Пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф

4.2. АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ РАДИАЦИОННЫХ ИЛИ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ

Медведева Екатерина Викторовна, аспирант кафедры социального права, государственной и муниципальной службы. Место учебы: Уральская государственная юридическая академия. E-mail: Medwedewa.catia2011@yandex.ru

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу ключевых понятий института социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф: «социальная защита», «социальное обеспечение», «лица, пострадавшие от радиационных или техногенных катастроф».

Ключевые слова: социальный, право социального обеспечения, социальное обеспечение, социальная защита, лица, пострадавшие от радиационных или техногенных катастроф.

ANALYSIS OF KEY CONCEPTS OF THE INSTITUTE OF SOCIAL PROTECTION OF PERSONS AFFECTED BY RADIA TION OR

MAN-CAUSED DISASTERS

Medvedeva Ekaterina Victorovna, postgraduate student at social law, public and municipal service chair. Place of study: Urals state law academy. E-mail: medwedewa.catia2011@yandex.ru

Annotation: This article is devoted to the analysis of key concepts of the Institute of social protection of persons affected by radiation and / or man-made disasters: «social protection», «social security», «persons affected by radiation or man-made disasters».

Keywords: social, the law of social security, social defense, social security, the piersons who suffered from radiation and or man-made disasters

На сегодняшний день как на территории Российской Федерации, так и на территориях иностранных государств проживает значительное число человек, которые могут быть объединены одним термином «лица, пострадавшие от радиационных и (или) техногенных катастроф». По законодательству РФ в эту группу включены лица, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции; граждане, подвергшиеся радиации в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов в реку Теча; в результате испытаний на Семипалатинском полигоне и т.д. В то же время на территориях других государств к таким лицам, например, относятся граждане, подвергшиеся радиации вследствие бомбардировок японских городов Хиросима и Нагасаки, аварии на атомной электростанции Фукусима-1. В Казахстане — это лица, подвергшиеся радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне; на Украине и в Республике Беларусь — пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В связи со сказанным проблема радиации и ее негативных последствий, в том числе влекущее возложение ответственности на государство за причиненный вред и необходимость успешной реализации механизма их социальной защиты актуальна не только в нашей стране, но и за ее пределами. Дополнительным подтверждением сказанного выступает распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 2470-р "О Концепции программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года"1.

Указанное обстоятельство, а также необходимость возмещения государством нанесенного данным лицам вреда здоровью ставит перед законодателем задачу обособленного законодательного регулирования их социальной защиты, включая обеспечение необходимого уровня социальной защищенности. Подтверждением сказанного выступает не только огромное количество уже принятых нормативных документов, касающихся данной сферы правоотношений, но и наличие специальных целевых программ, затрагивающих права и законные интересы пострадавших от последствий радиации. В качестве примера можно указать на постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 523 "О Федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года"2 и распоряжение Правительства РФ от 19 апреля 2007 года 484-р "О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 года и на период до 2015 года«3.

Действующее законодательство Российской Федерации использует в качестве ключевого термин «граждане, пострадавшие от радиационных и (или) техногенных катастроф». При этом анализ норм права позволяет выделить его основные признаки:

1) рассматриваемая группа людей является отдельной социальной общностью, то есть выступает отправной «точкой отсчета» в социальном пространстве, именуемой социальной группой, с присущей ей социальными потребностями и ценностями4;

2) в понятие «граждане, пострадавшие от радиационных или техногенных катастроф» включены наряду с гражданами, подвергшимися непосредственно негативному воздействию" также члены их семей;

3) основой для объединения граждан в одну категорию выступает один из следующих фактов: а) наличие

1 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 7992.

2 СЗ РФ. 2011. № 29. Ст. 4462.

3 СЗ РФ. 2007. № 18. Ст. 2248.

4 Горелов А. А. Социология: Учебн. М., 2006. С. 245, 263; Воробьев К А. Социология: Учебн. пособие для вузов. М., 2005. С. 126-132.

