Радиоактивное загрязнение беларуси

Радиационная защита населения Беларуси после чернобыльской катастрофы

Цыбулько Н.Н.

Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь, Минск, Белоруссия

В статье описана эволюция формирования концептуальных подходов и нормативных документов радиационной защиты населения после катастрофы на Чернобыльской АЭС в Республике Беларусь. Приведены схемы зонирования территории Беларуси, подвергшейся радиоактивному загрязнению, и динамика количества населённых пунктов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, и проживающего в них населения. Изложена методология нормирования содержания радионуклидов в пищевых продуктах. Представлены данные изменения эффективных доз облучения населения за послеаварийный период.

Ключевые слова: радиационная защита, дозы облучения, нормирование, допустимые уровни, пищевые продукты.

Формирование критериев радиационной защиты населения

Авария на Чернобыльской АЭС — самая масштабная и тяжёлая в истории радиационная авария, приведшая к загрязнению окружающей среды на огромном пространстве. На значительной территории Беларуси сформировался малоподвижный запас радионуклидов, которые присутствуют практически во всех компонентах экосистем, вовлечены в геохимические и трофические циклы миграции.

Сложная радиоэкологическая ситуация в послеаварийный период потребовала кардинальных мер по организации системы радиационной защиты населения, а её научное обоснование обусловило необходимость проведения масштабных научных исследований, не имеющих аналогов в мировой науке и практике. Результатом деятельности специалистов различных областей — радиационной гигиены, сельскохозяйственной радиологии и радиоэкологии, агрохимии и почвоведения явилось создание концептуально-методологической и нормативной основы регулирования и управления в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, правового режима территорий радиоактивного загрязнения.

К моменту аварии на Чернобыльской АЭС в Советском Союзе действовали нормы радиационной безопасности (НРБ-76), разработанные Национальной комиссией по радиационной защите (НКРЗ) при Министерстве здравоохранения СССР. Основные положения, заложенные в НРБ-76, соответствовали рекомендациям Международной комиссии по радиологической защите (МКРЗ) того времени. В НРБ-76 устанавливались предельно допустимая доза для профессионалов и предел дозы для ограниченной части населения за календарный год, которые не вызывали неблагоприятных изменений в состоянии здоровья при равномерном облучении в течение 50 лет профессиональной деятельности и 70 лет жизни соответственно, обнаруживаемых современными методами [1].

В 1986 г. после аварии на Чернобыльской АЭС были введены критерии для ограничения облучения ликвидаторов и принятия решений по радиационной защите населения (табл. 1). На

Цыбулько Н.Н. — зам. начальника Департамента, доцент, к.с.-х.н. МЧС Республики Беларусь.

Контакты: 220004, Белоруссия, Минск, пр-т Победителей, 23, корп. 1. Тел.: (+375 17) 327-58-71; e-mail: Tsybulka@komchern.org.by.

основании этих уровней вмешательства осуществлялась система защитных мероприятий (контрмер) — переселение жителей, ограничение на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, потребление продуктов питания. Применение жёстких контрмер, основанных на указанных уровнях вмешательства, было оправдано необходимостью предотвращения высокого облучения населения.

Таблица 1

Изменение предельных значений доз облучения населения и ликвидаторов в первый послеаварийный период, мЗв в год

Норматив Го цы

1986 1987 1988 1989

Предельные дозы облучения ликвидаторов 250 100 100 100

Предельные дозы облучения населения 100 30 25 25

В 1988-89 годах НКРЗ разработана Концепция безопасного проживания на загрязнённых радионуклидами территориях в отдалённый период [12]. Предлагалось установить с 1990 г. допустимый предел облучения за жизнь эффективную эквивалентную дозу, равную 350 мЗв (35 бэр), включая дозу облучения, полученную населением до 1990 г. Если в соответствии с прогнозом ожидались дозы ниже предельной, то предлагалось снять ограничения на проживание населения, а где этот уровень был выше — рекомендовалось отселение людей.

Предел дозы за жизнь (350 мЗв) — весьма консервативная величина, рассчитанная с большим запасом, исходя из требований разумной осторожности и «перестраховки» вследствие наличия целого ряда неопределённостей как научного, так и организационного характера. Консервативный подход предполагал, как минимум, двукратный запас по ожидаемой дозе за 70 лет, то есть средняя прогнозируемая индивидуальная доза облучения людей составляла бы порядка 100-170 мЗв за жизнь. Однако данная Концепция вызвала многочисленные дискуссии и не была поддержана.

В 1990 г. выдвинута новая Концепция безопасного проживания, устанавливающая сверх-фоновую годовую эквивалентную дозу облучения населения, равную 1 м3в в год (70 м3в или 7 бэр за жизнь), которая в дальнейшем положена в основу нормативных правовых документов в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с действующим законодательством Беларуси проживание и трудовая деятельность населения на территории радиоактивного загрязнения не требует каких-либо ограничений, если средняя годовая эффективная доза облучения населения (СГЭД) не превышает 1 мЗв над уровнем естественного и техногенного радиационного фона. При превышении СГЭД 1 мЗв над уровнем естественного и техногенного радиационного фона проводятся защитные мероприятия, а при снижении до значений в интервале от 1,0 до 0,1 мЗв — защитные мероприятия не отменяются [2, 10].

На основе данного критерия, наряду с уровнями загрязнения радионуклидами, проведено зонирование территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы

1Т7 qn ооо

на Чернобыльской АЭС. В зависимости от плотности загрязнения почв Cs, Sr или Pu, 239Pu, 240Pu и (или) СГЭД выделяется 5 зон радиоактивного загрязнения (табл. 2).

Таблица 2

Зонирование территории радиоактивного загрязнения

Наименование зоны С і Э Плотность загрязнения, Ки/км2

мЗв/год 1370б 90Эг 238Ри, 239Ри, 240Ри

Проживания с периодическим радиационным контролем < 1 1-5 0,15-0,5 0,01-0,02

С правом на отселение 1-5 5-15 0,5-2,0 0,02-0,05

Последующего отселения > 5 15-40 2,0-3,0 0,05-0,1

Первоочередного отселения — > 40 > 3,0 > 0,1

Эвакуации (отчуждения) территория вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 г. эвакуировано население (30-километровая зона)

Согласно Перечню населённых пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, по состоянию на 2010 г. в зонах радиоактивного загрязнения находилось 2402 населённых пункта, в которых проживало 1141,3 тыс. человек (рис. 1). По сравнению с Перечнем 2004 г. количество населённых пунктов на территории радиоактивного загрязнения уменьшилось на 211 с общим количеством населения 153,4 тыс. человек. Данные изменения отражают снижение плотности загрязнения территории и уменьшение доз облучения населения. По состоянию на 1 января 2014 г. в зонах радиоактивного загрязнения находится 2393 населённых пункта, где проживает 1142,6 тыс. человек.

с;

0 го

1

о

0

1 I

с;

о

Годы

| I Количество населенных пунктов * Количество проживающего населения, тыс. человек

Рис. 1. Динамика количества населённых пунктов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, и проживающего в них населения.

Республиканским центром радиационного контроля и мониторинга окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды дан прогноз изменения количества населённых пунктов Республики Беларусь, плотность загрязнения которых 137^ и 9^г будет соответствовать значениям, определяющим отнесение их к зонам радиоактивного загрязнения [9].

На рис. 2 приведены прогнозные данные на период до 2050 г. (с интервалом в 10 лет) изменения количества населённых пунктов Республики Беларусь, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения по загрязнению 137^ и 9С^г. К 2050 г. количество населённых пунктов, от-

несение которых к зонам радиоактивного загрязнения будет определяться плотностью загрязнения 1370б, сократится в 2 раза, а количество населённых пунктов, отнесение которых будет определяться плотностью загрязнения 903г — в 3 раза.

2100

СО

£ 1800

1

^ 1500

2

1 1200

Ф

о 900

го

X

§ 600

о

^ 300

0

Рис. 2. Прогноз изменения количества населённых пунктов Республики Беларусь,

плотность загрязнения которых 137^ и 9С^г будет соответствовать значениям, определяющим отнесение их к зонам радиоактивного загрязнения.

Нормирование содержания радионуклидов в пищевых продуктах

Гигиеническая регламентация содержания радионуклидов в пищевых продуктах, питьевой воде, сельскохозяйственном сырье — одна из основных краткосрочных и долгосрочных мер по радиационной защите населения после чернобыльской катастрофы.

Допустимые уровни содержания 1370б и 903г изменялись в соответствии с годовыми квотами на внутреннее облучение и на разных этапах развития аварийной и послеаварийной ситуации в соответствии с улучшением радиационной обстановки, естественных процессов радиоактивного распада и закрепления радионуклидов в почвенном комплексе периодически пересматривались в сторону ужесточения [3].

На первых этапах после аварии действовали временные допустимые уровни содержания

137

Об в пищевых продуктах и питьевой воде (ВДУ-86, ВДУ-88), принятые Министерством здравоохранения СССР. В 1990 г. в Беларуси разработаны национальные «Республиканские контрольные уровни содержания радионуклидов цезия и стронция в продуктах питания и питьевой воде (РКУ-90)». Нормативы РКУ-90, действовавшие на протяжении 1990-1992 гг., учитывали конкретные послеаварийные условия и были рассчитаны таким образом, чтобы за счёт поступления радионуклидов с пищевыми продуктами доза внутреннего облучения критической группы населения не превышала 1,7 мЗв в год. В дальнейшем принимались республиканские допустимые уровни содержания 1370б и 903г в пищевых продуктах и питьевой воде (РДУ-92, РДУ-96, РДУ-99), которые обеспечивали непревышение годового дозового предела в 1 мЗв [6, 7].

В настоящее время на территории Республики Беларусь действует гигиенический норматив № 10-117-99 «Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов 1370б и 903г в пищевых продуктах и питьевой воде (РДУ-99)», установленный Министерством здравоохра-

137

нения в 1999 г., который регламентирует содержание Об в 20 группах пищевых продуктов, содержание 903г — в 4 группах (табл. 3).

2020

2030

2040

2050

Прогнозные годы По цезию-137 По стронцию-90

Таблица 3

Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия и стронция в пищевых продуктах и питьевой воде (РДУ-99)

Содержание радионуклида,

н/п Наименование продукта Бк/кг Бк/л

1370б 90Эг

1. Вода питьевая 10 0,37

2. Молоко и цельномолочная продукция 100 3,7

3. Молоко сгущённое и концентрированное 200 —

4. Творог и творожные изделия 50 —

5. Сыры сычужные и плавленые 50 —

6. Масло коровье 100 —

7. Мясо и мясные продукты, в том числе:

7.1. Говядина, баранина и продукты из них 500 —

7.2. Свинина, птица и продукты из них 180 —

8. Картофель 80 3,7

9. Хлеб и хлебобулочные изделия 40 3,7

10. Мука, крупы, сахар 60 —

11. Жиры растительные 40 —

12. Жиры животные и маргарин 100 —

13. Овощи и корнеплоды 100 —

14. Фрукты 40 —

15. Садовые ягоды 70 —

16. Консервированные продукты из овощей, фруктов и ягод садовых 74 —

17. Дикорастущие ягоды и консервированные продукты из них 185 —

18. Грибы свежие 370 —

19. Грибы сушёные 2500 —

20. Специализированные продукты детского питания в готовом для 37 1,85

потребления виде

21. Прочие продукты питания 370 —

Примечание. Для продуктов питания, потребление которых составляет менее 10 кг/год на человека (специи, чай, мёд), устанавливаются допустимые уровни в 10 раз более высокие, чем установленные величины для прочих пищевых продуктов.

Расчёт допустимых уровней радионуклидов в пищевых продуктах проводился с использованием общепринятого подхода, основанного на законодательно установленном пределе дозы облучения для населения — 1 мЗв/год, рационе питания жителей, вкладе основных компонентов рациона в поступление радионуклидов в организм, международных коэффициентов перехода от поступления к эффективной дозе внутреннего облучения. При разработке РДУ-99 использован рацион питания сельских жителей 1998 г., а дозы внутреннего облучения были рассчитаны при условии потребления в течение всего года продуктов с содержанием 1370б и 903г на уровне нормативов. Дозы внутреннего облучения, которые может получить население при потреблении в течение всего года продуктов питания, загрязнённых на уровне нормативов РДУ-99, рассчитаны по формуле:

Е = I ОЦА) х М(А) х е,пд(А), где Е — доза внутреннего облучения, мЗв в год; ОЦА) — допустимый уровень, Бк/кг; М- годовое потребление продукта, кг в год; етд — возраст-зависимый дозовый коэффициент, мЗв/Бк.

В соответствии с рекомендациями МАГАТЭ [15] для расчёта дозы внутреннего облучения при употреблении продуктов питания, загрязнённых 1370б и 903г, использованы дозовые коэффициенты перехода от удельной активности радионуклида в продукте к дозе облучения (воз-раст-зависимый дозовый коэффициент) — ожидаемая эффективная доза на единицу перораль-

137

ного поступления. Критической группой при пероральном поступлении Cs являются взрослые, а 9^г — дети 12-17 лет.

При обосновании допустимых уровней учитывалось, что загрязнённая продукция не является импортируемой, а производится внутри страны, и потребление такой продукции составляет 100%, что наиболее характерно для территорий, загрязнённых одновременно 137^ и 9^г.

После введения РДУ-99 дозы внутреннего облучения не должны были превышать 0,98 мЗв/год, в том числе за счёт поступления 137^ — 0,9 мЗв/год, за счёт поступления 9^г — 0,08 мЗв/год.

Динамика эффективных доз облучения населения

В первый год после аварии доминирующим фактором формирования эффективной дозы являлось внешнее облучение человека от осевших на почву и растительность радионуклидов. После 1986 г. и по настоящее время доза внутреннего облучения формируется главным образом за счёт поступления 137^ в организм жителей с пищевыми продуктами. Вклад 9С^г в дозу внутреннего облучения населения составляет единицы процентов. Вклад, обусловленный по-

ОДП 941

ступлением изотопов плутония ( Ри, Ри, Ри) и Ат, составляет доли процентов [14].

Внутреннее облучение от радионуклидов, поступающих в организм с продуктами питания, связано в основном с потреблением молока и продукции леса (грибы, ягоды, мясо диких животных) [8, 11].

На рис. 3 приведены данные динамики распределения населённых пунктов Республики Беларусь, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения, в которых СГЭД облучения населения не превышает и превышает 1 мЗв за период с 1992 по 2010 гг. По данным Министерства здравоохранения в 1992 г. средняя годовая эффективная доза облучения населения превышала 1 мЗв в 1022 населённых пунктах, что составляло 29% от общего количества (3513) населённых пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения. В 2004 г. средняя годовая эффективная доза облучения населения была выше 1 мЗв в 723 населённых пунктах из 2613, расположенных на территории радиоактивного загрязнения [4, 13].

с

о

Годы

□ Менее 1 мЗв в год □ Более 1 мЗв в год

Рис. 3. Динамика распределения населённых пунктов по диапазонам средней годовой эффективной дозы облучения > 1 мЗв и < 1 мЗв.

Согласно Каталогу средних годовых эффективных доз облучения жителей населённых пунктов Республики Беларусь в 2010 г. средняя годовая эффективная доза облучения населения превышала 1 мЗв в 191 населённом пункте, что составляло 8% от общего количества (2402) населённых пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения. В этих населённых пунктах проживало 48,1 тыс. человек или 4,2% населения, проживающего на территории радиоактивного загрязнения [5].

По состоянию на 2010 г. ни в одном из населённых пунктов годовая эффективная доза облучения не превысила 5 мЗв, тогда как в 2004 г. таких населённых пунктов было 3. Данные

137

населённые пункты расположены на территории с плотностью загрязнения Об выше 555 кБк/м2 (выше 15 Ки/км2). К дополнительным факторам формирования повышенных доз облучения в этих населённых пунктах можно отнести близость зоны отчуждения, источника загрязнённой продукции леса и фуража для скота.

В табл. 4 приведены в разрезе областей данные распределения населённых пунктов Республики Беларусь, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения, а также на территории, не относящейся к зонам радиоактивного загрязнения, по величине средней годовой эффективной дозы облучения населения.

Таблица 4

Распределение числа населённых пунктов в административных областях по величине средней годовой эффективной дозы облучения

СГЭД , мЗв Населённые пункты

Область интервал значений среднее значение количество пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения % от общего количества населённых пунктов в области

< 0,50 0,37 103 70

Брестская 0,51-0,99 0,65 40 27

>1,00 1,28 5 3

< 0,50 0,16 2 100

Витебская 0,51-0,99 — — —

>1,00 — — —

< 0,50 0,28 917 63

Гомельская 0,51-0,99 0,68 386 27

>1,00 1,58 143 10

< 0,50 0,25 124 99

Гродненская 0,51-0,99 0,55 1 1

>1,00 — — —

< 0,50 0,23 145 96

Минская 0,51-0,99 0,69 6 4

>1,00 — — —

< 0,50 0,31 542 69

Могилевская 0,51-0,99 0,67 196 25

>1,00 1,50 44 6

Всего по Беларуси < 0,50 0,29 1833 69

В 1833 населённых пунктах или 69% от общего их количества СГЭД не превышает 0,5 мЗв. Средние значения её колеблются от 0,16 по населённым пунктам Витебской области до 0,37 мЗв — по населённым пунктам Брестской области. В 629 населённых пунктах, в основном в Гомельской (386 н.п.) и Могилевской (196 н.п.) областях, средняя годовая эффективная доза

облучения жителей составляет 0,51-0,99 мЗв. Населённые пункты, в которых СГЭД достигает 1 мЗв и более, также сосредоточены преимущественно в районах Гомельской (143 н.п.) и Могилевской (44 н.п.) областей.

Заключение

Таким образом, за длительный период после аварии на Чернобыльской АЭС в результате естественных процессов радиоактивного распада радионуклидов и благодаря применению широкомасштабных мер радиационной защиты произошло значительное улучшение радиационной обстановки. Количество населённых пунктов на территории радиоактивного загрязнения сократилось в 1,5 раза, а количество проживающего там населения — в 1,9 раза. Существенно (примерно в 5,3 раза) уменьшилось количество населённых пунктов, где средняя годовая доза облучения населения превышает законодательно установленный предел — 1 мЗв. Ни в одном из населённых пунктов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, годовая эффективная доза облучения не превышает 5 мЗв. В связи с этим нынешнюю радиологическую ситуацию на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, можно характеризовать, как ситуацию существующего облучения, что в соответствии с документами МКРЗ и МАГАТЭ для радиационной защиты населения рекомендуется применять принципы обоснования вмешательства и оптимизации мер защиты и реабилитации [16, 17].

Реализация на практике системы радиационной защиты населения при ситуации существующего облучения требует концептуального пересмотра сложившихся подходов к зонированию территорий радиоактивного загрязнения и нормированию содержания радионуклидов в пищевых продуктах, оптимизации системы радиационного контроля продуктов питания, продукции сельского и лесного хозяйства, решения других вопросов.

Литература

1. Балонов М.И., Анисимова Л.И., Перминова Г.С. Критерии защиты населения и реабилитации территорий России в отдалённый период после чернобыльской аварии //Радиация и риск. 1999. № 11. С. 108-116.

2. Закон Республики Беларусь от 5 января 1998 г. № 122-З «О радиационной безопасности населения» //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г. № 266. 2/1537.

3. Ильин Л.А. Радиационная защита населения при реагировании на чернобыльскую аварию //Чернобыль 20 лет спустя. Стратегия восстановления и устойчивого развития пострадавших регионов. Часть I. 20 years after Chernobyl. Strategy for recovery and sustainable development of the affected regions. Part I: матер. международ. конф., 19-21 апр., 2006 г., Минск /Ком. по проблемам последствий катастрофы на Чернобыл. АЭС при Совете Министров Республики Беларусь. Минск: Беларусь, 2006. С. 72-86.

4. Каталог доз облучения жителей населённых пунктов Республики Беларусь. Минск, 1992. 94 с.

5. Каталог средних годовых эффективных доз облучения жителей населённых пунктов Республики Беларусь: утв. Минздрава Республики Беларусь 18.08.2009. Гомель: ГУ «РНПЦ РМ и ЭЧ», 2009. 86 с.

6. Кенигсберг Я.Э. Гигиенические нормативы содержания цезия-137 и стронция-90 в продуктах питания: чернобыльский опыт Беларуси //Радиационная гигиена. 2008. Т. 1, № 2. С. 28-31.

7. Научные основы реабилитации сельскохозяйственных территорий, загрязнённых в результате крупных радиационных аварий /под общ. ред. Н.Н. Цыбулько. Минск: Институт радиологии, 2011. 438 с.

8. Проблемы радиационной реабилитации загрязнённых территорий. Гомель: РНИУП «Институт радиологии», 2004. 121 с.

9. Прогноз изменения радиационной обстановки в населённых пунктах, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения. Гомель: РНИУП «Институт радиологии», 2008. 76 с.

10. Сборник нормативных правовых актов по вопросам преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Минск: Институт радиологии, 2013. 160 с.

11. Стратегии реабилитации сельских населённых пунктов, пострадавших после аварии на Чернобыльской АЭС /Рабочий документ: ТС проект RER/9/074 «Стратегии долгосрочных защитных мероприятий и мониторинг облучения населения сельских территорий, пострадавших после чернобыльской аварии». Вена, Австрия, 2007. 75 с.

12. Факторы риска последствий Чернобыльской катастрофы /Под общ. ред. А.Б. Чещевика. Минск: ИСПИ, 2001. 321 с.

13. Чернобыль 20 лет спустя. Стратегия восстановления и устойчивого развития пострадавших регионов. Часть I. 20 year after Chernobyl. Strategy for recovery and sustainable development of the affected regions. Part I: матер. международ. конф., 19-21 апр., 2006., Минск /Ком. по проблемам последствий катастрофы на Чернобыл. АЭС при Совете Министров Республики Беларусь. Минск: Беларусь, 2006. С. 158.

14. Четверть века после чернобыльской катастрофы: итоги и перспективы преодоления. Национальный доклад Республики Беларусь. Минск: Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, 2011. 90 с.

15. International Basic Safety Standards for Protection against Ionizing Radiation and for the Safety of Radiation Sources. Vienna: IAEA Publ., 1996. 48 p.

16. Radiation protection and safety of radiation sources: International Basic Safety Standards, Interim Edition. Vienna: IAEA Publ., 2011. 303 p.

17. The 2007 Recommendations of the International Commission on Radiological Protection. ICRP Publication 103 //Annals of the ICRP. 2007. V. 37, N 2-4. Elsevier, 2007. 332 p.

Radiation protection of the population of Belarus after the Chernobyl catastrophe

Tsybulka M.M.

Department for Mitigation of the Consequences of the Catastrophe at the Chernobyl NPP Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus, Minsk, Republic of Belarus

The article describes the development of concepts and standards of radiation protection of the population after the Chernobyl accident in Belarus. Zoning scheme shows radioactively contaminated Belarus territory, temporal changes of the number of settlements located in the contaminated areas, and their residents. The methodology for standardization of radionuclide content in food products is described in the article. Results of the study demonstrate changes in effective radiation doses for the post-accident period.

Key words: radiation protection, radiation dose, standards, permissible levels, food products.

References

1. Balonov M.I., Anisimova L.I., Perminova G.S. Kriterii zashchity naseleniya i reabilitatsii territorii Rossii v otdalennyi period posle chernobyl’skoi avarii [Criteria for population protection and rehabilitation of the Russian territories long after the Chernobyl accident]. Radiatsiya i risk — Radiation and Risk, 1999, no. 11, pp. 108-116.

2. Zakon Respubliki Belarus’ ot 5 yanvarya 1998 g. № 122-Z «O radiatsionnoi bezopasnosti naseleniya» [Law of the Republic of Belarus no. 122-Z of 15.01.1998]. Natsional’nyi reestr pravovykh aktov Respubliki Belarus’ — National Register of legislative acts of the Republic of Belarus, 2008, no. 266, 2/1537.

3. Il’in L.A. Radiation protection of population in a response to the Chernobyl accident. Proceedings of the international conference “20 years after Chernobyl. Strategy for recovery and sustainable development of the affected regions”, April 19-21, 2006, Minsk, Part I. Komchernobyl, Minsk, Belarus, 2006, pp. 72-86. (In Russian).

4. Catalog of exposure doses of citizens of settlements of Republic of Belarus. Minsk, 1992. 94 p. (In Russian).

5. Katalog srednikh godovykh effektivnykh doz oblucheniya zhitelei naselennykh punktov Respubliki Belarus [Catalog of average annual effective exposure doses of citizens of settlements of the Republic of Belarus]. Gomel, 2009. 86 p.

6. Kenigsberg Ya.E. Gigienicheskie normativy soderzhaniya tseziya-137 i strontsiya-90 v produktakh pitaniya: chernobyl’skii opyt Belarusi [Hygienic standards for Cs-137 and Sr-90 in the foodstuffs: experience of Belarus after the Chernobyl accident]. Radiatsionnaya gigiena — Radiation Hygiene, 2008, vol. 1, no. 2, pp. 2831.

7. Scientific basis for remediation of agricultural areas contaminated as a result of large radiation accidents. Ed.: Tsybulko N.N. Minsk, Institute of Radiology Publ., 2011. 438 p. (In Russian).

8. Problems of remediation of radioactively contaminated territories. Gomel, Institute of Radiology Publ., 2004. 121 p. (In Russian).

9. Prognoz izmeneniya radiatsionnoi obstanovki v naselennykh punktakh, nakhodyashchikhsya v zonakh radioaktivnogo zagryazneniya [Forecast of radiation situation changes in settlements located in zones of radioactive contamination]. Gomel, Institute of Radiology Publ., 2008. 76 p.

Tsybulka M.M. — Deputy Chief, Associate Professor, C. Sc., Agr. MES of the Republic of Belarus.

Contacts: 23/1 Pr. Pobeditelej, Minsk, Belarus, 220004. Tel.: (+375 17) 327-58-71; e-mail: Tsybulka@komchern.org.by.

10. Sbornik normativnykh pravovykh aktov po voprosam preodoleniya posledstvii katastrofy na Chernobyl’skoi AES [Collection of legislative acts regarding consequences of the catastrophe at the Chernobyl NPP]. Minsk, Institute of Radiology Publ., 2013. 160 p.

11. Working Document TC Project RER/9/074 “Long-term countermeasure strategies and monitoring of human exposures in rural areas affected by the Chernobyl accident”. Vienna: IAEA, 2006. 59 p.

12. Faktory riska posledstvii Chernobyl’skoi katastrofy [Risk factors associated with the Chernobyl catastrophe]. Ed.: Cheshchevik A.B. Minsk, ISPI Publ., 2001. 321 p.

13. Proceedings of the international conference “20 years after Chernobyl. Strategy for recovery and sustainable development of the affected regions”, April 19-21, 2006, Minsk, Part I. Komchernobyl, Minsk, Belarus, 2006. 158 p. (In Russian).

14. A quarter of a century after the Chernobyl catastrophe: outcomes and prospects for the mitigation of consequences: national report of the Republic of Belarus. Minsk, Instiute of Radiology Publ., 2011. 90 p.

15. International Basic Safety Standards for Protection against Ionizing Radiation and for the Safety of Radiation Sources. Vienna, IAEA Publ., 1996. 48 p.

16. Radiation protection and safety of radiation sources: International Basic Safety Standards, Interim Edition. Vienna, IAEA Publ., 2011. 303 p.

17. The 2007 Recommendations of the International Commission on Radiological Protection. ICRP Publication 103. Annals of the ICRP, 2007, vol. 37, no. 2-4. Elsevier, 2007. 332 p.

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий