Транскрипт
1
МБОУ г.о. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа 12 с углубленным изучением отдельных предметов» УРОК ИГРА ПО ТЕМЕ: «АВАРИИ С ВЫБРОСОМ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ» 8 КЛАСС Учитель ОБЖ Шапошникова Г.М уч. год
2 Цель: 1. В занимательной форме провести контроль знаний учащихся о ЧС связанных с выбросом радиоактивных веществ. 2. Согласно планируемым результатам обучения по данной теме обучающиеся должны: иметь общее представление об авариях с выбросом радиоактивных веществ: знать историю атомной энергетики, знать причины возникновения аварий с выбросом радиоактивных веществ, знать возможные последствия аварий с выбросом радиоактивных веществ, иметь представление о чернобыльской катастрофе. Выработать потребность предвидеть собственное поведение в экстремальной ситуации. Подготовка к уроку. На первом уроке по теме: «Аварии с выбросом радиоактивных веществ» обучающимся предлагается провести заключительный урок в виде игры «Домино» и сообщаются требования к результатам обучения по этой теме. Во время подготовки к уроку игре готовятся карточки в виде «домино», каждая из которых состоит из двух частей: вопроса и ответа. Одна из карточек помечена знаком «ХХХ» Ход игры. На уроке каждый из обучающихся получает предварительно перемешанные карточки. Игру начинает ученик, у которого карточка помечена тремя крестиками (ХХХ). Он задаѐт вслух вопрос, который расположен внизу карточки. В предлагаемом варианте «Кто из известных учѐных России обосновал необходимость развития атомной энергетики?». Остальные учащиеся смотрят на верхнюю часть имеющихся у них карточек, и нашедший ответ ученик озвучивает его для всего класса. Если ответ правильный, то он же задаѐт свой вопрос, размещѐнный в нижней части этой карточки. Ответ на последний вопрос находится в верхней части карточки, с которой начиналась игра. Контроль за соблюдением правил игры может осуществлять преподаватель, но лучше, если это будет делать два- три наиболее подготовленных учащихся. Если они правильно проведут игру, то их работа оценивается преподавателем с выставлением оценки в журнал. По предложению этих «судей» преподаватель выставляет оценки учащимся, которые быстро и безошибочно нашли правильный ответ.
3 Содержание карточек. 1. Вопрос: Кто из известных учѐных России обосновал необходимость развития атомной энергетики? Ответ: Курчатов 2. Вопрос: В каком году была открыта реакция деления урана? Ответ: В 1939 году 3. Вопрос: В каком году был сооружѐн и запущен первый на Европейско- Азиатском континенте ядерный реактор? Ответ: В 1946 году. 4. Вопрос: Назовите два вида облучения. Ответ: Внешнее и внутреннее 5. Вопрос: В каком году начала работать первая в мире атомная электростанция? Ответ: В 1954 году 6. Вопрос: Что составляет естественный радиационный фон? Ответ: Земные и космические естественные ионизирующие излучения. 7. Вопрос: Чему равен естественный радиационный фон? Ответ: от 4 до 12 микрорентген в час 8. Вопрос: Как называется биологический эквивалент рентгена? Ответ: Бэр 9. Вопрос: Как назывался первый ледокол, работающий на ядерном топливе? Ответ:"Ленин" 10. Вопрос: Как происходит внутреннее облучение человека? Ответ: Когда в организм человека попадают продукты питания, вода, воздух 11. Вопрос: назвать город, где начала работать первая в мире атомная станция. Ответ: Обнинск 12. Вопрос: Где используется энергия атома? Ответ: Атомные станции, подводные лодки с ядерными реакторами, при освоении космоса.
4 13. Вопрос: Когда произошла авария на Чернобыльской АЭС? Ответ: 26 апреля 1986 года 14. Вопрос: Чему равна годовая доза облучения человека? Ответ: микробэр 15. Вопрос: Назвать результаты Чернобыльской аварии. Ответ: Гибель и заражение людей, вывод из производства значительных площадей земельных угодий, остановка промышленных предприятий и т д 16. Вопрос: Назвать тяжѐлый газ встречающийся в окружающей среде излучающий радиацию. Ответ: Радон 17. Вопрос: где содержится наибольшее количество радона? Ответ: В воде, природном газе, дереве, кирпиче, бетоне, грунте. 18. Вопрос: Где больше радона в сырой или кипячѐной воде? Ответ: В сырой воде больше, при кипячении радон улетучивается. 19. Вопрос: Дать определение радиационно-опасного объекта. Ответ: Любой производственный объект, использующий ядерные материалы, при аварии на котором, может произойти облучение людей, животных, растений и загрязнение окружающей среды. 20. Вопрос: В каком году был подписан договор между ядерными державами об ограничении испытаний ядерного оружия? Ответ: В 1963 году. 21. Вопрос: Дать определение радиационной аварии. Ответ: Нарушение пределов безопасной эксплуатации установки, при которой произошѐл выход радиоактивных продуктов. 22. Вопрос: Назвать виды аварий по масштабам радиационных последствий. Ответ: Локальные, местные, общие, региональные, глобальные. 23. Вопрос: Назвать основной поражающий фактор при радиационной аварии. Ответ: Радиационное воздействие и радиоактивное загрязнение 24. Вопрос: Как действует радиация на человека? Ответ: Происходит ионизация тканей и возникновение лучевой болезни
5 25. Вопрос: Что происходит в организме человека при возникновении лучевой болезни? Ответ: Поражаются кроветворные органы, в результате чего наступает кислородное голодание тканей, резко снижается иммунная защищѐнность организма 26. Вопрос: Что надо сделать в первую очередь при получении информации о радиационной аварии? Ответ: Защитить органы дыхания имеющимися средствами индивидуальной защиты маски, респираторы, противогазы. Начать йодную профилактику. 27. Вопрос: Назвать период полураспада радиоактивного йода-131. Ответ: Период полураспада радиоактивного йода-131 восемь дней. 28. Вопрос: Где в организме человека накапливается радиоактивный йода? Ответ: В щитовидной железе. 29. Вопрос: Назвать эффективное средство защиты щитовидной железы при радиоактивном загрязнении. Ответ: В течение 8-и дней принимать по 1 таблетке йодного калия, при его отсутствии используется 5% раствор йода: 3-4 капли на стакан воды для взрослых и 1-2 капли для детей до 2 лет. 30. Вопрос: Назвать дозу облучения, при которой развивается лучевая болезнь. Ответ: 450 бэр. 31. Вопрос: Назвать зоны, имеющие различную степень опасности при радиационном загрязнении. Ответ: 1. Зона возможного радиоактивного заражения 2. Зона экстренных мер защиты населения 3. Зона профилактических мероприятий 4. Зона ограничений 5. Зона радиационных аварий