127

воздействия негативных факторов на организм человека в результате проведения взрывов и испытаний ядерного оружия как последствия радиационных реакций; б) наступление негативных последствий вследствие аварийных ситуаций на ядерных и иных объектах гражданского и военного назначения; в) воздействие радиационного облучения на лиц, участвовавших в ликвидации или устранении последствий данных аварий; г) воздействие на организм человека либо его жизнь негативных факторов как следствие произошедших техногенных катастроф; д) негативные последствия, испытываемые членами семьи лица, пострадавшего от радиационных и (или) техногенных катастроф. Таким образом, данные граждане являются пострадавшими от чрезвычайной ситуации техногенного характера;

4) данные лица признаются государством в качестве лиц, нуждающихся в социальной защите5. Данная нуждаемость проявляется главным образом в наступлении социального случая: трудная жизненная ситуация; претерпевание лишений, и т.д, что влечет за собой необходимость введения института социальной защиты данной группы людей. Здесь необходимо отметить, что разработка и реализация механизма социальной защиты данной группы лиц заключается не только в конституционно закрепленной обязанности государства по гарантированности социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом (статья 39 Конституции РФ), но и в необходимости несения государством ответственности за свои действия (бездействие) в части надлежащего выполнения функции обеспечения безопасности жизни и здоровья своих граждан. Этот вывод подтверждается тем, что «высшее общественное предназначение государства -гарантировать нормальное, безопасное функционирование общества ,..«6, направленное в конечном итоге на его »… самосохранение, обеспечение безопасности и развитие могущества…«7, что в конечном итоге приведет к построению социально-ответственного государства;

5) в группу граждан, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф в рамках института социальной защиты, подпадают только те граждане РФ, которые признаны в качестве таковых в установленном законом порядке либо по решению суда;

На основании изложенного, под гражданами, пострадавшими от радиационных и (или) техногенных катастроф в праве социального обеспечения понимается социальная группа людей, являющихся гражданами Российский Федерации, прямо или косвенно пострадавшими от чрезвычайной ситуации радиационного или иного техногенного характера (взрывы и испытания ядерного оружия; аварийные ситуации на ядерных и иных объектах гражданского и военного назначения; иные техногенные катастрофы и другие), признанные в качестве таковых в установленном законом порядке и нуждающихся в социальной защите, которую характеризует постоянный и непредсказуемый рост численности, а также наличие присущих специфических потребностей социального, психологического, экономического и иного характера. При этом данный термин носит собирательный характер, так как включает наряду с собственно гражданами пострадавшими от последствий радиации, также и членов семей этих лиц.

В то же время механизм социальной защиты от последствий радиационных и (или) техногенных катастроф распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, на законных основаниях пребывающих на территории РФ и пострадавших от негативных последствий произошедшей аварии или катастрофы.

С учетом этого, видится обоснованным внесение изменений в нормативные акты, регулирующие вопросы социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф», заключающееся в использовании наряду с термином «граждане, пострадавшие от радиационных и (или) техногенных катастроф» также понятия «лица, пострадавшие от радиационных и (или) техногенных катастроф». При этом на законодательном уровне необходимо выделить те критерии, когда иностранный гражданин имеет право на меры социальной защиты. По нашему мнению в качестве таковых могут быть использованы: критерий законности пребывания на территории РФ; иностранное лицо подверглось негативному воздействию в результате произошедшей радиационной и (или) техногенной аварии; данное лицо по законодательству РФ либо по законодательству иностранного государства прошло экспертизу и признано в установленном порядке лицом, пострадавшим от радиационных и (или) техногенных катастроф.

Применительно к исследуемой общественно-демографической группе населения термин «социальное обеспечение лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф» может быть определен как совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами РФ и иными лицами, на законных основаниях пребывающих на территории Российской Федерации, пострадавшими от радиационных и (или) техногенных катастроф и членами их семей, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями — с другой, по поводу предоставления им за счет специальных фондов и (или) бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, компенсационных выплат и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств (смерть, инвалидность и иные), влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, и связанных с последствиями радиационных и (или) техногенных катастроф.

При этом наличие отдельного института социального обеспечения лиц, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф, обусловлено не только реалиями современной жизни, но и нормами Конституции Российской Федерации, которая предусматривает возможность выделения в качестве

5 Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: Учебн. пособие / под общ. ред. Н. А. Волгина. М., 2011. С. 571.

6 Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С. 10.

7 ЕллинекГ. Общее учение о государстве. СПб., 2004. С. 267. 127

самостоятельных институтов социозащиты различные категории населения (пенсионеры, инвалиды и т.д.)8. Более того, как правильно отмечено А. М. Лушниковым и М. В. Лушниковой, в современных условиях государство призвано обеспечить социальную защиту населения от негативных последствий, вызванных условиями рынка (безработица, снижение уровня жизни пенсионеров и иных граждан и др.), а равно от последствий социальных потрясений, вызванных вооруженными и межэтническими конфликтами (беженцы, вынужденные переселенцы и др.), радиационными и техногенными катастрофами и т.д.9

Одновременно обращаясь к анализу термина «социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф» автор в целом соглашается с определением понятия «социальная защита населения», предложенным профессором В. Ш. Шайхатдиновым10, как объективно отражающим все сущностные черты данного явления. С учетом этого, под социальной защитой лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф следует понимать деятельность государства и органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, иных физических и юридических лиц по предоставлению различных мер социальной защиты гражданам РФ, пострадавшим от радиационных и (или) техногенных катастроф (охрана материнства и детства, обеспечение жильем, охрана здоровья, социальное обслуживание, обеспечение занятости, пенсионное обеспечение, меры социальной поддержки).

Список литературы:

1. Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1996.

2. Воробьев К. А. Социология: Учебн. пособие для вузов. М., 2005.

3. Горелов А. А. Социология: Учебн. М., 2006.

4. Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: Учебн. пособие / под общ. ред. Н. А. Волгина. М., 2011.

5. ЕллинекГ. Общее учение о государстве. СПб., 2004.

6. Лепихов М. И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения: Монография. М., 2005.

7. Лушников А.. М., Лушникова М. В. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М., 2009.

8. Право социального обеспечения: учебн. для бакалавров / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. М., 2012.

Literature list:

1. Alekseev S. S. The state and the law. The initial rate. 3-e izd., pererab. i dop. M., 1996.

2. Vorobiev K. A. Sociology: textbook for high schools. M., 2005.

3. Gorelov A. A. Sociology: textbook. M., 2006.

4. The state and municipal social policy. Course of lectures: textbook / ed.. N. A. Volgin. M., 2011.

5. Ellinek G. General theory of the state. SPb., 2004.

6. Lepihov M. I. The constitutional-legal basis of activity of the Russian Federation on social protection of the population: a Monograph. M., 2005.

7. Lushnikov A. M., Лушникова M. V. The course of the rights of social security. 2-e izd., dop. M., 2009.

8. The law of social security: higher education for bachelor / under ed. V. Sh. Shaihatdinov. M., 2012.

Рецензия

на статью Е. В. Медведевой «Анализ ключевых понятий института социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф»

Автором обоснованно отмечается, что в России и других государствах проживает огромное количество лиц в той или иной мере пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф. При этом в законодательстве Российской Федерации принято и действует огромное количество нормативных актов, направленных на регулирование механизма социальной защиты данной группы населения. В то же время существует большое количество проблем, возникающих при использовании законодателем и правоприменителем соответствующего терминологического аппарата, что и обусловливает необходимость ясного и четкого определения и закрепления в нормативном акте ключевых терминов. Все сказанное выше предопределило актуальность заявленной темы.

Научная новизна заключается в выработке авторских дефиниций таких понятий как «лица, пострадавшие от радиационных и (или) техногенных катастроф», «социальное обеспечение и социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф».

Все изложенное выше, на наш взгляд, служит основанием для рекомендации статьи для публикации в публичной печати.

Зав. кафедрой социального права, государственной и муниципальной службы УрГЮА, Почетный работник высшего образования Д.ю.н., профессор, В. Ш. Шайхатдинов

8 См.: Лепихов М. И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения: Монография. М., 2005. С. 118-119.

9 Лушников А.. М., Лушникова М. В. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М., 2009. С. 427.

10 См.: Право социального обеспечения: учебн. для бакалавров / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. М., 2012. С. 25. 127

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий