Радиоактивные отходы закон

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.07.2011 N 190-ФЗ «ОБ ОБРАЩЕНИИ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

11 июля 2011 г. N 190-ФЗ

Одобрен Советом Федерации 6 июля 2011 года

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с радиоактивными отходами.

1. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами регулируются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Федеральным законом от 9 января 1996 года N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила обращения с радиоактивными отходами, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

2) обращение с радиоактивными отходами — деятельность по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению и захоронению радиоактивных отходов;

4) критерии приемлемости радиоактивных отходов для их захоронения (далее также — критерии приемлемости) — требования к физико-химическим свойствам радиоактивных отходов и упаковкам радиоактивных отходов, установленные в целях безопасного захоронения радиоактивных отходов и обязательные для исполнения;

6) кондиционирование радиоактивных отходов — технологические операции по приведению радиоактивных отходов в физическую форму и состояние, пригодные для их захоронения и соответствующие критериям приемлемости;

8) захоронение радиоактивных отходов (далее также — захоронение) — безопасное размещение радиоактивных отходов в пункте захоронения радиоактивных отходов без намерения их последующего извлечения;

10) пункт долговременного хранения радиоактивных отходов — пункт хранения радиоактивных отходов, срок эксплуатации которого определен проектом, но порядок вывода из эксплуатации и меры по выводу из эксплуатации которого не предусмотрены;

12) пункт захоронения радиоактивных отходов — пункт хранения радиоактивных отходов, предназначенный для размещения радиоактивных отходов без намерения их последующего извлечения и обеспечивающий радиационную безопасность работников такого пункта, населения и окружающей среды в течение периода потенциальной опасности радиоактивных отходов;

14) пункт глубинного захоронения радиоактивных отходов — пункт захоронения радиоактивных отходов, включающий в себя сооружение, размещенное на глубине более ста метров от поверхности земли;

16) пункт консервации особых радиоактивных отходов — природный объект или объект техногенного происхождения, в которых содержатся особые радиоактивные отходы, имеются барьеры для обеспечения безопасности, изолирующие радиоактивные отходы от окружающей среды в течение определенного соответствующим проектом срока эксплуатации указанных объектов;

18) закрытие пункта захоронения радиоактивных отходов — деятельность по приведению пункта захоронения радиоактивных отходов в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды в течение периода потенциальной опасности размещенных в нем радиоактивных отходов, которая осуществляется после завершения технологических операций по размещению в нем радиоактивных отходов;

20) перевод пункта консервации особых радиоактивных отходов в пункт захоронения радиоактивных отходов — изменение статуса пункта консервации особых радиоактивных отходов, допускаемое в случае наличия в таком пункте барьеров для обеспечения безопасности, изолирующих радиоактивные отходы от окружающей среды в течение периода их потенциальной опасности;

22) специализированная организация по обращению с радиоактивными отходами (далее — специализированная организация) — юридическое лицо, выполняющее работы и предоставляющее услуги по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению радиоактивных отходов, эксплуатации, выводу из эксплуатации или закрытию пунктов хранения радиоактивных отходов;

24) реестр радиоактивных отходов — систематизированный свод документированных сведений о радиоактивных отходах, полученных в результате первичной регистрации радиоактивных отходов и мест их размещения, а также о радиоактивных отходах, переданных национальному оператору;

26) специальный резерв органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами (далее — специальный резерв) — фонд финансирования расходов на захоронение радиоактивных отходов организации, осуществляющей полномочия и функции органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

3. Понятие «пункт хранения радиоактивных отходов, хранилище радиоактивных отходов» (далее — пункты хранения радиоактивных отходов) используется в значении, предусмотренном статьей 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». В целях настоящего Федерального закона к пунктам хранения радиоактивных отходов относятся также пункты размещения особых радиоактивных отходов и пункты консервации особых радиоактивных отходов.

1. В целях настоящего Федерального закона радиоактивные отходы подразделяются на:

2) особые радиоактивные отходы — радиоактивные отходы, для которых риски, связанные с радиационным воздействием, иные риски, а также затраты, связанные с извлечением таких радиоактивных отходов из пункта хранения радиоактивных отходов, последующим обращением с ними, в том числе захоронением, превышают риски и затраты, связанные с захоронением таких радиоактивных отходов в месте их нахождения.

3. Удаляемые радиоактивные отходы для целей их захоронения классифицируются по следующим признакам:

2) в зависимости от удельной активности — высокоактивные радиоактивные отходы, среднеактивные радиоактивные отходы, низкоактивные радиоактивные отходы, очень низкоактивные радиоактивные отходы;

4) в зависимости от содержания ядерных материалов — радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, радиоактивные отходы, не содержащие ядерных материалов;

6) радиоактивные отходы, образовавшиеся при добыче и переработке урановых руд;

4. Критерии классификации удаляемых радиоактивных отходов с учетом технологических особенностей обращения с радиоактивными отходами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области обращения с радиоактивными отходами:

2) принимает решения о проектировании, размещении, сооружении, об эксплуатации, о выводе из эксплуатации или закрытии имеющих федеральное или межрегиональное значение пунктов хранения радиоактивных отходов;

4) устанавливает порядок государственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов, в том числе основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление таких тарифов;

6) осуществляет контроль за выполнением обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и координирует международное сотрудничество в области обращения с радиоактивными отходами;

8) иные установленные законодательством Российской Федерации полномочия.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в области обращения с радиоактивными отходами:

2) организуют обеспечение физической защиты пунктов хранения радиоактивных отходов;

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области обращения с радиоактивными отходами:

2) иные полномочия в области обращения с радиоактивными отходами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1) участие в принятии решений о размещении на территории соответствующего муниципального образования пунктов хранения радиоактивных отходов в порядке, установленном главой 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

1. Федеральные нормы и правила, регулирующие обращение с радиоактивными отходами (далее также — федеральные нормы и правила), устанавливают требования к обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными отходами, в том числе:

2) требования к промежуточному хранению радиоактивных отходов;

4) требования к паспорту радиоактивных отходов;

6) категории пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов;

8) порядок захоронения радиоактивных отходов;

10) требования к проектированию объектов, связанных с обращением с радиоактивными отходами, в части системной оценки их безопасности и оценки результатов такого проектирования;

12) требования к содержанию и порядку предоставления планов вывода из эксплуатации объектов, связанных с обращением с радиоактивными отходами;

2. Федеральные нормы и правила, регулирующие обращение с радиоактивными отходами, разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и положениями настоящего Федерального закона.

1. Радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, а также образовавшиеся до дня вступления в силу настоящего Федерального закона иные радиоактивные отходы находятся в федеральной собственности. Радиоактивные отходы, образовавшиеся со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (за исключением радиоактивных отходов, содержащих ядерные материалы, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности), находятся в собственности организации, в результате деятельности которой они образовались.

3. Пункты долговременного хранения радиоактивных отходов, пункты временного хранения радиоактивных отходов, пункты размещения особых радиоактивных отходов и пункты консервации особых радиоактивных отходов могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц.

5. Собственники радиоактивных отходов, собственники пунктов хранения радиоактивных отходов обязаны обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, безопасные эксплуатацию, вывод из эксплуатации, закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов.

1. Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами создается в целях организации и обеспечения безопасного и экономически эффективного обращения с радиоактивными отходами, в том числе их захоронения.

3. Основными принципами функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами являются:

2) запрет на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки и захоронения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 31 настоящего Федерального закона;

4) финансовое обеспечение деятельности по обращению с радиоактивными отходами, в том числе их захоронению, за счет средств организаций, в результате осуществления деятельности которых образуются такие радиоактивные отходы;

6) доступность для граждан и общественных объединений информации, связанной с обеспечением безопасности и предотвращением аварий при обращении с радиоактивными отходами, а также иной информации об обращении с радиоактивными отходами, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну.

1. Создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами включает в себя следующие этапы:

2) создание системы захоронения низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов;

2. Порядок и сроки создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1. Радиоактивные отходы, за исключением короткоживущих радиоактивных отходов, удельная активность которых в результате распада радионуклидов за время хранения может быть снижена до уровня, при котором такие отходы перестают быть радиоактивными отходами, подлежат обязательному захоронению в пунктах захоронения радиоактивных отходов.

3. Захоронение твердых низкоактивных радиоактивных отходов и твердых среднеактивных короткоживущих радиоактивных отходов может осуществляться в пунктах приповерхностного захоронения радиоактивных отходов.

1. Пункты захоронения радиоактивных отходов относятся к объектам использования атомной энергии федерального или межрегионального значения.

3. Требования к обеспечению безопасности при размещении, сооружении, эксплуатации и закрытии пунктов захоронения радиоактивных отходов определяются соответствующими техническими регламентами, законодательством в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами.

5. После закрытия пункта захоронения радиоактивных отходов и истечения периода потенциальной опасности размещенных в нем радиоактивных отходов орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного регулирования безопасности принимает решения о прекращении периодического радиационного контроля на территории размещения такого пункта захоронения и о внесении соответствующих изменений в кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов.

1. Обращение с радиоактивными отходами могут осуществлять организации, имеющие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

3. Стоимость услуг специализированных организаций по хранению радиоактивных отходов, приведенных в соответствие с критериями приемлемости, определяется исходя из тарифов, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление тарифов на захоронение радиоактивных отходов.

1. Государственный учет и контроль радиоактивных отходов являются частью системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

3. Государственный учет и контроль радиоактивных отходов, в том числе регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, осуществляются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1. Регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов осуществляется в целях сбора и сохранения необходимых для функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами сведений о радиоактивных отходах, об их количестве и характеристиках, о пунктах хранения радиоактивных отходов и субъектах права собственности на такие пункты.

3. В реестр радиоактивных отходов вносятся документированные сведения о переданных национальному оператору радиоактивных отходах и полученные в результате первичной регистрации радиоактивных отходов и мест их размещения сведения о радиоактивных отходах, находящихся в пунктах хранения радиоактивных отходов.

5. На приведенные в соответствие с критериями приемлемости радиоактивные отходы составляется паспорт. Паспорт радиоактивных отходов составляется на каждую упаковку радиоактивных отходов организацией, осуществившей кондиционирование радиоактивных отходов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Требования к паспорту радиоактивных отходов устанавливаются федеральными нормами и правилами.

7. Хранение реестра радиоактивных отходов, кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов и паспортов радиоактивных отходов осуществляется в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

1. Радиационный контроль при обращении с радиоактивными отходами проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Требования к проведению периодического радиационного контроля после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов и порядок его проведения устанавливаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного регулирования безопасности.

Орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами, уполномоченный законодательством Российской Федерации:

2) осуществляет государственный учет и контроль радиоактивных отходов, в том числе регистрацию радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов;

4) осуществляет учет средств, поступающих в специальный резерв от организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, и объема радиоактивных отходов, переданных ими на захоронение;

6) осуществляет финансирование деятельности по захоронению радиоактивных отходов, образующихся в результате деятельности организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, за счет средств специального резерва, исходя из объема радиоактивных отходов, принятых на захоронение, потребностей развития инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами и обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами;

8) представляет в Правительство Российской Федерации предложение об определении национального оператора;

10) представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление тарифов на захоронение радиоактивных отходов, предложения о тарифах на захоронение радиоактивных отходов;

12) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам:

б) утверждения перечней пунктов захоронения радиоактивных отходов, пунктов долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов;

14) обеспечивает разработку технических требований к пунктам захоронения радиоактивных отходов, к технологиям переработки, кондиционирования и хранения радиоактивных отходов;

16) осуществляет иные полномочия и функции в области обращения с радиоактивными отходами, определенные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Органы государственного регулирования безопасности осуществляют следующие полномочия и функции при регулировании обращения с радиоактивными отходами:

2) выдача организациям, осуществляющим обращение с радиоактивными отходами, эксплуатацию, вывод из эксплуатации и закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов, разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии и определение условий действия таких разрешений (лицензий);

4) осуществление надзора при обращении с радиоактивными отходами;

6) осуществление иных установленных законодательством Российской Федерации полномочий и функций.

1. Национальный оператор определяется решением Правительства Российской Федерации по предложению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

1) обеспечивает безопасное обращение с принятыми на захоронение радиоактивными отходами;

3) выполняет функции заказчика проектирования и сооружения пунктов захоронения радиоактивных отходов;

5) техническое и информационное обеспечение государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

3. Национальный оператор обязан:

3) обеспечивать ядерную, радиационную, техническую, пожарную безопасность, охрану окружающей среды, соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации, закрытии и после закрытия пунктов захоронения радиоактивных отходов;

5) представлять по запросам граждан, юридических лиц, в том числе общественных организаций, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления информацию по вопросам деятельности национального оператора с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

1. Организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, несут ответственность за безопасность при обращении с радиоактивными отходами до их передачи национальному оператору.

1) ежегодно определять возможность дальнейшего использования образующихся в результате их деятельности материалов, веществ, оборудования, изделий, содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, установленными Правительством Российской Федерации, и относить их к радиоактивным отходам в случае невозможности дальнейшего использования;

: Пункты 3 и 4 части 2 статьи 21 вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования. (статья 42)

6. Организации, не относящиеся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, обязаны осуществить оплату захоронения радиоактивных отходов исходя из фактического объема передаваемых национальному оператору радиоактивных отходов и тарифов на их захоронение. Оплата захоронения радиоактивных отходов осуществляется при передаче их национальному оператору.

Финансовое обеспечение деятельности по обращению с радиоактивными отходами осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств специального резерва, собственных средств или привлеченных средств юридических лиц, средств физических лиц, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

1. Целями первичной регистрации радиоактивных отходов и установления мест их размещения являются выявление наличия и объема радиоактивных отходов, установление условий их размещения.

3. Результаты первичной регистрации радиоактивных отходов и установления мест их размещения оформляются актом.

5. В отношении пунктов захоронения радиоактивных отходов определяются объем находящихся в них радиоактивных отходов и другие необходимые для внесения в кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов сведения.

7. В отношении особых радиоактивных отходов определяются объем таких радиоактивных отходов и условия их размещения (пункт размещения особых радиоактивных отходов или пункт консервации особых радиоактивных отходов).

9. Органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами на основании актов первичной регистрации радиоактивных отходов и установления мест их размещения осуществляется отнесение пунктов хранения радиоактивных отходов к имеющим федеральное или межрегиональное значение либо не имеющим федерального или межрегионального значения пунктам хранения радиоактивных отходов.

11. На основании актов первичной регистрации радиоактивных отходов и установления мест их размещения, отнесения Правительством Российской Федерации пунктов хранения радиоактивных отходов к пунктам захоронения радиоактивных отходов, пунктам долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктам размещения особых радиоактивных отходов, пунктам консервации особых радиоактивных отходов осуществляется регистрация накопленных радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов.

1. Накопленные радиоактивные отходы, отнесенные к удаляемым радиоактивным отходам, должны быть извлечены, переработаны, кондиционированы и захоронены.

3. Пункты размещения особых радиоактивных отходов должны быть переведены в пункты консервации особых радиоактивных отходов или пункты захоронения радиоактивных отходов. Решение о таком переводе принимается Правительством Российской Федерации по представлению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

1. Радиоактивные отходы, приведенные в соответствие с критериями приемлемости, подлежат захоронению или хранению национальным оператором до ввода в эксплуатацию соответствующих пунктов захоронения радиоактивных отходов.

3. Порядок определения соответствия радиоактивных отходов, принимаемых для захоронения, критериям приемлемости устанавливается органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органом государственного регулирования безопасности.

1. Обращение с особыми радиоактивными отходами (в том числе с образовавшимися в результате выполнения государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа, использования ядерных зарядов в мирных целях или осуществления иных видов деятельности в области использования атомной энергии) осуществляется с учетом состояния пунктов размещения особых радиоактивных отходов, пунктов консервации особых радиоактивных отходов и потенциальной опасности размещенных в них радиоактивных отходов.

3. Категории пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов, требования к обеспечению безопасности таких пунктов для населения и окружающей среды определяются федеральными нормами и правилами.

5. Перечни пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов пересматриваются не реже чем один раз в десять лет с учетом критериев отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и развития технологий обращения с радиоактивными отходами.

1. Организации, в результате осуществления деятельности которых по добыче и переработке урановых руд образуются радиоактивные отходы, и организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты и осуществляющие деятельность, в результате которой образуются очень низкоактивные радиоактивные отходы, по решению Правительства Российской Федерации могут осуществлять захоронение указанных отходов в пунктах захоронения радиоактивных отходов, которые размещены на используемых такими организациями земельных участках. При захоронении радиоактивных отходов, образовавшихся при добыче и переработке урановых руд, и захоронении очень низкоактивных радиоактивных отходов заполнение паспортов радиоактивных отходов осуществляется ежегодно в течение периода эксплуатации пункта захоронения радиоактивных отходов и при закрытии пункта захоронения радиоактивных отходов. Заполненные паспорта радиоактивных отходов подлежат передаче национальному оператору.

1. С момента отнесения материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшихся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, к радиоактивным отходам обращение с ними осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

1. Отработавший закрытый источник ионизирующего излучения должен быть передан на захоронение национальному оператору или для переработки организации — изготовителю закрытого источника ионизирующего излучения в порядке, установленном органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами, по согласованию с органами государственного регулирования безопасности. Организация — изготовитель закрытого источника ионизирующего излучения, принявшая отработавший закрытый источник ионизирующего излучения для переработки, несет ответственность за безопасное обращение с таким источником и передачу национальному оператору радиоактивных отходов, образовавшихся при переработке такого источника.

3. Категории отработавших закрытых источников ионизирующего излучения и требования к их сбору, перевозке, хранению, захоронению определяются федеральными нормами и правилами.

1. Технические средства и организационные мероприятия, связанные с обращением с жидкими радиоактивными отходами, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, должны обеспечивать их перевод в отвержденную форму, приведение в соответствие с критериями приемлемости и захоронение.

3. Обращение с газообразными радиоактивными отходами должно быть направлено на предотвращение поступления радиоактивных веществ в окружающую среду в количествах, превышающих нормативы допустимых выбросов.

1. Ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки и захоронения запрещен, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

3. В случае, если закрытый источник ионизирующего излучения был ввезен в Российскую Федерацию, разрешается возврат отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения в страну поставщика закрытого источника ионизирующего излучения. Порядок возврата отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения в страну поставщика закрытого источника ионизирующего излучения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований в области обращения с радиоактивными отходами, несут гражданско-правовую, уголовную, административную, дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ущерб, причиненный вследствие нарушения требований в области обращения с радиоактивными отходами жизни, здоровью или имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, окружающей среде, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 46, ст. 5557) дополнить абзацем следующего содержания:

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079) следующие изменения:

а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

б) абзац девятый изложить в следующей редакции:

в) часть вторую изложить в следующей редакции:

г) часть третью изложить в следующей редакции:

2) в части восьмой статьи 5 слова «установленных настоящим Федеральным законом» заменить словами «установленных федеральными законами»;

а) в абзаце третьем слова «и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов» исключить;

в) в абзаце десятом слова «и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов» исключить;

5) в части второй статьи 22 слова «, а также органы, осуществляющие государственный учет и контроль ядерных материалов и государственный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов,» исключить, слово «определяются» заменить словом «определяется»;

а) в части третьей слова «источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов» заменить словами «источников и радиоактивных веществ»;

7) в части первой статьи 44 слова «и хранения» заменить словами «, хранения и захоронения»;

а) наименование изложить в следующей редакции:

б) слова «ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» заменить словами «ядерных материалов и радиоактивных веществ», второе предложение исключить;

Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2007, N 7, ст. 834) следующие изменения:

2) в пункте 2 статьи 51:

б) дополнить абзацем следующего содержания:

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 31, ст. 4012; N 46, ст. 5553; N 50, ст. 6237; 2008, N 30, ст. 3604; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 31, ст. 4209; N 49, ст. 6410; 2011, N 13, ст. 1688) следующие изменения:

2) в пункте 1 части 1 статьи 48.1 слово «веществ» заменить словами «веществ, пункты хранения радиоактивных отходов».

В пункте 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2008, N 29, ст. 3418) слово «радиоактивных,» исключить, дополнить словами «, пунктов захоронения радиоактивных отходов».

Внести в Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6078; 2010, N 48, ст. 6246) следующие изменения:

2) статью 7 дополнить пунктом 27 следующего содержания:

3) в статье 20:

«5) фонд финансирования расходов на захоронение радиоактивных отходов.»;

1. В течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в течение года с момента возникновения права собственности на пункты захоронения радиоактивных отходов юридические лица, являющиеся собственниками таких пунктов, отчуждают их в соответствии с гражданским законодательством в собственность органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Перечень имущества, входящего в состав отчуждаемого пункта захоронения радиоактивных отходов как имущественного комплекса, определяется Правительством Российской Федерации по представлению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

3. В случае, если затраты на дальнейшую эксплуатацию и закрытие отчуждаемого пункта захоронения радиоактивных отходов превышают стоимость имущества пункта захоронения радиоактивных отходов, юридическим лицом, передающим такой пункт, возмещается стоимость его последующей эксплуатации. При этом размер возмещения не может превышать стоимость эксплуатации такого пункта захоронения в течение пяти лет. Возмещение затрат на последующую эксплуатацию отчуждаемого пункта захоронения радиоактивных отходов осуществляется в течение пяти лет с момента передачи такого пункта в собственность органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

1. Принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и устанавливающие требования к обращению с радиоактивными отходами нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, организаций, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий