МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕБАРВИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА
«Радиация.В чём опасность?».
Выполнил:
Руководитель:
п.Барвиха
СОДЕРЖАНИЕ.
2. Облучение человека источниками излучения……………………………………4 — 6
4. Заключение………………………………………………………………………………….10 — 12
6. Приложения
Явление радиоактивности было открыто в 1896 году французским ученым Анри Беккерелем. В настоящее время оно широко используется в науке, технике, медицине, промышленности. Радиактивные элементы естественного происхождения присутствуют повсюду в окружающей человека среде. В больших объемах образуются искусственные радионуклиды, главным образом в качестве побочного продукта на предприятиях оборонной промышленности и атомной энергетики. Попадая в окружающую среду, они оказывают воздействия на живые организмы, в чем и заключается их опасность. Для правильной оценки этой опасности необходимо четкое представление о масштабах загрязнения окружающей среды, о выгодах, которые приносят производства, основным или побочным продуктом которых являются радионуклиды, и потерях, связанных с отказом от этих производств, о реальных механизмах действия радиации, последствиях и существующих мерах защиты. Невозможно, нецелесообразно отказываться от достижений человечества: атомной энергетики, химической отрасли промышленности… Необходимо правильно понимать, как воздействуют новые виды техники на окружающую среду, и разработать систему взаимодействия с ней человека. Специалисты отмечают, что современный человек мало подготовлен к той мере ответственности, к тому уровню требований, которые предъявляет сейчас состояние окружающей среды. Современный человек слабо вооружен знаниями в области экологических взаимодействий разного уровня, их влияния на здоровье человека.
Открытие радиоактивности было началом новой эпохи в физике. Изучение этого явления дало возможность понять строение атомов и атомных ядер, открыть законы ядерных превращений; оно позволило человеку вызывать ядерные реакции, создавать искусственные радионуклиды. В дальнейшем ученые научились использовать энергию атома в самых разных целях: в медицине и для создания атомного оружия, для производства энергии и обнаружения пожаров. И это привело к увеличению дозы облучения, как отдельных людей, так и населения Земли в целом. Источники излучения, созданные деятельностью человека, называются техногенными. А техногенная радиоактивность это фактор, искусственно созданный человеком.
К естественным источникам радиации относится: космическое излучение и радиоактивные вещества, содержащиеся в почве (уголь, гранит), атмосфере, воде. Большинство из них таковы, что избежать облучения совершенно невозможно. Уровень естественной радиации для конкретной местности мы называем природным фоном. Стоит ли бояться воздействия естественной радиации? Наверное, нет. Ведь это фактор естественной окружающей среды. На диаграмме 1 показан вклад естественных источников в облучение человека.
На диаграмме 2 показан вклад в облучение человека от различных источников.
При исследованиях действий ионизирующего излучения и его практическом применении необходимо тщательно измерять дозу воздействия.
Главное свойство любой опасности — ее возможность при определенных условиях и обстоятельствах, но не 100% обязательность. Можно сказать, что опасность является причиной возникновения реального вреда, ущерба.
Для общества и окружающей среды — это различные экономические потери в настоящее время и в будущем, разрушения, загрязнения и порча имущества, ландшафтов, социальная напряженность и т.п.
Общество без рисков является утопией. Все виды человеческой деятельности (или отсутствие деятельности) несут с собой некоторый риск, хотя многие риски могут удерживаться на весьма низком уровне. Некоторые виды деятельности приемлемы для большинства, даже если риски от них не были снижены насколько это разумно достижимо. Однако не все риски являются приемлемыми и воспринимаются обществом как неизбежные. Если риск от облучения космическими лучами в обычной жизни человека является абсолютно неизбежным, то риск от транспорта следует снижать до разумно достижимого уровня. Отдельные виды деятельности не принимаются обществом, поскольку риск от них считается неоправданно большим, несмотря на последующие выгоды, даже после разумных усилий по снижению риска.
На протяжении всей жизни человек сталкивается с большим количеством опасностей.
В МАГАТЭ в 1982 году обсуждался вопрос о том, что «..информирование населения является важным аспектом всего аварийного планирования, чтобы не допустить перерастания незначительного инцидента в «катастрофу» и предотвратить ненужные «опасения». При этом отмечено, что, «…поскольку специалисты не приучены быстро, просто и исчерпывающе отвечать на вопросы населения, необходимо развивать меры, формирующие правильные представления населения об относительной степени опасности радиационных аварий»
Интересно мнение военных психологов о радиационном факторе, высказывавшееся в 60-х годах: «Радиоактивное заражение особенно сильно может влиять на психику потому, что оно непосредственно не воспринимается органами чувств. Даже мнимая опасность, особенно угроза радиоактивного заражения, действует на психику как реальная, а иногда даже сильнее! Она может породить групповое чувство тревоги и может вызвать нежелательные реакции».
Неполная информация, недомолвки, неточности и даже противоречия в публикациях и сообщениях средств массовой информации способствуют её поддержанию, а также распространению всевозможных слухов и домыслов, порой самых невероятных и фантастических, далеких от действительного положения дел, которые в какой-то мере отражают сформировавшийся у части населения дефицит доверия к официальной информации.
Многие люди и сейчас не очень представляют себе, что становясь за экран рентгенаппарата, при обычном исследовании желудка или легких они за один раз получают дозу не меньшую, чем работник АЭС за целый год. Но это привычно не пугает.
Часто возникают невероятные предположения и слухи, которые сеют тревогу среди людей.
Оценка доз, получаемых человеком от естественных источников ионизирующего излучения, имеет особое значение, поскольку это излучение вносит наибольший вклад в коллективную дозу, которое получает население всего земного шара.
а) внешние источники внеземного происхождения (то есть космическое излучение) и источники земного происхождения (то есть радионуклиды, присутствующие в земной коре, строительный материалах и в воздухе);
Виды облучения очень сильно зависят от деятельности человека и поэтому весьма разнообразны. Радионуклиды поступают в организм с вдыханием воздухом, а их концентрация внутри помещений зависит от конструкции здания, используемых строительных материалов и вентиляционных систем, а это означает, что соответствующие дозы изменяются с изменением методов и практики строительства.
Рассматривается доклад Научного комитета ООН по действию атомной радиации. В одном из докладов приоритет отдается оценки генетически значимой дозы. Было признано, что наибольший вклад в генетически значимые дозы дает рентгенодиагностика. Как показал анализ, более 80% генетически значимой дозы приходилось на долю только шести процедур.
Приводимые в сообщениях дозы были определены по показаниям индивидуальных дозиметров, так и от его калибровки. Эти зарегистрированные дозы зависят от местоположения дозиметра на теле человека, и при анализе приходится допускать, что они распределены равномерно по всему организму. Численность персонала, подвергающегося профессиональному облучению, не соответствует число лиц, подвергающихся радиационному контролю, при этом разница зависит от правил радиационного контроля.
Рак.
Коэффициент риска заболевания раком может быть представлен так:
б) коллективный ущерб. Последний может быть выражен либо как ожидаемое число летальных исходов (или число заболеваний) в облученной популяции, либо как уменьшение числа людей из-за смерти от рака на единицу коллективной дозы.
Важнейшие радионуклиды, вносящие вклад в оценку ожидаемой дозы для различных районов земного шара в результате всех проведённых до сего времени испытаний в атмосфере излучение будет происходить с очень малой мощностью дозы на протяжении тысячелетий.
1983 г. Конституенс, Аргентина. Аварийный скачок мощности реакторов при проведении работ по модификации активной зоны.
1884 г. Мохаммедия, Марокко. Источник с иридием-192, который использовался для радиографической проверки сварочных швов на строительной площадке, выпал из крепления экранированного контейнера и упал на землю. Источник заметил прохожий, который подобрал его и отнес домой. Вся семья в составе восьми человек погибла от чрезмерно высоких доз облучения в очень высоких дозах.
1987 г. Жоана, Бразилия. В жилом районе был размонтирован источник с цезием-137, в результате чего радиоактивному облучению подверглись 240 человек, госпитализировано 54, умерло 4.
В заключение своей работы я сделал следующие выводы и хочу дать простые рекомендации:
2. После консультации с врачём применяйте йодную профилактику, используйте таблетки, содержащие йодный калий. Помните, что это позволяет снизить парциальную дозу от йода-131 в десять раз.
4. Помните, что хотя внешнее α-излучение вполне безопасно, так как поглощается наружным слоем кожи, но чем меньше находишься в поле прямых солнечных лучей, тем лучше. Защита от данного излучения есть комбинация 2-х факторов: времени и расстояния.
Список литературы
2. Колдобский А.Б. Ионизирующие излучения, биологическое воздействие. — М: Чистые пруды. 2005г.
4. Мецлер Д. Биохимия. В 3т. — М: Мир. 1980г.
6. Радиация. Дозы, эффект, риск. — М: Мир. 1988г.
8. Тимашев С.Ф. Роль химических факторов в эволюции природных систем // Успехи химии 1991г.- Т.60.-Вып.II.-С.2292-2331
10. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году: Бомбы замедленного действия г=на нашей планете. — М: Мысль.1990г.
12. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. —М: Мысль.1991г.
Поступление —Атмосфера —Поверхность Земли —Пища —- Ткань —- Доза
Приложение 3.
Дорогой друг!
изучения отношения школьников к проблемам, связанным с радиацией.
Внимательно прочитай вопрос и выбери те ответы, которые ты считаешь верными .
Если ни один из вариантов ответов тебя не устраивает, то ты можешь написать свой собственный
1. Где работают твои родители?
на АЭС
в больнице
в государственном учреждении
2. Как ты считаешь, что может служить
космическое излучение
целебные радоновые воды
урановая руда
все выше перечисленное
это фактор естественной окружающей среды
от неё лучше держаться подальше
пусть ей занимаются профессионалы
другое (укажи)
вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики)
работа на АЭС
криминогенная обстановка в городе
другое (укажи)
от преподавателей
из телевизионных передач
из официальных сообщений служб АЭС
другое (укажи)
работником АЭС
строителем
учителем
другое (укажи)
Возможно, тот страх и радиофобия, возникшие после Чернобыльской катастрофы, оставили неизгладимый урон на подсознании человека. Дети настроены оптимистично, но им недостает понимания и самостоятельности в поиске информации. Некоторую радость вызывает то, что большинство знают о мирном атоме, и о космической индустрии, а вот больше всего проблем вызвал вопрос, о том «как вы считаете АЭС необходима»? Люди затруднялись на него ответить.