Радиационное химическое обеспечение

Об утверждении актуализированной редакции Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

Об утверждении актуализированной редакции Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения

В рамках реализации Концепции сформирована необходимая нормативно-правовая база в области РХБ защиты населения, разработаны и приняты национальные стандарты и своды правил, разработана методика оценки основных показателей состояния РХБ защиты населения.

В МЧС России органы управления и силы РХБ защиты активно оснащаются современными средствами индивидуальной защиты, специальной техникой и приборной базой, в том числе для проведения испытаний средств РХБ защиты.

В связи с реализацией Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 645, и принятием иных документов стратегического планирования Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности возникла необходимость пересмотра существующей Концепции радиационной, химической и биологической защиты и проведения ее актуализации.

В рамках реализации мероприятий актуализированной редакции Концепции до 2025 года предполагается осуществить:

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и созданию современных, конкурентоспособных технологий и средств РХБ защиты населения;

развитие сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;

В дальнейшем планируется выработка научно обоснованных предложений по формированию и реализации научно-технической политики в области создания и выпуска перспективных средств РХБ защиты населения в рамках совершенствования системы РХБ защиты населения Российской Федерации в мирное и военное время.

решила:

2. Поручить Департаменту гражданской обороны и защиты населения в срок до 15 февраля 2020 г. разработать и в установленном порядке утвердить План мероприятий по реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения.

Концепция радиационной, химической и биологической защиты населения

I. Общие положения

2. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на деятельность по обеспечению национальной безопасности в рамках совершенствования радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

1) источники современных угроз радиационного, химического и биологического характера для населения Российской Федерации;

3) механизмы реализации мер по защите национальных интересов по обеспечению радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время, а также основные направления деятельности уполномоченных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении радиационной, химической и биологической защиты населения на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

1) Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

3) Основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696;

5) Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 г. N 585;

5. Концепция является основой для конструктивного взаимодействия в сфере радиационной, химической и биологической защиты населения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, институтов гражданского общества, а также граждан Российской Федерации.

7. Российская Федерация при обеспечении радиационной, химической и биологической защиты населения на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования системы радиационной, химической и биологической защиты населения, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на решение следующих основных задач:

2) выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки как при угрозе, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера;

4) ликвидация чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера.

1) радиационная безопасность населения (далее — радиационная безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;

3) химическая безопасность населения (далее — химическая безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вызываемых поражающим воздействием опасных химических веществ на организм человека и окружающую среду;

5) биологическая безопасность населения (далее — биологическая безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вызываемых опасными биологическими агентами;

7) угроза радиационного, химического и биологического характера — прямая или косвенная возможность причинения вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу в результате воздействия поражающих факторов радиационного, химического и биологического характера;

9) опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера — совокупность условий, которые сложились в результате применения (воздействия) или угрозы применения (воздействия) различных видов оружия или в результате возникновения чрезвычайных ситуаций, при которых возникла угроза воздействия поражающих факторов на население, материальные и культурные ценности и окружающую среду или существует вероятность возникновения такой угрозы;

9. Правовую основу обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации составляют:

2) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

4) Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

6) Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

8) Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 г. N 585 «Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»;

10) Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. N Пр-2976;

12) постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации»;

     II. Оценка вероятных угроз радиационного, химического и биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и современного состояния радиационной, химической и биологической безопасности Российской Федерации. Определение национальных интересов и основных тенденций в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения

11. Вероятные угрозы радиационного, химического и биологического характера, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, определены в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. N Пр-2976:

2) растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных, токсичных химических веществ и опасных биологических агентов.

13. На международную обстановку все большее влияние оказывают следующие дестабилизирующие факторы:

2) сохранение риска увеличения числа стран — обладателей ядерного оружия, распространения и использования химического оружия, а также неопределенность относительно фактов обладания иностранными государствами биологическим оружием, наличия у них потенциала для его разработки и производства. На территориях соседних с Российской Федерацией государств расширяется сеть военно-биологических лабораторий США;

4) осложнение мировой демографической ситуации, возникающие проблемы окружающей среды.

15. В связи с указанными вероятными угрозами радиационного, химического и биологического характера, возникающими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются как первичные, связанные с возможным применением оружия массового поражения, так и вторичные факторы поражения объектов использования атомной энергии, химически опасных и биологически опасных объектов, характеризующиеся формированием зон радиоактивного загрязнения, химического заражения, эпидемиями, эпизоотиями и эпифитотиями.

В соответствии с Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Указом Президента Российской Федерации 13 октября 2018 г. N 585, основными проблемами в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:

2) накопление отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов;

4) увеличение среднего возраста работников (персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, незначительный рост числа молодых специалистов в этих организациях и, как следствие, нарушение преемственности поколений, потеря работниками (персоналом) квалификационных навыков, снижение кадрового потенциала этих организаций;

6) потенциальная возможность возникновения как на территории страны, так и за ее пределами радиационных аварий и катастроф;

8) угроза совершения террористических актов в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также террористических актов с применением ядерных материалов и радиоактивных веществ, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, в том числе в период проведения массовых мероприятий;

10) сохранение угроз незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, радиоактивных отходов и их незаконного оборота на территории Российской Федерации;

12) наличие в Российской Федерации групп населения с повышенным и высоким уровнями радиоактивного облучения вследствие воздействия природных радионуклидов.

1) увеличение на территории Российской Федерации количества ядерно и радиационно опасных объектов;

3) повышение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью в области использования атомной энергии.

Состояние химической и биологической безопасности определяется состоянием защищенности населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, при котором химический и биологический риск остается на допустимом уровне.

20. В Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации 11 марта 2019 г. N 97, определены основные химические и биологические угрозы.

1) широкое использование химических веществ с высокой токсичностью, накопление в окружающей среде опасных химически стойких соединений;

3) наличие большого количества выведенных из эксплуатации потенциально опасных химических объектов, технические и технологические ресурсы которых близки к предельным или полностью исчерпаны, а также территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности;

5) увеличение количества организаций, осуществляющих производство химической продукции, значительный рост химических отходов, отсутствие эффективных технических решений, касающихся обезвреживания химически опасных отходов и рекультивации загрязненных территорий;

7) усиление тенденции к глобализации мировой торговли и сохранение возможности ввоза в Российскую Федерацию потенциально опасных химических веществ и продукции, полученной с их применением;

22. Основными биологическими угрозами являются:

2) возможность преодоления микроорганизмами межвидовых барьеров в сочетании с возникающими под воздействием внешней среды изменениями генотипа и фенотипа организма человека, животных и растений;

4) проектирование и создание патогенов с помощью технологий синтетической биологии;

6) отсутствие специфического иммунитета к отдельным инфекциям, управляемым с помощью средств специфической профилактики;

8) аварии на объектах, на которых находятся источники биологической опасности и (или) проводятся работы с патогенными биологическими агентами, а также диверсии и (или) террористические акты на этих объектах;

10) применение биологических и иных смежных технологий для разработки, производства и использования потенциально опасных биологических агентов в качестве биологического оружия в целях совершения диверсий и (или) террористических актов;

23. В Российской Федерации в целом обеспечивается химическая и биологическая безопасность. Вместе с тем в случае неэффективной реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности, ситуация в данной области может развиваться по негативному сценарию. Наличие опасных химических и биологических факторов может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки.

25. Переоценка угроз (уровня риска) должна проводиться периодически, не реже 1 раза в 5 лет, а при переутверждении угроз — внепланово.

27. В настоящее время на территории Российской Федерации, несмотря на принимаемые государством усилия, состояние радиационной, химической и биологической защиты не достигает уровня, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу в случае реализации угроз радиационного, химического и биологического характера при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

29. Национальными интересами Российской Федерации в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения являются:

2) взаимодействие и координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений при обеспечении радиационной, химической и биологической защиты населения;

4) доступность информации и повышение осведомленности населения в области обеспечения радиационной, химической и биологической безопасности;

30. Основными тенденциями в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения являются:

2) совершенствование способов управления рисками в чрезвычайных ситуациях с учетом вызовов и угроз национальной безопасности в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации;

4) совершенствование функционирования комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

31. Стратегической целью обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время является обеспечение научно обоснованного приемлемого уровня риска негативного воздействия на человека радиационных, химических и биологических опасных факторов мирного и военного времени.

1) обеспечение населения современными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

3) совершенствование системы подготовки населения по использованию средств индивидуальной защиты, в том числе с учетом современных технологий дистанционного обучения;

5) предотвращение и снижение вероятности возникновения угроз радиационного, химического и биологического характера;

7) обеспечение гарантированного уровня радиационной, химической и биологической защиты населения с учетом современных вызовов и угроз в пределах научно обоснованных критериев приемлемого (допустимого) риска;

9) непосредственная защита населения от поражающих факторов радиационного, химического и биологического характера, как в мирное, так и в военное время, повышение защищенности людей при возникновении чрезвычайных ситуаций от негативного воздействия опасных радиационных, химических и биологических поражающих факторов, в том числе путем создания условий для своевременного использования средств индивидуальной защиты;

11) поддержание в готовности сил и средств радиационной, химической и биологической защиты на всех уровнях;

13) повышение общей культуры граждан в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты, в том числе повышение уровня и качества информированности населения о рисках чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера и способах защиты от их негативного воздействия;

15) совершенствование нормативной правовой базы по вопросам организации и осуществления радиационной, химической и биологической защиты населения;

17) подготовка населения к действиям в условиях воздействия радиационных, химических и биологических поражающих факторов;

33. Основными направлениями обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время являются:

2) совершенствование нормативно-правового регулирования, государственного управления и координации деятельности в области радиационной, химической и биологической защиты населения;

4) развитие ресурсного обеспечения мероприятий по радиационной, химической и биологической защите населения;

6) совершенствование системы подготовки сил радиационной, химической и биологической защиты по обеспечению выполнения возложенных на них задач мирного и военного времени;

8) развитие испытательной базы оценки качественного состояния средств радиационной, химической и биологической защиты населения, аккредитованных лабораторий;

10) недопущение зависимости от иностранных инвесторов и (или) группы лиц, в которую входят иностранные инвесторы, при создании и обеспечении функционирования научно-производственных мощностей, предназначенных для разработки и выпуска средств радиационной, химической и биологической защиты населения.

1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области обоснования допустимых (приемлемых) уровней риска чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера, а также разработка научно-методических основ (методологии) оценки риска для территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

3) разработка и введение в действие методики прогнозирования масштабов возможного химического заражения с целью установления единого методического подхода в области прогнозирования химической обстановки;

5) разработка и утверждение в установленном порядке национальных и межгосударственных стандартов, устанавливающих требования к продукции, предназначенной для радиационной, химической и биологической защиты населения.

1) принятие в установленном порядке федеральных законов в области химической и биологической безопасности, законов субъектов Российской Федерации в области радиационной, химической и биологической защиты, а также нормативных правовых актов, обеспечивающих их реализацию;

3) создание и внедрение информационных систем, обеспечивающих радиационную, химическую и биологическую защиту населения;

5) реализация положений об особенностях технического регулирования средств радиационной, химической и биологической защиты, поставляемых для целей гражданской обороны, на основе национального законодательства;

7) проведение учений и тренировок в целях совершенствования межведомственного взаимодействия, в том числе при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных воздействием радиационных, химических и биологических факторов;

9) научно-техническое обоснование номенклатуры и объемов средств радиационной, химической и биологической защиты населения, определение общих технических требований к средствам радиационной, химической и биологической защиты населения;

36. Наращивание научно-технического потенциала, обеспечивающего создание современных средств радиационной, химической и биологической защиты населения, осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

2) формирование системы фундаментальных и прикладных научных исследований и ее государственной поддержки в интересах научно-производственного обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения;

4) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке современных технологий и средств радиационной, химической и биологической защиты населения на основе отечественных сырья, материалов и комплектующих изделий и их внедрение в производство;

6) развитие научно-технического потенциала для создания перспективных средств радиационной, химической, биологической защиты населения в рамках федеральных и государственных программ, государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа.

1) внедрение робототехнических средств радиационной, химической и биологической разведки, включая беспилотные летательные аппараты;

3) создание малогабаритных быстродействующих приборов химической разведки, использующих такие физико-химические методы анализа, как газовая хроматография, масс-спектрометрия, спектрометрия ионной подвижности и проточная спектрометрия;

5) создание широкомасштабной коллективной автоматизированной системы моделирования радиационной, химической и биологической обстановки и обучения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера, позволяющей управлять приборами радиационной, химической и биологической разведки в удаленном режиме в соответствии с конфигурированной методикой «виртуального шлейфа»;

7) разработка и внедрение новых образцов современной техники и эффективных технологий санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий;

9) выработка новых подходов к обеспечению населения средствами индивидуальной защиты в мирное и военное время с учетом существующих современных угроз радиационного, химического и биологического характера;

38. Осуществление комплекса мероприятий по нейтрализации радиационных, химических и биологических угроз, предупреждению и минимизации рисков негативного воздействия радиационных, химических и биологических факторов, повышению защищенности населения, а также по оценке эффективности указанных мероприятий осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

2) развитие страховых механизмов снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных воздействием радиационных, химических и биологических факторов;

4) развитие государственно-частного партнерства в области радиационной, химической и биологической защиты населения;

6) развитие механизмов стимулирования деятельности объектов использования атомной энергии, химически и биологически опасных объектов по обеспечению радиационной, химической и биологической безопасности;

39. Совершенствование системы подготовки сил радиационной, химической и биологической защиты в направлении обеспечения выполнения возложенных на них задач мирного и военного времени в полном объеме осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

2) создание системы подготовки и повышения квалификации руководителей и сотрудников учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;

4) развитие учебно-материальной базы для подготовки сил радиационной, химической и биологической защиты;

40. Дальнейшее развитие международного сотрудничества в области радиационной, химической и биологической защиты населения осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

2) участие специалистов в области радиационной, химической и биологической защиты населения в деятельности международных организаций;

4) активизация участия МЧС России в деятельности Международного комитета по стандартизации (ИСО) с целью повышения уровня координации действий в области радиационной, химической и биологической защиты населения;

6) гармонизация требований в области радиационной, химической и биологической защиты населения в рамках международного сотрудничества с Европейским союзом, Евразийским экономическим союзом и другими межгосударственными союзами.

41. Механизмами реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения являются:

2) взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения;

4) организация и проведение научных исследований в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения;

42. Основными показателями, необходимыми для оценки состояния радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время, являются:

2) укомплектованность сил гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций средствами радиационной, химической и биологической защиты;

4) доля готовых к использованию защитных сооружений в общем количестве защитных сооружений, предназначенных для защиты населения от угроз радиационного, химического и биологического характера;

6) доля обеспеченности населения средствами радиационной, химической и биологической защиты от общей потребности в таких средствах, в том числе современных;

43. Перечень конкретных показателей, необходимых для оценки состояния системы радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время, определен в методике оценки основных показателей радиационной, химической и биологической защиты населения, разработанной в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2017 г. N 401-р.

1) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и созданию перспективных и конкурентоспособных технологий и современных средств радиационной, химической и биологической защиты населения;

3) совершенствование профессиональных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями МЧС России, в части изучения вопросов радиационной, химической и биологической защиты;

5) выработка и внедрение новых подходов к обеспечению населения современными средствами индивидуальной и коллективной защиты, совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов в данной области;

7) проведение анализа результатов инвентаризации имеющихся запасов средств радиационной, химической и биологической защиты населения, определение степени их соответствия установленным требованиям;

9) развитие сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;

45. В дальнейшем будут вырабатываться научно обоснованные предложения по формированию научно-технической политики в области создания и выпуска перспективных средств радиационной, химической и биологической защиты населения в рамках совершенствования системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время.

1) снижению уровня риска радиационного, химического и биологического поражения населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, террористических актах до допустимого в минимально возможные сроки и с максимальной экономической эффективностью;

3) повышению роли органов государственной власти, органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации;

5) социально-экономическому развитию Российской Федерации за счет развития конкурентных рынков инновационной техники и технологий в области радиационной, химической и биологической защиты населения, оптимизации номенклатуры и объемов средств радиационной, химической и биологической защиты населения и сокращения финансовых затрат бюджетов различного уровня на реализацию мероприятий, направленных на радиационную, химическую и биологическую защиту населения Российской Федерации.

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий