Предмет: ОБЖ
Учитель: Борисова С.Д.
Класс : 8
Тема: Итоговое занятие по теме «Радиация».
Цель: Обобщить и закрепить знания о радиационной опасности, последствий радиационных аварий и правилах поведения при радиационных авариях.
Задачи:- Развивать умения критически мыслить, высказывать, формировать и отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: Кроссворд «Экологическая безопасность», тесты, схема — конспект «Радиационные аварии», рисунки, стихотворения.
Ход урока:
Учитель: Мы с вами прошли раздел «Радиация». Давайте вспомним что же это такое, и закрепим свои знания по этой теме. В самом широком смысле слова РАДИАЦИЯ охватывает все существующие в природе виды излучений- радиоволны, инфракрасное излучение, видимый свет, ультрафиолет, и ионизирующее излучение. Сегодня вы, ребята, являетесь кандидатами в спасатели. Но вы знаете, чтобы попасть в отряд спасателей , надо показать не только физическую подготовленность, но и теоретические знания. Сегодняшний урок выявит, кто же из кандидатов станет настоящим спасателем. Игра проводится в несколько этапов.
Этап 1. Диктант «Закончи фразу».
-
Излучения бывают …….
Альфа излучение это поток положительно заряженных частиц (поток ядер атомов гелия), обладает малой проникающей способностью, в воздухе распространяется на 2 — 9 см, задерживается полностью листом бумаги, попадает в организм с пищей, водой, воздухом, через поврежденную кожу, воздействует на органы и ткани.
Гамма излучение — электромагнитное излучение аналогичное рентгеновским лучам, обладает большой проникающей способностью, в воздухе распространяется до сотни метров, защищают любые сооружения
Бетта излучение это поток электронов с отрицательным зарядом, проникает от нескольких сантиметров до нескольких метров, в воздухе распространяется до 15 метров, полностью поглощается металлом (защита), обладает большой ионизирующей способностью.
Нейтронное излучение ___ нейтральных частиц, обладает большой проникающей способностью; до сотни метров распространяется в воздухе, защита — убежища, ПРУ.
-
Аварии, приводящие к выбросу радиоактивных веществ, называются …..
-
Самая опасная радиационная авария …..
4.Внешнее облучение человек получает через…..Внешнее облучение создают космические лучи, природные или искусственные излучатели создают лучи, которые используются в научных, военных, производственных, медицинских, бытовых целях.
Излучение находится вне тела человека — воздухе, в земле, стенах помещения.
5.Внутреннее излучение человек получает через…..
Внутреннее облучение — попадает внутрь организма с водой, воздухом, пищей, проникает в кровь, дыхательные пути, оседают в лимфе, ШКТ, костях, печени, селезенке, щитовидной железе.
2 путь — через кожу при открытых ранах и повреждениях
5.Бумага задерживает только ….(альфа)
6.Стекло задерживает только…. (бетта)
Этап 2. «Да или Нет».
1.Радиация в почве сохраняется 30 лет?
2.Заболевание, вызванное проникшей радиацией у незащищенных людей называется лучевая болезнь.?
3.Солнце является внешним источником облучения?
4.Радиационному заражению подвергаются малые и большие территории?
5.Легко ли выявить радиацию?
6.Радиация приводит к генным нарушениям?
7.Радиация может быть полезной?
8.Можно ли принимать йод в качестве профилактики от заражения?
Этап 3. Защита
Как мы свами уже изучали, существуют средства индивидуальной защиты, или коротко?
На какие они подразделяются и что мы можем использовать если у нас не имеется СИЗ? Какую главную функцию выполняют СИЗ?
От чего защищает противогаз?:
-радиоактивных веществ
-отравляющих веществ
-аварийно химически опасных веществ
-бактериальных средств
Сейчас мы свами повторим последовательность надевания противогаза, а потом перейдем к практике. Итак, Запишите в конспект этапы надевания противогаза, которые расположены в неправильном порядке.
1.Снять головной убор
2.Открыть глаза
3.Сделать полный выдох
4.Из сумки вынуть шлем-маску и надеть ее
5.Надеть головной убор
6.Закрыть глаза и задержать дыхание.
7.Возобновить дыхание.
Ответ (6,1,4,3,2,7,5)
Этап 4.Физминутка. «неправильные движения» Я говорю опустить руки, вы поднимаете. Я говорю повернуть голову на право, вы поворачиваете на лево. Я говорю встать, вы приседаете. Я говорю выпрямить руки, вы согните. Я говорю не топать, ввы топаете, я говорю не хлопать, вы хлопаете.
Этап 5.Закрепление «кроссворд».
1.Самый опасный поражающий фактор при радиационной аварии (заражение)
2.Прибор, необходимый для прослушивания сообщений о ЧС (радио)
3.Средство защиты органов дыхания (противогаз)
4.Сжигают после эвакуации (одежда)
5.Изменение генов растении, животных и людей впоследствии заражения (мутация)
6.Принимают в качестве профилактики(йод)
Этап 6. Итог .
Вы все молодцы, хорошо поработали и доказали, что все кандидаты достойно прошли проверку и могут стать спасателями.