в дискуссии приглашены эксперты Портала, а также иные ученые и специалисты.

Игорь Линге, заместитель директора по информационно-аналитической поддержке комплексных проблем ядерной и радиационной безопасности ФГБУН ИБРАЭ РАН

13 октября 2018 года Владимир Путин утвердил уже третью редакцию Основ госполитики в области обеспечения ЯРБ. Первый документ был принят в 2002 году и обновлен в 2012 году. Речь не идет о принципиальном изменении курса, документ эволюционирует в рамках новых задач. Поскольку он носит межведомственный характер, в настоящее время готовятся детальные планы реализации Основ, которые также будет утверждать правительство РФ.

Из нововведений документа стоит отметить задачу по разработке комплекса мер по снижению уровней облучения населения за счет природных источников излучения более 5 мЗв/год, в том числе радоном и продуктами его распада. Тема, безусловно, важная, затрагивающая даже строительную отрасль. Именно повышение качества жилищного строительства и реконструкции в части, например, обеспечения гидроизоляции и устройства вентиляции позволит многократно снизить воздействие природного радона на население.

Но главное, в Основах впервые дано определение понятию «объекты ядерного наследия», обозначены первоочередные задачи в отношение таких объектов, в том числе в сфере нормативно-правого регулирования.

Объекты ядерного наследия – это объекты использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, созданные до установления современных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности. В том числе объекты, эксплуатация которых по функциональному назначению прекращена и которые находятся на стадиях вывода из эксплуатации, захоронения, утилизации. Согласно документу необходимо принять меры по завершению жизненного цикла и (или) реабилитации объектов и перевести их в ядерно и радиационно безопасное состояние, а также реабилитировать загрязненные территории, где расположены эти объекты.

Концепция решения проблемы обсуждается давно. В частности, этой теме была посвящена одна из секций АтомЭкспо-2018 – «Концепция развития модели управления ядерно и радиационно опасными объектами наследия». Практически все выступающие, в том числе иностранные коллеги, отметили, что главная проблема вывода из эксплуатации таких ЯРОО – это изменение организационных условий, изменение статуса организации – владельца объекта. Вывод из эксплуатации – это другие цели и задачи, другая работа. Госкорпорация «Росатом» и ИБРАЭ РАН совместно подготовили концепцию федерального закона о ядерном наследии, которая сейчас обсуждается и прорабатывается. Она подразумевает создание единого оператора, которому будут передаваться ЯРОО для вывода из эксплуатации. Мировой опыт говорит о том, что это верный путь и единственный противовес намерениям хозяйствующего субъекта как-то приспособить старый объект к новым задачам. Сейчас государство выделяет субсидии на содержание объектов наследия, но основные затраты несут предприятия в ущерб своему развитию.

Работа по подсчету и систематизации ЯРОО была отчасти проведена в рамках ФЦП ЯРБ-1, работы по выводу ряда приоритетных объектов были включены текущую ФЦП ЯРБ-2, и они успешно реализуются. Однако для комплексного решения проблемы необходимо больше механизмов. У единого субъекта будет больше возможностей для маневра, это другие скорости принятия решений и их реализации.

В любом случае ФЦП ЯРБ-2 останется основным инструментом реализации задач Основ в части ядерного наследия. Реализация программы идет по плану, в настоящее время нет причин сомневаться в своевременном достижении всех ключевых показателей.

Пётр Гаврилов, генеральный директор Горно-химического комбината

В 2018 году указом Президента Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области ядерной и радиационной безопасности РФ на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (далее – Основы).

В отличие от предыдущей версии в Основах наиболее полно определены проблемы в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, в том числе решаемые в отношении объектов ядерного наследия, для которых требуется принятие дополнительных мер по завершению их жизненного цикла, включая перевод этих объектов в ядерно- и радиационно- безопасное состояние и реабилитацию радиоактивно-загрязненных участков территорий, на которых расположены эти объекты.

В соответствии с Основами поэтапный вывод из эксплуатации, захоронение и утилизация объектов ядерного наследия является одной из целей государственной политики в области ядерной и радиационной безопасности.

Вывод из эксплуатации (ВЭ) является долговременным процессом и требует обеспеченности денежными средствами. Одним из направлений реализации Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2) является решение проблем, связанных с объектами ядерного наследия, в том числе и для объектов ФГУП «ГХК», и предусматривает продолжение финансирования мероприятий, начатых в рамках ФЦП ЯРБ-1.

В соответствии с терминологией, определенной в Основах, к объектам ядерного наследия ФГУП «ГХК» относятся:

  • остановленные промышленные уран-графитовые реакторы (выводятся из эксплуатации по варианту радиационно-безопасного захоронения на месте; отработавшее ядерное топливо переработано; приреакторные бассейны выдержки зачищены от просыпей топлива, иловых отложений и переведены в «сухой режим»);
  • комплекс по радиохимической переработке (выполнены работы по удалению ядерных материалов из емкостей-хранилищ и дезактивации части оборудования, проведено КИРО, разрабатывается проект на ВЭ);
  • хранилища твердых радиоактивных отходов (создана система водоотведения с целью исключения сезонного подтопления);
  • бассейны-хранилища жидких радиоактивных отходов (ликвидирован бассейн-хранилище ЖРО №354, которому присвоен статус пункт консервации особых РАО, создана сеть наблюдательных скважин для мониторинга миграции радионуклидов; в рамках вывода из эксплуатации бассейна-хранилища ЖРО №365 реализуются работы по извлечению иловых отложений, после удаления которых будет проведено КИРО объекта и разработан проект вывода из эксплуатации).

ФГУП «ГХК» выполняет все мероприятия, предусмотренные ФЦП ЯРБ-2, в поставленные сроки и в соответствии с установленными показателями.

Полное завершение работ по решению проблем ядерного наследия потребует длительных сроков. Однако целесообразно ускорить выполнение работ по выводу из эксплуатации объектов ядерного наследия, так как это позволит обеспечить их перевод в ядерно- и радиационно-безопасное состояние, тем самым снизив радиационные риски для населения и окружающей среды, а также значительно сократить затраты на содержание данных объектов.

Вместе с тем, очевидно, что окончательное решение проблем ядерного наследия будет зависеть от устойчивого финансирования мероприятий по ФЦП ЯРБ-2 и разрабатываемых Правительством Российской Федерации мероприятий по реализации Основ, в которые должны быть включены: вывод из эксплуатации всех объектов ядерного наследия; переработка всего ОЯТ с захоронением образующихся РАО; переработка и захоронение накопленных удаляемых РАО или консервация пунктов размещения особых РАО; реабилитация радиационно-загрязненных территорий.

Наталия Шандала, заместитель генерального директора по науке и биофизическим технологиям ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации – Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна» Федерального медико-биологического агентства России, доктор медицинских наук

Значимость для отрасли настоящих Основ определяется, в первую очередь, тем, что они являются документом стратегического планирования (такой формулировки в прежних Основах не было) в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, которая является важнейшей составляющей национальной безопасности Российской Федерации.

Главные отличия от предыдущей версии связаны с изменением приоритетов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, которые произошли в течение периода, прошедшего после принятия предыдущего документа. В этом плане среди ряда требующих решения приоритетных проблем, для примера, целесообразно обратить внимание на две: одна непосредственно связана с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в атомной отрасли, вторая – с обеспечением радиационной безопасности населения Российской Федерации при воздействии природных радионуклидов и, в частности, населения проживающего на территориях, медико-санитарное обеспечение которого осуществляет ФМБА России.

В утвержденных Основах впервые констатируется, что в Российской Федерации ядерная и радиационная безопасность обеспечивается не только на функционирующих объектах использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, но и на объектах ядерного наследия, то есть тех мирных и оборонных радиационно-опасных объектах, деятельность которых по прямому назначению завершена. В предыдущем документе термин «объекты ядерного наследия» отсутствовал.

Решение проблемы ядерного наследия потребует не только применения оператором новых весьма затратных технологий, но и создания регулятором научных основ отечественной базы регулирования с учетом международных рекомендаций, разработка которых в настоящее время осуществляется такими организациями как МКРЗ, МАГАТЭ, а также Агентством по ядерной энергии ОСЭР, с последующим их внедрением в практику регулирования радиационной безопасности. Для ФМБА России, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор на предприятиях атомной отрасли (в т.ч. на объектах ядерного наследия), разработка научных основ и руководящих документов по регулированию радиационной безопасности при обращении с ядерным наследием является актуальной задачей, решение которой будет осуществляться в соответствии с утвержденными Основами.

В перечне основных проблем утвержденных Основ впервые констатируется наличие в Российской Федерации групп населения с повышенным (5 мЗв/год) и высоким (10 мЗв/год) уровнями радиоактивного облучения вследствие воздействия природных радионуклидов. Важно отметить, что предусмотренное утвержденными Основами решение данной проблемы свидетельствует о том, что государственная политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности представляет собой совокупность мер не только в области использования атомной энергии, но и в сфере защиты жизни и здоровья граждан Российской Федерации. Эта проблема актуальна для многих стран мира, поскольку, по данным НКДАР ООН, вклад природных источников излучения в облучение населения является основным и составляет более 70%. Она актуальна и для Российской Федерации, в том числе для ЗАТО, медико-санитарное обеспечение населения которых осуществляет ФМБА России. Поэтому, ещё на стадии подготовки настоящих Основ, ФГБУ ГНЦ ФМБЦ имени А.И. Бурназяна ФМБА России были направлены соответствующие предложения о необходимости включения положений, посвященных обеспечению радиационной безопасности населения при воздействии природных радионуклидов. Следует отметить, что данные предложения были учтены и нашли свое отражение в утвержденных Основах.

Среди первоочередных мер по реализации положений документа актуально совершенствование законодательных и нормативно-методических документов по обеспечению радиационной безопасности в соответствии с рекомендациями МКРЗ и документами МАГАТЭ. В связи с этим необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «О радиационной безопасности населения», разработка новой редакции Норм радиационной безопасности и Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности.

Задачи Основ (раздел 12) и направления, представленные в разделе 13, должны реализовываться параллельно. Но начинать следует с создания терминологической основы (глоссария), согласованной с Госкорпорацией «Росатом», Минздравом России, ФМБА России и Ростехнадзором. У нас в стране легитимными являются только термины, присутствующие в Федеральных законах и Постановлениях Правительства Российской Федерации.

Среди задач и направлений деятельности по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, отмеченных в Основах, в качестве приоритетных ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России выделяет следующие:

  • разработка документов системы санитарно-эпидемиологического нормирования (санитарных правил, методических указаний, рекомендаций), регулирующих деятельность предприятий атомной отрасли при выводе из эксплуатации объектов ядерного наследия и реабилитации территорий ядерного наследия;
  • развитие системы социально-гигиенического мониторинга, включая проведение радиационно-гигиенического мониторинга и изучение состояния здоровья населения в районах расположения объектов ядерного наследия;
  • развитие системы аварийного медико-дозиметрического реагирования в случае чрезвычайных ситуаций радиационного характера;
  • совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения радиационной безопасности объектов ядерного наследия с учетом стандартов и рекомендаций международных организаций;
  • научно-техническая поддержка и осуществление мероприятий государственного санитарно-эпидемиологического надзора:
    • по поддержанию оператором на возможно низком уровне индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения;
    • при комплексной утилизации атомных подводных лодок и реабилитации территорий бывших береговых баз атомного флота;
    • за воздействием на человека природных источников ионизирующего излучения, в том числе радона и продуктов его распада, в жилых домах, детских учреждениях, общественных и производственных зданиях, расположенных на территориях, медико -санитарное обеспечение которых осуществляет ФМБА России.

Виктор Мурогов, начальник Международного Центра Ядерного Образования, профессор ИАТЭ НИЯУМИФИ, зам. председателя Международного Союза Ветеранов Атомной Энергетики и Промышленности, доктор технических наук, профессор

Значительное внимание в Основах уделяется вопросам вывода из эксплуатации объектов ядерного наследия. Их наличие признается одной из основных проблем в области обеспечения ЯРБ и требуется принятие дополнительных мер по переводу этих объектов в ядерно и радиационно безопасное состояние. Для понимания масштабов, сейчас в мире 455 энергоблоков суммарной мощностью около 395 ГВт-эл. Около 30% всех построенных реакторов имеют возраст больше 40 лет. В своё время на начальном этапе развития ядерной энергетики мало кто задумывался, что делать с АЭС, когда подойдёт к концу срок их эксплуатации. Например, в Западной Европе сейчас около 120 ГВт АЭС, а строятся только 8 ГВт, при этом десятки ГВт готовятся к выводу из эксплуатации в ближайшие годы. Причём значительную часть реакторов в мире собираются выводить даже не потому, что они устарели, а потому что оказались экономически невыгодны или по решению властей (Япония, Южная Корея).

Более того, дело не только и не столько в реакторах остановленных АЭС, сколько в остановленных исследовательских реакторах. В мире было построено более 600 исследовательских реакторов, а сейчас работает около 240. Т.е. почти 400 из них остановлены. Как правило, в развивающихся странах нет средств ни на продление их работы, ни на их вывод из эксплуатации. Большинство из них – либо советского, либо американского (в редких случаях китайского) проектов. Т.е. это одна из ключевых проблем, от решения которой зависит будущее развитие ядерной энергетики в мире и в нашей стране. Отсюда – необходимость и роль Основ в окончательном решении проблем ядерного наследия».

Сложность в том, что технологии по выводу из эксплуатации до сих пор развивались по остаточному принципу, как не приводящие к росту генерации энергии. В мире есть определённые наработки, например, в европейских странах уже занимаются выводом из эксплуатации реакторов первого поколения Magnox.

Прогнозы международных энергетических организаций (МАГАТЭ, IAE и NEA — OESD, WEC и др.) дают широкий разброс ожидаемого состояния ядерной энергетики к 2050 и к 2100 годам. Но даже при максимально оптимистическом прогнозе о росте ядерных мощностей АЭС в 2-3 раза, соответственно, доля ядерной энергетики в общем энергетическом балансе в лучшем случае сохраниться на современном уровне или даже снизится в пессимистическом сценарии из-за более быстрого роста общего потребления энергии (рост минимум в 3 раза прежде всего в развивающихся странах), в том числе благодаря интенсивному развитию альтернативных источников энергии.

В любом случае, проблема вывода из эксплуатации будет нарастать и будет в будущем не менее актуальна, чем проблема строительства новых АЭС.

Иван Крышев, Главный научный сотрудник ФГБУ «НПО «Тайфун» Росгидромета Минприроды России, д.ф.-м.н., профессор, академик РАЕН

Документ «Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (далее Основы), утвержденный указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 года № 585, имеет принципиальную значимость для обеспечения безопасности атомной отрасли, сохранения благоприятной окружающей среды в условиях дальнейшего развития ядерных технологий.

В документе продемонстрирован системный проблемно-ориентированный подход в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии, направленный на решение основных проблем в этой сфере, реализацию стратегических приоритетов, радиационную защиту граждан и охрану окружающей среды.

Если говорить о конкретных мерах по реализации Основ, которые могут быть приняты в ближайшее время, то остановлюсь на двух проблемах.

Во-первых, к числу первоочередных мер по реализации Основ относится решение проблем, связанных с объектами ядерного наследия, реабилитацией загрязненных радионуклидами территорий. Наличие таких территорий обусловлено следующими причинами: испытаниями ядерного оружия; радиационными авариями, несовершенной практикой использования ядерной энергии и обращения с РАО, имевшей место в середине прошлого века; необходимостью вывода из эксплуатации радиационно-опасных объектов, отработавших свой ресурс. Загрязненные радионуклидами территории имеются в районах Чернобыльского радиоактивного следа, Восточно-Уральского радиоактивного следа, ПО «Маяк», Сибирского химического комбината, Приаргунского горно-химического объединения, Красноярского горно-химического комбината, береговых технических баз и других.

Осуществление на практике природоохранных мероприятий по реабилитации загрязненных радионуклидами территорий требует значительных материальных и трудовых ресурсов. Кроме этого, реабилитация территорий сопровождается дополнительным воздействием радиоактивности на персонал и окружающую природную среду. В этой связи требуется тщательное научно-методическое обоснование такого рода мероприятий с учетом принципа оптимизации, являющегося одним из основных принципов парадигмы радиационной безопасности.

В настоящее время в РФ отсутствует утвержденная на государственном уровне единая научно-методическая база по критериям допустимых остаточных активностей радионуклидов в почвах при проведении мероприятий по реабилитации загрязненных территорий. Отсутствуют стандарты реабилитации территорий, загрязненных радионуклидами в результате аварий, прошлой практики. Отсутствует официально утвержденная процедура принятия решений по реабилитации территорий, а также процедура признания территорий реабилитированными. Отдельные разработанные нормативно-методические документы в этой сфере не составляют единую систему и носят предварительный характер.

В работах ИБРАЭ РАН, ФГБУ НПО “Тайфун” Росгидромета и специалистов Росатома выполнены оценки допустимого содержания большого набора радионуклидов в почве для различных значений потенциального облучения населения и способов землепользования. Эти разработки по категоризации территорий, загрязненных радионуклидами, могут служить основой для создания официального руководства в РФ по критериям установления допустимых остаточных концентраций радионуклидов в почвах для разных видов землепользования.

Основной задачей проведения мероприятий по реабилитации радиоактивно загрязненной территории является проведение оптимальных защитных мер таким образом, чтобы они приводили, за вычетом затрат, к чистой пользе для общества, т.е. являлись эффективными.

Необходима разработка и утверждение в РФ нормативно-правовых документов, обеспечивающих с учетом международного и отечественного опыта радиационную и экологическую безопасность при осуществлении хозяйственной деятельности на загрязненных территориях, включая:

  • Критерии реабилитации радиационно загрязненных территорий.
  • Порядок проведения обследований земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
  • Создание базы данных о радиационной обстановке на загрязненных территориях.
  • Методики оценки и прогноза экологических рисков и ущерба от радиоактивного загрязнения окружающей среды.
  • Критерии и порядок признания радиоактивно загрязненных территорий реабилитированными с учетом целей дальнейшего использования.
  • Категорирование радиационно-загрязненных участков территории по уровням потенциальной опасности для населения и окружающей среды с учетом целей использования.
  • Модели и программно-технические средства по обоснованию и оптимизации реабилитации загрязненных территорий.
  • Порядок радиационного мониторинга реабилитированных территорий.
  • Рекомендации по обеспечению радиационно-гигиенической и экологической безопасности при проведении реабилитационных мероприятий.

Целесообразно выработать в РФ единую нормативно правовую концепцию в сфере управления реабилитацией загрязненных территорий, объединяющую принципы безопасности как в отношении радиоактивных, так и нерадиоактивных загрязнителей.

При обращении с объектами ядерного наследия должны быть предусмотрены природоохранные мероприятия в целях сохранения благоприятной окружающей среды в интересах нынешнего и будущего поколений, базирующиеся на основополагающих принципах безопасности: ограничения рисков, обоснования и оптимизации.

Вторая проблема касается необходимости совершенствования системы мониторинга радиационной обстановки на территории РФ, являющегося важным средством обеспечения экологической безопасности при использовании атомной энергии.

В результате более чем двадцатилетнего процесса создания ЕГАСКРО/ЕГАСМРО создана базовая инфраструктура системы, позволяющая обеспечить ее функционирование. Представляется существенно важным предусмотреть комплекс мер по развитию и модернизации государственной системы радиационного мониторинга Росгидромета (СРМ) и локальных систем мониторинга в районах расположения объектов использования атомной энергии (ОИАЭ), совершенствование методов оперативного выявления изменений в радиационной обстановке и реагирования на радиационные угрозы, повышение технического уровня ЕГАСМРО и АСКРО.

Существующие системы АСКРО, ориентированные на контроль МАЭД, не позволяют выявить загрязнение окружающей среды бета- и альфа-излучающими радионуклидами. На ряде ОИАЭ используются устаревшие нерепрезентативные средства отбора проб, не внедряются современные автоматические средства наблюдения, оснащенные алармовыми системами, позволяющими в первые часы наступления опасной радиационной ситуации отреагировать и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающую среду. Необходимо расширить количество лабораторий сети радиационного мониторинга, выполняющих спектрометрический анализ и обновить устаревшую аппаратуру, а также дооснастить сеть воздухо-фильтрующими установками нового поколения.

Следует обеспечить согласованное функционирование СРМ Росгидромета и систем наблюдений, находящихся в ведении ОИАЭ, а также сопоставимость данных наблюдений за радиационной обстановкой на территории РФ, включая районы расположения объектов использования атомной энергии, разработать единые критерии интерпретации результатов государственного и ведомственного мониторинга радиационной обстановки.

Требуется разработка и актуализация нормативно методических документов по регулированию проведения мониторинга и прогнозированию радиационной обстановки на различных стадиях жизненного цикла ОИАЭ, при реабилитации загрязненных радионуклидами территорий, контроле трансграничного переноса радионуклидов и радиоэкологическом мониторинге углерода-14 и других радионуклидов глобального распространения.

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий