Радиационная безопасность россии

О федеральной целевой программе «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 годы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О федеральной целевой программе «Ядерная и радиационнаябезопасность России» на 2000-2006 годы

____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2005 года N 371. ____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 годы (далее именуется — Программа).

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке проектов федерального бюджета включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в 2001-2006 годах за счет средств федерального бюджета.Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей федерального бюджета.Финансирование в 2000 году мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию федеральных целевых программ, являющихся составной частью Программы.

5. Признать утратившими силу с 1 января 2001 г.:постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 1030 «О федеральной целевой программе «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 44, ст. 4184);постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1085 «О федеральной целевой программе «Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 45, ст. 4340).

Председатель ПравительстваРоссийской ФедерацииВ.Путин

УТВЕРЖДЕНАпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 22 февраля 2000 года N 149(в редакции постановленияПравительства Российской Федерацииот 10 июня 2005 года N 371 -см. предыдущую редакцию)

Паспорт федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 годы

Федеральная целевая программа «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 годы (далее — Программа) разработана для решения проблем, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности государства.Серьезную задачу представляет собой обращение со значительным количеством радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, накопленных в результате производства оружейных ядерных материалов, работы атомных электростанций, деятельности предприятий ядерного топливного цикла, эксплуатации атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками и в результате других видов деятельности в области использования атомной энергии на территории Российской Федерации.Неблагополучная радиационная обстановка сложилась на территориях, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской атомной электростанции и на других ядерно опасных и радиационно опасных объектах, а также в местах утилизации кораблей и судов с ядерными энергетическими установками.Сложность решения проблемы обусловлена тем, что ранее не уделялось должного внимания разработке методологии комплексного анализа вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности России и долгосрочного прогнозирования ее состояния.Целью государственной политики в современных условиях должны стать минимизация радиационного воздействия на человека и среду его обитания путем значительного повышения безопасности действующих и проектируемых объектов использования атомной энергии, обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, проведение специальных мер по радиационной защите населения и реабилитации загрязненных территорий, физической защите ядерных материалов и ядерных установок.Проблема ядерной и радиационной безопасности России требует единого подхода на государственном уровне к оценке уровня радиационной опасности объектов и разработке мер и критериев обеспечения их безопасного функционирования для человека и окружающей среды.В Программе система критериев, обеспечивающих безопасность для человека и среды его обитания, формируется на основе концепции социально приемлемого уровня риска, которая применима к любому виду природного и техногенного воздействия на человека и окружающую среду, в том числе связанного с атомной энергией и ионизирующим излучением. Социально приемлемым уровнем риска возможных тяжелых аварий с радиоактивными выбросами катастрофического характера является полное исключение подобных аварий. Для случаев возможных радиационных инцидентов должны быть предусмотрены социальные меры защиты населения и организация его жизнедеятельности в условиях повышенного радиационного воздействия.Указанные в паспорте Программы научно-технические, социальные, экологические, экономические и другие задачи в сфере ядерной и радиационной безопасности обусловливают необходимость применения для их рационального решения программно-целевого метода и его использования в рамках единой федеральной целевой программы при интеграции деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций различных организационно-правовых форм.

2. Цель и задачи Программы

совершенствование физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроительной промышленности при строительстве, ремонте и утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей Военно-Морского Флота с ядерными энергетическими установками, а также судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания Министерства транспорта Российской Федерации;обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера на территории Российской Федерации;совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий и промышленных объектов, подвергшихся радиоактивному загрязнению;совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;обеспечение радиационной безопасности, связанной с функционированием промышленных предприятий, использующих в своей деятельности материалы, содержащие природные радионуклиды;развитие и совершенствование системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно опасных и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;ведение информационно-аналитических баз данных в области охраны здоровья населения и работников объектов использования атомной энергии при воздействии различных источников ионизирующего излучения;развитие методов и средств долгосрочного прогнозирования безопасного функционирования объектов использования атомной энергии для человека и окружающей среды;разработка и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические и санитарно-гигиенические аспекты), физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.Решение этих задач осуществляется в соответствии с федеральными законами «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения», «Об охране окружающей среды», «О техническом регулировании», а также в соответствии с «Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и другими нормативными правовыми актами с учетом следующих принципов обеспечения радиационной безопасности:

Целевые показатели индикатора 1:фактические дозы облучения персонала;соответствие радиационного контроля нормам и правилам;фактические и допустимые сбросы и выбросы радиоактивных веществ;охват ядерно опасных и радиационно опасных объектов системой учета ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;обеспеченность автоматизированной системой контроля радиационной обстановки районов расположения ядерно опасных и радиационно опасных объектов;готовность отраслевой системы к выполнению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах;обеспеченность современными средствами физической защиты.Целевые показатели индикатора 2:отношение удельной величины автоматических внеплановых остановов реакторов на атомных электростанциях России к соответствующей величине остановов на атомных электростанциях мира;число событий на атомных электростанциях, определяемых по международной шкале ядерных событий (INES);число нарушений на предприятиях ядерного топливного цикла, определяемых по шкале INES;число нарушений на исследовательских ядерных установках, определяемых по шкале INES;количество случаев превышения пределов доз облучения персонала.Значения целевых показателей реализации Программы приведены в приложениях N 2 и 3.Значения целевых показателей в процессе реализации Программы могут изменяться, что отразится на значениях целевых индикаторов Программы.

Программа содержит 7 направлений деятельности по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, включая ядерную и радиационную безопасность на ядерно опасных и радиационно опасных объектах, охрану здоровья и защиту персонала и населения при различных видах радиационного воздействия, реабилитацию загрязненных территорий, научно-методическую поддержку обеспечения ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии и разработку критериев и принципов обеспечения ядерной и радиационной безопасности.При реализации Программы планируется осуществить комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий при персональной ответственности каждого государственного заказчика за выполнение работ по своему направлению. Почти все задачи, поставленные Программой, предполагают конечный результат в виде достижений науки и техники, нормативных документов или технических решений.По направлению «Ядерно опасные и радиационно опасные объекты Федерального агентства по атомной энергии» предусматривается осуществление следующих основных мероприятий:обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение;обеспечение безопасности атомной промышленности России;обеспечение безопасности атомных электростанций и исследовательских ядерных установок;повышение безопасности атомных электростанций и ядерных энергетических установок нового поколения;совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;организация системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и их физическая защита.По направлению «Ядерная и радиационная безопасность на предприятиях судостроения» предусматривается обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроения.По направлению «Защита населения и реабилитация загрязненных территорий» предусматривается осуществление следующих основных мероприятий:защита населения и территорий от последствий возможных радиационных аварий;

4. Ресурсное обеспечение Программы

5. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

Выполнение мероприятий Программы организациями осуществляется на основании государственных контрактов.Исполнителями работ по Программе могут являться организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также другие российские организации независимо от формы собственности.Исполнители работ по Программе определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».Экспертиза материалов, поступивших от участников конкурса, осуществляется конкурсной комиссией, назначаемой государственными заказчиками Программы.Контроль за ходом реализации Программы осуществляется путем проведения Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным агентством по атомной энергии с участием представителей государственных заказчиков Программы комплексных проверок, к участию в которых могут привлекаться представители других федеральных органов исполнительной власти.При необходимости срок реализации Программы может быть продлен на один год в установленном порядке.

Социально-экономический эффект от реализации Программы достигается за счет:улучшения радиационно-экологической обстановки в местах функционирования объектов использования атомной энергии и на реабилитированных территориях;снижения прямых и косвенных экономических потерь в результате исключения вероятности возникновения тяжелых радиационных аварий;предотвращения или снижения возможного ущерба от повышенного радиационного воздействия на человека и окружающую среду в результате ухудшения радиационной обстановки путем проведения оперативных действий по локализации и ликвидации его последствий;эффективного функционирования медико-санитарной системы защиты здоровья лиц, занятых на ядерно опасных и радиационно опасных производствах, а также населения, проживающего на прилегающих территориях.Реализация Программы обеспечит:снижение до приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии, источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения;создание перспективных технических средств ликвидации последствий ядерных и радиационных инцидентов для аварийно-спасательных формирований, систем аварийного и экологического мониторинга;нераспространение ядерных материалов за счет совершенствования системы физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;модернизацию и создание технологий, инфраструктуры и технических средств транспортирования ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий, использующих эти материалы.Особенность Программы заключается в межведомственном характере организации и проведения работ, интеграции ведомственных усилий, что повышает эффективность взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по решению проблем атомной энергетики.Реализация мероприятий Программы позволит не только создать условия для снижения напряженности в обществе, связанной с ядерной и радиационной безопасностью, но и для более широкого применения источников ионизирующего излучения в медицине, сельском хозяйстве и других секторах экономики, а также для дальнейшего развития атомной энергетики при решении экономических вопросов. Прогнозируется также, что будет существенно улучшена экологическая обстановка в России и повышено доверие общества к атомной энергетике будущего.Программа является одним из механизмов реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.Предотвращение социально-экономического и экологического ущерба от повышенного радиационного воздействия на человека и окружающую среду может быть обеспечено в результате реализации мероприятий Программы за счет:повышения безопасности эксплуатации действующих ядерных и радиационных объектов (атомные электростанции, промышленные, опытные и исследовательские реакторы, стенды, ядерные энергетические установки подводных лодок, надводные корабли, суда гражданского флота и др., включая обеспечение безопасности при выводе объектов из эксплуатации), а также источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения;создания атомных электростанций и ядерных энергетических установок нового поколения с повышенной безопасностью, комплексной утилизации ядерных энергетических установок подводных лодок, кораблей Военно-Морского Флота и судов гражданского флота;обеспечения надежной защиты населения и территорий от радиационного воздействия при возможных авариях и катастрофах, защиты населения и проведения комплекса работ по реабилитации территорий, загрязненных вследствие аварий;активизации деятельности органов здравоохранения в области радиационной защиты персонала ядерно опасных и радиационно опасных объектов и населения, применения системы медицинского обслуживания критических групп населения повышенного радиационного риска и их психологической защиты и реабилитации;разработки новых средств, методов исследования и анализа воздействия ядерно опасных и радиационно опасных объектов на окружающую среду и человека, включая оценку риска и ущерба для окружающей среды и человека.Осуществление мероприятий по ядерной и радиационной безопасности объектов приведет к снижению социальной напряженности в обществе в результате:предотвращения масштабного и локального переселения (миграции) жителей страны из загрязненных зон;решения проблем, связанных с обустройством и проживанием на территориях, подвергшихся радиационному воздействию;постепенной ликвидации социальной напряженности в зонах, подвергшихся радиационному воздействию.Мероприятия Программы направлены на обеспечение безопасности и предупреждение аварий. Уровень безопасности объекта оценивается регулирующим органом по безопасности при осуществлении контроля лицензионной деятельности.Обеспечение ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии опирается, в частности, на систему федеральных норм и правил по ядерной и радиационной безопасности. Создание системы федеральных норм и правил по ядерной и радиационной безопасности, соответствующей опыту эксплуатации объектов в Российской Федерации, мировым достижениям науки и техники и рекомендациям МАГАТЭ, является одним из важнейших социально-экономических результатов реализации Программы.

Приложение N 1к федеральной целевой программе»Ядерная и радиационная безопасность России»на 2000-2006 годы

Приложение N 2к федеральной целевой программе»Ядерная и радиационная безопасность России»на 2000-2006 годы

Приложение N 3к федеральной целевой программе»Ядерная и радиационная безопасность России»на 2000-2006 годы

Приложение N 4к федеральной целевой программе»Ядерная и радиационная безопасность России»на 2000-2006 годы

Приложение N 5к федеральной целевой программе»Ядерная и радиационная безопасностьРоссии» на 2000-2006 годы

Приложение N 6к федеральной целевой программе»Ядерная и радиационная безопасность России»на 2000-2006 годы

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий