Радиация это обж

Тема урока: «Радиация вокруг нас».

Цель урока:

Задачи:

  • Изучить основные понятия радиации; источниках и видах ионизирующего излучения, единицах измерения, воздействия на человека.
  • Развитие мышления, памяти, речи, воображения, мировоззрения, эмоционально-волевых потребностей, лидерских качеств; умения выступать перед аудиторией, слушать, анализировать ситуацию, делать выводы.
  • Воспитание ответственности, самостоятельности, нравственности, воспитание бережного отношения к здоровью.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Форма проведения: проблемная лекция.

Учебные вопросы:

  • Ионизирующее излучение и его виды.
  • Источники излучений (естественные и искусственные).
  • Внутреннее и внешнее облучение организма.
  • Нормы радиационной безопасности человека.

Продолжительность урока: 45 минут.

Формы организации: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, тетрадь, план, схемы; компьютер; мультимедийный проектор; презентация; фотослайды.

План урока:

  1. Организационный момент. 3 мин
  2. Целеполагание и мотивация. 3 мин
  3. Актуализация. 20 мин

Динамическая пауза. 1 мин

  1. Осознание и осмысление учебной информации. 3 мин
  2. Первичное закрепление учебного материала. 7 мин
  3. Информация о домашнем задании. 4 мин
  4. Рефлексия (подведение итогов урока). 4 мин

Ход урока

1. Организационный момент (3 мин)

Учитель: Мы живем рядом с очень молодым и красивым городом Балаково. На въезде в город нас встречает вывеска «Балаково — город энергетиков, химиков и строителей» (слайд № 2). Недавно мы с вами изучили, какие объекты, использующие АХОВ, есть в городе и в чем их возможная опасность. Давайте вспомним предприятия и назовем аварийно химически опасные вещества.

Ученики: Предприятия — ОАО «Мясокомбинат «Балаковский», ЗАО «Молоко Поволжья», Химволокно, ООО «БМУ», ОАО «Балаковорезинотехника», водоочистная станция (ВОС) МУП «Балаково-Водоканал». АХОВ — хлор, аммиак, ртуть, сероводород.

Учитель: Ребята, давайте подумаем, почему город Балаково называют «энергетическим»?

Учитель. Откуда берется энергия на этих электростанциях?

Учитель. Да, действительно турбины вращаются паром, водой, вырабатывая электрический ток (слайд № 4). А как вы думаете, на чем основана работа атомной электростанции? Она работает на энергии атома. Человек смог освоить этот колоссальный вид энергии и пустить его на благо людей. Но как у любого явления, у атомной энергии есть две стороны — положительная и отрицательная. Положительную мы узнали, давайте попытаемся узнать об отрицательной стороне и о том, зачем нужна атомная энергия человеку. Тема сегодняшнего урока «Радиация вокруг нас».

3. Актуализация знаний и умений (20 мин)

  1. Ионизирующее излучение и его виды.
  2. Источники излучений (естественные и искусственные).
  3. Внутреннее и внешнее облучение организма.
  4. Нормы радиационной безопасности человека.

Эпиграфом к нашему уроку будет загадка: «Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами. Не безобидна». Догадались? Да, это — радиация (слайд № 6).

Посмотрите на слайд и скажите, что общего между этими тремя датами (6 и 9 августа 1945 г., 26 апреля 1986 г.). Если вы затрудняетесь с ответом, то я открою еще три слова (Хиросима и Нагасаки, Чернобыль).

(слайд № 7).

Да, действительно это даты и места страшных трагедий. Это места радиоактивного воздействия на большое количество людей. Вот она, вторая сторона атомной энергии — радиация, или ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ. Сейчас мы послушаем сообщение «ученого-физика», который нам расскажет немного об этом явлении согласно первому пункту плана.

1) Ионизирующее излучение и его виды.

Ученик-физик. Ионизирующее излучение, в частности радиоактивное, занимает особое место среди многочисленных факторов среды обитания человека, так или иначе влияющих на его здоровье и жизнь.

С этого времени изучение ионизирующего излучения и ядовитых реакций стало одним из приоритетных направлений физики. Исследования дорого обошлось научному миру — около 4000 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления (слайды № 8, 9).

Учитель. «Ученый-химик» даст нам информацию об этом явлении.

Ученик-химик. Ионизирующее излучение представляет собой потоки заряженных и нейтральных частиц, а также электромагнитных волн. При прохождении через вещество ионизирующее излучение вызывает в нём ионизацию, т. е. превращение нейтральных, устойчивых атомов и молекул вещества в электрически заряженные, возбужденные, неустойчивые частицы. Это сложное излучение, включающее в себя излучения нескольких видов. (Рассказывает с помощью схемы, слайд № 10).

Альфа-излучение — распространяется на небольшие расстояния: в воздухе — не более 10 см, в биоткани — до 0,1 мм. Полностью поглощаются листом бумаги. Не представляют опасности, за исключением непосредственного контакта с кожей.

Бета-излучение — распространяется в воздухе до 15 м, в биоткани — на глубину до 15 мм, в алюминии — до 5 мм. Одежда наполовину ослабляет их действие. Не проходят через оконное стекло и металлические предметы толщиной несколько миллиметров. Но при контакте с кожей также опасно.

Гамма-излучение — распространяется со скоростью света, в воздухе на сотни метров, свободно проникает через одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение самое опасное для человека.

Учитель: Переходим ко второму пункту плана и разберем ИСТОЧНИКИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ.

2) Источники излучений (естественные и искусственные) (слайд № 13).

Учитель: Все источники можно разделить на 2 группы: естественные и искусственные. Давайте обратимся к схеме № 1, которая есть у каждого из вас и рассмотрим ее внимательно (Приложение 2).

Схема 1

Нужно добавить, что на Земле есть места, где очень высокий уровень естественной радиации. Их всего пять: Бразилия, Франция, Индия, Египет и о .Ниуэ в Тихом океане. Однако, люди там здоровы, т.к. проживают длительное время и уже адаптировались. Так как космос — источник естественного излучения, то высота местности также имеет значение. Чем выше над уровнем моря, тем большее значение имеет радиационный фон. В открытом космосе — жесткая радиация, поэтому космические корабли должны быть надежно защищены от радиационного воздействия. Источники искусственного облучения весьма разнообразны, находятся нередко рядом с нами, поэтому необходимо знать, какая доза радиации является безопасной.

Переходим к следующему пункту нашего плана. В зависимости от того, как расположен источник излучения, различают ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ОБЛУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

3) Внешнее и внутреннее облучение человека.

Давайте подумаем, в каком случае радиация опаснее — снаружи или внутри организма?

Конечно же, когда источник облучения находится внутри организма. У вас есть еще одна схема, показывающая виды облучения. Разберем ее (схема 2, слайд № 14).

Схема 2

Доза излучения — Р (рентген)

Доза облучения — бэр (биологический эквивалент рентгена), 1 бэр = 1 Р

Вам, наверное, интересно узнать в цифрах НОРМЫ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА? Тогда давайте послушаем сообщение «медицинского работника».

4) Нормы радиационной безопасности человека.

Ученик-медик: (С помощью таблицы и диаграммы рассказывает о нормах радиационной безопасности и вводит понятие «Лучевая болезнь», слайды № 15, 16).

Естественный радиационный фон составляет 4–12 мкР/ч. При превышении дозы может возникнуть лучевая болезнь. В результате воздействия излучения происходит нарушение функций всех органов и систем, но наиболее тяжелым является поражение центральной нервной системы, системы кроветворения, желудочно-кишечного тракта. У лучевой болезни различают 4 степени в зависимости от дозы облучения и времени, проведенного в зоне заражения.

Учитель: В городе Балаково и Балаковском районе в нескольких селах есть электронное табло, которое постоянно показывает уровень радиации в нашей местности. Зная норму, мы можем определить, не превышен ли радиационный фон.

Динамическая пауза (1 мин)

И.п. — стоя.

  1. Давайте посмотри вокруг — видна ли радиация? (вращение головой).
  2. Напишите руками в воздухе буквы α, β, γ (вращение руками).
  3. Где радиация выше — в горах или на равнине (руки вверх, наклон вперед — достать руками пол).
  4. Электроны в ядре атома двигаются хаотично (прыжки, шаги на месте).

4. Осознание и осмысление учебной информации (3 мин)

Какой радиационно-опасный объект находится рядом с нами?

Да, это Балаковская АЭС. Мы должны знать много о радиации, чтобы принимать верные решения.

5. Первичное закрепление учебного материала. (7 мин)

  1. Какие виды излучения вы теперь знаете?
  2. Какое из них самое опасное?
  3. В каких единицах измеряется доза: а) излучения, б) облучения?
  4. Радон — это искусственный или естественный источник излучения?
  5. Кто больше облучается: а) живущие на равнине, б) живущие в горах?
  6. Какова годовая доза естественного облучения?

Проверка осуществляется по ключу (слайд № 18). После этого подсчитывается количество баллов, выставляются оценки.

6. Информация о домашнем задании. (4 мин)

  1. Вы ознакомитесь с § 4.1. учебника, а затем прочтете лекцию своим домашним, чтобы они также имели представление о радиации.
  2. Составьте кроссворд или ребус из опорных слов (не менее 10), которые есть на ваших схемах. Данное задание является дополнительным и выполняется теми, кто хочет получить более высокую оценку.

В нашем кабинете есть выставка с подборкой материала на эту тему. Просмотрите ее внимательно, так как мы в течение 7 уроков будем изучать тему радиационной безопасности, а по окончании изучения напишем контрольную работу.

7. Рефлексия (подведение итогов) (4 мин)

Учитель: Итак, сегодня на уроке вы познакомились с понятием «Радиация». Эта тема нужна для нас, т.к. мы проживаем в 30-километровой зоне Балаковской АЭС. Более подробно с данным явлением вы познакомитесь на уроках физики. Мы же на следующих уроках изучим всё, что касается радиационно опасных объектов и возможных аварий на них. Давайте перечислим те слова, которые встретились сегодня нам на уроке впервые.

  • Всем известно, что стюардессы очень красивы и молоды. Среди них нет пожилых женщин, так как они уходят на пенсию в 35 лет. Это связано с тем, что авиакомпании не хотят нанимать уже не молодых женщин.

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий