Радиоактивные выбросы в атмосферу

РУКОВОДСТВО ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ

Том 1

(Обязательная часть) ДВ-98     

РАЗРАБОТАН НТЦ «Радиоэкология человека» Акционерного общества ВАСАН, ВНИИ химической технологии Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Федеральным Управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, ГНЦ «Институт биофизики» Министерства здравоохранения Российской Федерации, НПО «Тайфун» Росгидромета, ПО «Маяк» Министерства Российской Федерации по атомной энергии, НПО «Энергия» Министерства Российской Федерации по атомной энергии. ВНЕСЕН Управлением экологии и снятия с эксплуатации ядерных объектов Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Управлением государственного контроля и обеспечения экологической безопасности Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды. СОГЛАСОВАН Заместителем главного государственного санитарного врача по спецвопросам О.И.Шамовым, исх. N 32-013/116 от 26.06.97 г. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 01 июля 1999 г. вместо «Отраслевых методических указаний по расчету предельнодопустимых выбросов радиоактивных и химических веществ в атмосферу промышленными предприятиями (ПДВ-83)». М., 1985. Утв. 18.10.83 по согласованию с Госкомгидрометом СССР и 3 ГУ при Минздраве СССР. УТВЕРЖДАЮ: Председатель Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды В.И.Данилов-Данильян, 21 января 1999 г. Министр Российской Федерации по атомной энергии Е.О.Адамов, 22.06.1999 г.

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее «Руководство по установлению допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферу (ДВ-98)» разработано в соответствии с Законами РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды»*, федеральными законами от 21.11.95 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 23.11.95 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 30.03.99 N 53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 09.01.96 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», с учетом требований «Норм радиационной безопасности НРБ-96″**. _______________ * На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют Федеральные законы от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ, от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, здесь и далее по тексту; ** Действуют СанПиН 2.6.1.2523-09 (НРБ-99/2009), здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Документ устанавливает основные требования к порядку организации и проведения работ по расчету вспомогательных и производных нормативов — допустимых концентраций радионуклидов в атмосферном воздухе (), допустимых отложений их на почву (), предельно-допустимых выбросов (), допустимых норм выброса () и установления основных нормативов — допустимых выбросов радионуклидов () в атмосферу. Руководство состоит из основной части, Приложений П1, П2 и П3 (том I), имеющих обязательную силу, и Приложений П4-П15* (том II), имеющих силу рекомендаций. _______________ * Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: П4-П12 (см. том 2). — Примечание изготовителя базы данных.

Глава 1. СИМВОЛЫ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Символы и их размерности*

________________

* В данном документе частично сохранены старые обозначения некоторых величин, а также введены некоторые новые, действующие только в данном документе. Например, чтобы избежать коллизии совпадений символики вместо допустимой объемной активности (), введенной в «Нормах радиационной безопасности НРБ-96», для этой величины сохранено старое название — допустимая концентрация радионуклидов в воздухе () из-за необходимости введения нового, действующего в рамках настоящего Руководства норматива — допустимого отложения радионуклидов на почву (). — удельная активность среды, Бк/кг; — среднегодовая концентрация -го радионуклида в воздухе (объемная активность источника), Бк/м; — интенсивность выпадения -го радионуклида на почву, Бк/(с·м); — предельно-допустимая доза для персонала (группы Б), Зв/год; — предел дозы для населения, Зв/год; — доля от предела дозы , выделяемая Регулирующим органом для деятельности данного -го сооружения, устройства или установки и рассматриваемых, как отдельные источники радиоактивных выбросов в атмосферу, Зв/год. Процедура распределения по разным видам деятельности называется квотированием; — квота от , выделяемая для -го источника выбросов, равная отношению (безразмерна или в процентах); — допустимая концентрация в воздухе -го радионуклида для -го пути облучения, Бк/м; — допустимое годовое отложение на почву -го радионуклида для -го пути облучения, Бк/(год·м); — фактор безопасности, суммарный по всем путям облучения и для всей смеси радионуклидов, безразмерен (или в %); — дифференциальный фактор безопасности (вклад в суммарный фактор безопасности) для загрязняющего атмосферу -го радионуклида и -го пути облучения, безразмерен (или в %); — коэффициент защищенности от облучения по всем путям воздействия в данной местности (величина, обратная фактору безопасности ), безразмерен; — допустимый выброс радиоактивных веществ в атмосферу, Бк/год; — норма выброса радиоактивных веществ в атмосферу, безразмерный или выраженный в процентах параметр безопасности; — допустимая норма выброса радиоактивных веществ в атмосферу, безразмерна или выражена в процентах; — предельно-допустимый выброс радиоактивных веществ в атмосферу, Бк/год; — дифференциальный предельно-допустимый выброс радионуклида в атмосферу изолированным источником (так, как будто других источников выброса и других радионуклидов нет), Бк/год; — предельно-допустимый выброс радионуклида , выбрасываемого в атмосферу в составе смеси других нуклидов, вычисленный с учетом совместного воздействия всех радионуклидов смеси (называемый общим или группового действия), Бк/год; — контрольный уровень выброса радиоактивных веществ в атмосферу, Бк/сут, Бк/мес; — эквивалентная доза, Зв; — эффективная доза, Зв.

Основные понятия, термины и определения

В данном документе используются следующие термины и определения: Внешнее облучение — облучение тела от находящихся вне его источников ионизирующего излучения. Внутреннее облучение — облучение тела от находящихся внутри него источников ионизирующего излучения. Группа А лиц из персонала (профессиональные работники) — лица, которые постоянно или временно работают непосредственно с техногенными источниками ионизирующих излучений. Группа Б лиц из персонала — лица, которые по условиям работы находятся в сфере воздействия техногенных источников ионизирующих излучений, но не работают с ними непосредственно. для лиц группы Б составляет 1/4 от лиц группы А. Группа критическая — для данного источника излучения и данного пути однородная по полу, возрасту, социальным и профессиональным признакам группа лиц из населения (не менее 10 человек), называется критической, если для ее членов типично получение наивысших эффективных или эквивалентных (в зависимости от ситуации) доз по данному пути облучения и от данного источника излучения.*

_________________

* При обосновании нормативов выбросов требование о численности критической группы «не меньше 10 человек» излишне. Расчеты факторов безопасности и (или) доз облучения в этом случае проводятся в предположении, что в любой точке местности может проживать население и выращиваться, производится и потребляться полный набор характерных для данного региона продуктов питания. Делается это для того, чтобы снять все ограничения по землепользованию в будущем. Ограничения вводятся лишь на территориях санитарно-защитных зон и промплощадок. В этой ситуации всегда можно считать, что в данной точке местности может проживать 10 или больше человек с любыми, наперед заданными «признаками». И критическим будет не число лиц в группе, а именно «признаки». Например, возраст, рацион питания, время пребывания на открытой местности и т.п. Главным из них является возраст. В настоящем Руководстве под критической группой подразумевается лицо из возрастной группы, в которой реализуется максимум ожидаемой дозы в данной точке местности при прочих равных условиях. Допустимая концентрация () радионуклидов в атмосферном воздухе — верхняя граница объемной активности приземного слоя атмосферного воздуха, постоянный уровень которой, поддерживаемый неограниченно долго, не приведет к облучению любого лица из населения за любой год его жизни сверх установленного предела годовой дозы (). Запись вида означает объемную активность -го радионуклида в атмосферном воздухе, которая при постоянной концентрации соответствует годовому пределу доз , связанному только с путем облучения (как если бы другие пути отсутствовали). Список путей облучения, для которых представителен термин допустимая концентрация, ограничивается ингаляционным путем воздействия и внешним облучением от радиоактивного облака. В случае выброса в атмосферу гамма-излучающих радионуклидов, последнее утверждение справедливо лишь на достаточном удалении от источника выброса, где облако принимает значительные размеры по сравнению со средней длиной свободного пробега гамма-квантов в воздухе (то есть условия облучения приближены к геометрии полубесконечного излучающего пространства). Обычно это приближение используется при удалении за точку максимума приземной концентрации. При практической проверке условия непревышения , приземные концентрации радиоактивных веществ в атмосферном воздухе должны рассчитываться с учетом вторичного пылеобразования осевшей примеси. Допустимое отложение () на почву — верхняя граница годового выпадения радиоактивных веществ из атмосферы, постоянный уровень которого, поддерживаемый неограниченно долго, не приводит к облучению любого лица из населения за любой год его жизни дозой, превышающей установленный для данной категории лиц предел годовой дозы . Допустимое отложение означает интенсивность выпадения радионуклида на почву, при которой достигается годовой предел дозы , связанный с путем облучения и вычисленный для равновесного уровня облучения, при стабилизировавшихся процессах накопления в окружающей среде. К путям облучения, для которых представителен термин относятся: внешнее облучение от отложений на почву; внутреннее облучение по пищевым цепочкам (исключение составляет радиоуглерод, который депонируется в растения в процессе фотосинтеза непосредственно в газообразной форме в виде СО. Поэтому для пищевой цепочки представителен термин С в воздухе). Допустимый выброс () радионуклидов — установленный для каждого источника в качестве основной нормы и утверждаемый в установленном порядке разрешенный выброс активности радионуклидов в атмосферу. определяется на основе опыта эксплуатации, исчисляется за календарный год и не должен превышать величину предельно-допустимого выброса (). Допустимая норма выброса () — производный по отношению к нормативный параметр безопасности, рассчитываемый для каждого источника выбросов, и выражаемый суммой

, (1)

где — установленный допустимый, а — дифференциальный предельно-допустимый выбросы -го радионуклида. Последний из них рассчитывается из условия достижения полного предела доз для каждого отдельно взятого радионуклида с учетом всех путей облучения, характерных для данной местности. Суммирование проводится по всем нуклидам смеси, выбрасываемым рассматриваемым источником. По существу для каждого конкретного источника выбросов — это предельное значение фактора безопасности , которое не может быть превышено в любой точке местности. Если соотношение (1) просуммировать по всем источникам выброса данного предприятия, то можно говорить о допустимой норме выброса предприятия в целом. Однако, поскольку максимумы реализации факторов безопасности различных источников территориально могут не совпадать, то всего предприятия формально может превышать единицу. Заявитель — юридическое или физическое лицо — владелец сооружений, устройств или установок, являющихся источниками радиоактивных выбросов в атмосферу и загрязнения окружающей среды. Зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны предприятия или его промплощадки (в случае отсутствия санитарно-защитной зоны), в пределах которой возможно влияние радиоактивных выбросов и сбросов, и в которой проводится обязательный радиационный контроль. Источник выброса — сооружение, устройство или установка, из которой загрязняющее вещество поступает в атмосферу.*

__________________

* Хвостохранилища, отвалы шлака и руд, терриконы выработанной породы, зеркала загрязненных водоемов и т.п. рассматриваются не как подлежащие нормированию источники выбросов, а как техногенное фоновое загрязнение окружающей природной среды. Контроль и мероприятия по ограничению их воздействия осуществляются силами и средствами создавших их предприятий. Квота от предела дозы (дозовая квота) — доля от установленного в Нормах радиационной безопасности предела дозы, выделяемая для определенного вида деятельности. Квотирование предела дозы — установление предела дозы облучения по каждому отдельному виду деятельности и (или) источнику излучения. Квотирование предела дозы () может осуществляться как непосредственно, так и на уровне производных от предела доз величин: допустимых концентраций () радионуклидов в воздухе и допустимых отложений () их на почву. В последнем случае могут учитываться не только медицинские, но и экологические показатели.* ________________ * Нельзя говорить о «квотировании пределов выбросов», так как дозы, и — это локальные величины, характерные для отдельной точки местности, а и — интегральные характеристики, отражающие безопасность всей территории в целом. Для последних величин вводится понятие норма выброса. Контрольный уровень выброса () — административный предел, устанавливаемый для оперативного контроля за темпом выброса с целью планирования и управления деятельностью предприятия так, чтобы оно не оказалось перед фактом преждевременного исчерпания предела . В отличие от , являющейся интегральной за год характеристикой, для различных нуклидов должны быть предусмотрены суточного и месячного контроля. Возможны и других сроков контроля. Они определяются технологией отбора и измерения проб. При установлении норматива необходимо учитывать кратковременные повышенные выбросы, а также предусматривать резерв для возможных сверхнормативных работ при инцидентах низкого уровня опасности, если вероятность их значима. Нормативы устанавливаются предприятием по согласованию с Регулирующими органами. Коэффициент защищенности — величина, обратная суммарному фактору безопасности /см. ниже формулы (4) и (5)/.

. (2)

По существу — это коэффициент запаса по дозе облучения человека для данных условий загрязнения атмосферы радиоактивными веществами в данной точке местности. Кратковременный повышенный выброс — непродолжительный выброс, который производится во время предусмотренных работ по обслуживанию установок или устройств (при планово-предупредительных работах, ремонте, газовой продувке контуров, дезактивации оборудования). Мощность кратковременного повышенного выброса может превышать установленный контрольный уровень выброса () суточного в 10, а месячного контроля в 3 раза при условии, что не будет превышен годовой предел . Кратковременные повышенные выбросы по возможности не должны производиться при тяжелых метеорологических условиях и в опасные периоды года (например в период вегетации растений). Критическая точка местности — точка, в которой реализуются наибольшие значения фактора безопасности, вычисленного с учетом времени пребывания человека, возможности выпаса животных и выращивания сельскохозяйственных культур. Понятие «критическая точка местности» устанавливается для отдельного источника, для группы источников, для предприятия в целом. Критические точки разных источников выброса (по которым вычисляются дифференциальные ) могут не совпадать. Если критическая точка расположена в пределах промплощадки, то расчет фактора безопасности должен проводиться только для прямых путей облучения: фотонного излучения облака выбросов и поступления в организм человека путем вдыхания с учетом существующего «фонового» облучения от радионуклидов, накопленных на территории промплощадки за предыдущие годы деятельности. При этом следует учитывать время нахождения работников на территории промплощадки в течение года, равное 2000 часам в год, а также дезактивационные работы по очистке территории промплощадки. При расчетах фактора безопасности за пределами промплощадки, с целью эффективной защиты окружающей природной среды, недопущения возможности введения запретов на землепользование и исключения в будущем мероприятий по реабилитации земель, условно следует принять, что в каждой точке местности, включая критическую, одновременно реализуются все пути облучения и характерные для данной местности пищевые цепочки. Если критическая точка расположена в санитарно-защитной зоне предприятия, то также следует учитывать, что в ней запрещено проживание населения, но при наличии радиационного контроля может быть разрешен выпас животных, выращивание сельскохозяйственных культур, размещение дач, огородных участков и подсобных хозяйств. В этом случае расчет факторов безопасности следует производить для времени пребывания населения в критической точке в течение всего вегетативного периода года (для центра России равного 180 дней в году), но учитывать, что потребление выращенных местных продуктов продолжается весь год. За пределами санитарно-защитной зоны следует учитывать все возможные пути облучения при 100% времени пребывания человека. Мощность выброса — количество радиоактивного вещества (активности), поступающее в атмосферу в единицу времени (Бк/с, Бк/сут, Бк/мес, Бк/год). При нормировании выбросов радиоактивных веществ рассматривают среднегодовой выброс. Непрерывный выброс — длительный выброс в атмосферу радиоактивных веществ, осуществляемый в течение всего периода эксплуатации установки или устройства при работе ее на мощности или в ином режиме, предусмотренном регламентом работы. Мощность непрерывного выброса, как всякого другого технологического параметра, может испытывать стохастические флуктуации. Но в любом случае непрерывный выброс в сумме с кратковременными повышенными выбросами не должен превышать годовую норму . По возможности должны приниматься меры по снижению мощности непрерывного выброса при тяжелых метеорологических условиях и в опасные периоды года (например в период вегетации растений). Норма выброса () — нормативный параметр, характеризующий безопасность выброса смеси радионуклидов отдельным источником. Он определяется суммой

, (3)

где — величина фактического годового выброса, а — дифференциальный предельно-допустимый выброс -го радионуклида. Последний рассчитывается для каждого отдельно взятого радионуклида из условия достижения полного предела доз в критической точке местности. Суммирование проводится по всем нуклидам смеси, выбрасываемым рассматриваемым источником. Фактически норма выброса — это значение фактора безопасности, который реализуется на местности в точке его максимума. Нормальная эксплуатация — номинальный режим работы (сооружений), установок или устройств — источников радиоактивных выбросов в атмосферу, включающий их непосредственную работу и все вспомогательные технологические операции, предусмотренные регламентом. При нормальной эксплуатации может осуществляться непрерывный выброс и кратковременные повышенные выбросы. Объект защиты — объект окружающей среды, (с целью защиты которого) по отношению к которому определяются пределы воздействия радиоактивных выбросов в атмосферу. Основной объект защиты — население. Объектами защиты в зависимости от конкретных условий также могут быть растения, животные, культурный слой почвы и т.п. Ожидаемая лоза облучения (commitment dose) — интеграл по времени от мощности дозы

. (4)

Термин «ожидаемая доза облучения» в равной степени применим к эффективным и эквивалентным дозам. В зависимости от промежутка времени , за который исчисляют интеграл (4), различают полную и неполную ожидаемые дозы. При речь идет о полной ожидаемой дозе. Когда время интегрирования ограничивает величину интеграла (4) — говорят о неполной ожидаемой дозе.* __________________ * Требование определения максимально возможных доз облучения, приходящихся на последний год жизни человека, выполняется, если при расчете ожидаемой дозы от годового выброса учитывают полную ожидаемую дозу внешнего излучения и полный интеграл поступления внутрь организма человека (несобственный интеграл по времени, вычисленный за время достижения равновесия), умноженный на 70-летнюю неполную ожидаемую дозу внутреннего облучения, приходящуюся на единичное поступление радионуклидов через органы дыхания и пищеварения. Предельно-допустимый выброс () радионуклидов согласно ГОСТ 17.2.1.04-77 — норматив, устанавливаемый из условия, чтобы содержание загрязняющих веществ в приземном слое воздуха от источника или их совокупности не превышали нормативов качества воздуха для населения, животных и растительного мира. Согласно ОСТ 95.10156-85, — это норматив мощности выброса, определяемый из условия соблюдения санитарных норм по пределу дозы с учетом всех путей внешнего и внутреннего облучения. Предел дозы — величина эффективной или эквивалентной дозы техногенного облучения, которая не должна превышаться за год. Пределы дозы устанавливаются на уровнях, которые должны быть признаны в качестве предельно допустимых в условиях нормальной (не аварийной) работы. Соблюдение предела годовой дозы предотвращает возникновение детерминированных эффектов. Вероятность стохастических эффектов сохраняется при этом на приемлемом минимальном уровне. В рамках настоящего Руководства предел дозы для персонала обозначается как , а предел дозы для населения — . Предел годового поступления радионуклида () — поступление данного радионуклида в течение года в организм условного человека, которое приводит к облучению в ожидаемой дозе, равной соответствующему пределу годовой эффективной (или эквивалентной) дозы. Применительно к населению — это такое поступление радионуклида в организм человека в течение одного года, которое за 70 последующих лет создаст максимальную дозу облучения, равную пределу дозы . При ежегодном поступлении внутрь на уровне средняя эффективная и эквивалентная (на выделенные в НРБ-96 органы) дозы за любой год для критической группы населения будут равны или меньше в зависимости от времени достижения равновесного содержания радионуклида в организме. Приземная концентрация — объемная активность данного радионуклида, содержащегося в приземном слое воздуха.

Промышленная площадка — территория, на которой размещаются одно или несколько отдельных производств или предприятий, не предназначенная для проживания населения. На промышленной площадке может находиться только персонал (группы лиц А или Б). Путь воздействия — совокупность механизмов переноса и миграции радионуклидов, вызывающих загрязнение объектов окружающей среды, метаболизм в организмах животных и процессы, ответственные за формирование доз облучения. По отношению к облучению человека вместо «пути воздействия» применяется также термин путь облучения (рис.1).

Рис.1. Схема миграции радионуклидов во внешней среде и основных путей облучения человека

Рис.1. Схема миграции радионуклидов во внешней среде и основных путей облучения человека

Различают следующие пути облучения: внешнее облучение фотонами и заряженными частицами, испускаемыми радиоактивным облаком; внешнее облучение от следа радиоактивных выпадений на поверхность земли; внутреннее облучение от поступления радионуклидов в организм человека через органы дыхания (ингаляционный путь облучения); внутреннее облучение от поступления радионуклидов при потреблении загрязненных в данной местности продуктов питания (пероральный путь облучения по пищевым цепочкам). Региональное нормирование выбросов — комплекс мер, направленных на ограничение совокупных выбросов всех предприятий в пределах отдельных регионов. Регулирующий орган — орган государственной власти или местного самоуправления, осуществляющий надзор и (или) контроль за деятельностью предприятий, связанной с осуществлением выбросов в атмосферу, в целях охраны окружающей природной среды, здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Резерв безопасности — производная от фактора безопасности величина, исчисляемая в процентах и равная

%, (5)

где — суммарный для всех путей облучения и всей смеси выбрасываемых радионуклидов фактор безопасности, определяемый формулами (6)-(8). Соотношение безопасности — выполняемое для любой точки местности неравенство

, (6)

где — величина выделенной дозовой квоты; — реальная среднегодовая объемная активность (концентрация) -го радионуклида в воздухе, Бк/м; — реальное годовое отложение радионуклида на почву, Бк/(год·м); и — соответственно: допустимая концентрация -го радионуклида в воздухе для -го пути облучения, Бк/м, и допустимое отложение этого нуклида на почву для -го пути облучения, Бк/(год·м); — реальная годовая доза внешнего облучения от облака -го радионуклида в случаях, когда не приемлема геометрия полубесконечного излучающего пространства (например, для приподнятого облака выброса в форме струи), Зв; — предел годовой дозы. При этом, если для фотонного излучения окажется справедливым приближение полубесконечного излучающего пространства, то член в формуле (6) может быть преобразован в форму и войти в следующую за ним сумму по . Техногенный фон излучения — добавленный к естественному фону излучения, обусловленный деятельностью людей. Техногенное фоновое облучение — облучение, формируемое за счет действия всех техногенных источников выброса и иной деятельности людей (включая жидкие радиоактивные сбросы предприятий), кроме работы тех конкретных источников, выбросы которых подлежат нормированию по запросу Заявителя. Техногенная фоновая концентрация — приземная концентрация радиоактивного вещества, создаваемая в приземном слое воздуха рассматриваемого района всеми техногенными источниками выброса (в том числе и неорганизованными), за исключением того, выбросы которого подлежат нормированию. Удельная активность — отношение активности радионуклида в данной массе среды к величине этой массы . Фактор безопасности — мера приближения соотношения безопасности к своему верхнему пределу, равному единице, характеризующая благополучие населения и окружающей среды с точки зрения радиационного воздействия выбросов. Фактор безопасности является аддитивной величиной и для отдельных путей облучения определяется отношениями

; ; . (7)

С помощью понятия «фактор безопасности» соотношение безопасности может быть записано в следующей форме:

, (8)

где — дифференциальный фактор безопасности для -го радионуклида смеси и -го пути облучения; — суммарный фактор безопасности для всех путей облучения, характерных для данной местности и радионуклидного состава облака выброса. Суммирование проводится по всем радионуклидам и путям облучения. Поскольку в реальных случаях величины , и изменяются на местности от точки к точке, то суммарный фактор безопасности также является функцией координат на местности. При этом для разных точек характерные наборы путей воздействия могут быть различными. По существу фактор безопасности является фактически реализуемой в данной точке местности квотой от предела доз облучения. Фактором безопасности является также отношение

, (9)

где — величина фактического годового выброса рассматриваемого радионуклида. Так определенный фактор безопасности локализован в точке, где реализуются максимальные дозы облучения (для некоторых упрощенных методов расчета положение последнего на местности может быть неизвестно), и потому является мерой безопасности территории в целом. Определяемый формулой (9) фактор безопасности, ввиду его важности называется нормой выброса. Термин «фактор безопасности» используется как для нормирования эквивалентных доз облучения отдельного органа, так и для нормирования облучения по эффективной дозе (то есть, на основе концепции приемлемого ущерба). В первом случае соотношение безопасности в форме (6) и (8) обеспечивает условие непревышения дозовых пределов для всех органов и тканей человека в условиях сложного сочетанного внутреннего и внешнего облучения. В случае нормирования эффективной дозы дифференциальный фактор безопасности определяет ту часть нормативно установленного уровня приемлемого ущерба, которая связана с -м путем облучения и -м радионуклидом, а показывает, насколько исчерпан этот уровень ущерба при суммарном воздействии по всем путям облучения всеми радионуклидами смеси. Возможно и смешанное определение фактора безопасности с учетом непревышения эффективной дозы и эквивалентной дозы на отдельные органы /см. формулы (21) и (27)/. При совокупном воздействии радиоактивных и вредных химических веществ при синергизме их действия, термин «фактор безопасности» может быть применен также и к химическим веществам. При этом, кроме радиоактивных, в соотношение безопасности должны входить также и вредные химические вещества, обладающие суммационным действием. Фактор разбавления — отношение концентрации загрязняющего вещества в приземном слое воздуха к мощности его выброса в атмосферу, с/м. Иногда применяется обратная фактору разбавления величина, имеющая размерность м/с, называемая коэффициентом разбавления. Фактор отложения — отношение усредненной интенсивности выпадения загрязняющего вещества на поверхность почвы к средней мощности выброса его в атмосферу, м. Иная терминология, встречающаяся по тексту Руководства ДВ-98, например, санитарно-защитная зона, зона наблюдения и др. определены документами более высокого уровня: Законами Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения», а также нормативным документом «Нормы радиационной безопасности НРБ-96».

Глава 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Цель регулирования выбросов

2.1.1. Основными целями нормирования выбросов в атмосферу являются: планирование производственных программ развития отдельных предприятий и территориальных комплексов для предотвращения загрязнения окружающей природной среды радиоактивными веществами выше установленного безопасного предела; регулирование деятельности предприятий путем утверждения нормативов радиоактивных выбросов на уровне, исключающем необоснованное загрязнение окружающей природной среды; ограничение использования экологически опасных и устаревших технологий, процессов и производств; предоставление возможности построения оптимальных систем контроля за выбросами и состоянием окружающей природной среды.

2.1.2. Норматив и его производная величина являются основными критериями безопасной организации производства. Их соблюдение при планировании производственных программ и эксплуатации конкретных предприятий обеспечивает непревышение действующих нормативов облучения населения и загрязнения окружающей природной среды радиоактивными веществами выше безопасного предела. С другой стороны, введение нормативов допустимых выбросов предоставляет возможность Регулирующим органам оптимизировать выбросы как отдельных предприятий, так и целых производственных комплексов, расположенных на территории их юрисдикции путем выделения квот от всего предела доз (). При этом, рассматривается как общий ресурс, на использование которого претендуют все производящие радиоактивные выбросы предприятия в данной местности, и который распределяется в соответствии с Законом Российской федерации «Об охране окружающей природной среды» путем выделения предприятиям дозовых квот.

2.1.3. Множественные, распределенные по площади источники радиоактивных выбросов способны формировать техногенное фоновое загрязнение атмосферы и местности целых регионов. При этом имеют значение не только выбросы каждого из таких источников, но и их общее число, то есть суммарный выброс всех источников, приходящихся на единицу площади данного региона. Концепция нормирования, вводимая настоящим документом, в принципе позволяет учитывать рост техногенного фона, вызванный возрастанием общей техногенной нагрузки на регион, путем установления специальной квоты от для техногенного фона, и тем самым ограничивать совокупный выброс всех предприятий региона в целом. Вопросы выделения такой «фоновой» квоты выходят за рамки настоящего документа. Они затрагивают интересы разных отраслей и ведомств. Квота на техногенный фон должна назначаться Регулирующими органами, уполномоченными на выдачу разрешения на использование природных ресурсов с учетом интересов всех пользователей, то есть предприятий, осуществляющих радиоактивные выбросы в атмосферу, включая и выбросы естественных радионуклидов, характерные, например, для угольного топливно-энергетического комплекса.

2.2. Область применения

2.2.1. Положения настоящего документа рассчитаны на применение юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которых они основаны, осуществляющих эксплуатацию сооружений, устройств и установок, в результате чего происходит выброс в атмосферу радиоактивных веществ с удельной активностью радионуклидов, превышающей их удельную активность в природных средах, то есть в условиях, когда выбросы могут формировать уровни облучения, превышающие естественный фон радиации в данной местности.

2.2.2. Настоящий документ применяется только для стационарных и эксплуатируемых в стационарных условиях источников выбросов. Документ не рассматривает вопросы установления нормативов для источников выбросов в момент их транспортирования.

2.3. Объекты защиты

Объектами защиты при нормировании выбросов радиоактивных веществ в атмосферу могут являться: персонал (лица группы Б), находящийся на территории промышленных площадок; население, проживающее в районе размещения источника радиоактивных выбросов (с учетом всех путей воздействия, включая пищевые цепочки); сельскохозяйственная продукция местного производства, отправляемая в районы с другими стандартами и требованиями к содержанию радиоактивных веществ; животный и растительный мир; прилегающая территория (с точки зрения накопления радиоактивных веществ в почве, грунтовых водах и т.п.); территория региона в целом.

2.4. Права и обязанности заявителя

2.4.1. Заявитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сооружения, установки или устройства, являющегося источником выброса радиоактивных веществ в атмосферу и загрязнения окружающей природной среды.

2.4.2. Заявитель обязан: своевременно подавать в Регулирующий орган документы на установление или пересмотр нормативов выбросов в атмосферу (, , , ); собирать необходимые исходные данные, производить расчеты, обоснование и документирование проекта нормативов , , и для каждого источника выбросов и производства в целом; осуществлять контроль за соблюдением установленных величин и для каждого источника выбросов; организовывать и осуществлять мониторинг окружающей среды на территории, прилегающей к предприятию в соответствии с разработанным регламентом. Для выполнения работ по обоснованию и документированию проекта нормативов выбросов Заявитель имеет право привлекать внештатных специалистов, обладающих необходимыми знаниями, имеющих лицензию на осуществление указанного вида деятельности.

2.4.3. Заявитель несет ответственность за полноту, качество и своевременность оформления заявки на установление нормативов , , и . Подрядная организация, выполнившая работу по обоснованию и документированию проекта нормативов выбросов, несет ответственность перед Заявителем в соответствии с условиями договора подряда.

Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

3.1. Требования органов Государственного санитарно-эпидемиологического надзора

3.1.1. Деятельность органов Государственного санитарно-эпидемиологического надзора направлена на ограничение и снижение облучения населения и персонала, исключение необоснованного облучения, сохранение высокого уровня качества жизни населения. Требования должны основываться на действующих правовых и нормативных документах.

3.1.2. Исходя из этого величина устанавливается для каждого источника выбросов радиоактивных веществ так, чтобы суммарные выбросы всей совокупности источников данного района при достижении экологического равновесия при накопления радионуклидов в природных средах не приводили к превышению соответствующих дозовых пределов ( для персонала группы Б на промплощадке, и для населения на остальной территории района) или выделенной для предприятия квоты от них с учетом перспективы развития предприятия, региона в целом и техногенного фона загрязнения атмосферы и местности.

3.1.3. При установлении радиоактивных веществ необходимо учитывать следующие факторы, формирующие дозу облучения населения: внешнее облучение, вызванное излучением проходящего облака выброшенных радиоактивных веществ; внешнее облучение, создаваемое осевшими на поверхность почвы радиоактивными веществами; внутреннее облучение, связанное с вдыханием радиоактивных веществ, перенесенных ветром от источника выброса (при этом должны учитываться процессы вторичного ветрового подъема осевших на почву радиоактивных веществ); внутреннее облучение, обусловленное употреблением в пищу местных продуктов питания и питьевой воды, загрязненных выбрасываемыми радиоактивными веществами.

3.1.4. Величины определяются из условия непревышения предела дозы или выделенной от него квоты в любой точке местности. В пределах санитарно-защитной зоны (при условии надлежащего контроля) допускается сельскохозяйственное использование земли, а также личные подсобные и дачные участки. Дозы облучения необходимо оценивать с учетом всех, характерных для данного района, пищевых цепочек. Такой подход обеспечивает минимальные ограничения для землепользования при нормальной эксплуатации предприятий, а в последующие сроки исключает проблему рекультивации или изъятия из оборота земли.

3.1.5. Представление и в виде суммы активностей радионуклидов смеси или по группам возможно, если относительный радионуклидный состав выбросов (или состав групп радионуклидов) не меняется. Состав выделенных групп радионуклидов определяется условиями технологии повседневного контроля за выбросами. В отдельных случаях представительным может быть даже один реперный радионуклид, за которым только и должен производиться контроль. Требуется обоснование такой формы представления, а сами величины и реперных нуклидов устанавливают при условии непревышения предела дозы с учетом воздействия всех выбрасываемых радионуклидов.

3.1.6. Для нестабильного состава выбросов нормативы и следует устанавливать и представлять для всех радионуклидов по отдельности. Заменять их суммой недопустимо. При этом возможно превышение для отдельных радионуклидов смеси при условии, что не будет превышена установленная для данного источника допустимая норма выброса ().

3.1.7. Нормативы выбросов должны пересматриваться в следующих случаях: изменения производственной программы предприятия и связанным с этим изменением мощности и состава выбросов радиоактивных веществ; изменения дозовых пределов или квот; введения новых производств — источников выброса радиоактивных веществ; вне зависимости от перечисленных выше условий, действие нормативов выбросов должно подтверждаться Регулирующими органами по представлению Заявителей не реже одного раза в течение 3 (трех) лет.

3.2. Требования Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды

3.2.1. Деятельность Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды направлена на ограничение и снижение воздействия радионуклидов выброса на окружающую природную среду и ее компоненты — атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу и на рациональное использование сырья и недр. Исходя из этого, разрешаемый норматив ограничивается уровнем выбросов радионуклидов, который не приведет к обострению экологической ситуации.

3.2.2. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы в пределах своей компетенции утверждает дозовые квоты как для техногенного фонового облучения, так и для деятельности конкретных предприятий, выдает лицензии на отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды, в том числе разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

3.2.3. При выделении дозовых квот для предприятий органы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды исходят из следующих требований: не превышения в результате техногенной деятельности дозы облучения биоты выше естественных колебаний природного радиационного фона в данной местности; сохранения экологического баланса радионуклидов; не ухудшения качества жизни населения.

3.2.4. Количественно принцип непревышения дозы облучения биоты выше естественных колебаний природного фона может быть выражен следующими соотношениями: для действующих предприятий

, (10)

для строящихся (проектируемых) предприятий

, (11)

где — средняя по ареалу обитания дополнительная доза облучения за год в результате поступления радиоактивных веществ в окружающую природную среду; — дисперсия вариаций естественного радиационного фона в данной местности; — величина среднегодовой дозы облучения за счет естественного природного фона.

3.2.5. При выделении дозовой квоты для предприятия и оформлении разрешения на выбросы территория его санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения должны быть обследованы на предмет количественных характеристик состояния экосистем, а также уровней антропогенного воздействия на экосистемы физических и химических факторов техногенного происхождения. В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» результаты оценки уровня безопасности объекта должны ежегодно заноситься в «санитарно-гигиенический паспорт объекта» и «санитарно-гигиенический паспорт территории».

3.2.6. В районах (зонах), где наблюдаются нарушения структуры или функций биотических сообществ, а также где происходит экстремальное антропогенное воздействие химических, физических и биологических факторов на экосистемы, дополнительная доза облучения биоты в результате удаления во внешнюю среду радиоактивных веществ не должна превышать величины, равной .

3.2.7. Под экологическим балансом понимается неизменность уровня радиационное воздействие в масштабе регионов. В частности, это может выразиться в сохранении на одном уровне общего количества радиоактивных веществ, накапливающихся в природных средах отдельно взятого региона. Принцип сохранения экологического баланса радионуклидов применяется по отношению к ряду долгоживущих радионуклидов (I, С, тритий и др.). Необходимо также учитывать все механизмы действия радиации на окружающую природную среду, не связанные непосредственно с дозами облучения биоты. Например, возможность изменения электропроводности воздушной среды под действием излучения радиоактивных газов (Kr) с трудно прогнозируемыми геофизическими эффектами.

3.2.8. При выделении дозовых квот, органами Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды учитываются: фоновое содержание радионуклидов в приземном слое атмосферы и выпадениях на поверхность земли; фоновое радиоактивное загрязнение деятельного слоя почвы; радиоактивное загрязнение поверхностных, грунтовых и подземных вод, взвеси и донных отложений; радиоактивное загрязнение сельхозпродукции, травянистых растений, лесов, почвы, домашних и диких животных, птиц, водных растений, планктона, рыб и т.п.; физико-химическая форма радиоактивных веществ, элементарный химический состав организмов, химический состав и физические параметры среды обитания животных; особенности миграции радионуклидов по трофическим цепочкам в среде обитания животных, параметры переноса и накопления радионуклидов; существующая антропогенная нагрузка на экосистемы с учетом радиоактивного, химического, теплового загрязнений и других факторов экологического стресса; возможные эффекты воздействия на биоту при сочетанием действии радиации и других вредных факторов.

3.3. Требования органов местного самоуправления

3.3.1. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области нормирования радиоактивных выбросов: расширение списка объектов защиты; установление территориальных нормативов и ; уменьшение величины выделяемой для данного предприятия квоты от для создания собственного резерва, достаточного для технического развития района и строительства новых предприятий — потенциальных источников радиоактивных выбросов в атмосферу.

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий