- Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации»
- Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-16)
- I. Назначение и область применения
- III. Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации
- IV. Требования к порядку документального оформления постановки на учет и снятия с учета радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации
- VII. Требования к передаче радиоактивных веществ и радиоактивных отходов между организациями
- Таблица N 1. Минимально значимые удельные активности радионуклидов (МЗУА) и минимально значимые активности радионуклидов (МЗА) в РВ
- I. Нормирующий фактор (D-величина) и границы категорий опасности закрытых радионуклидных источников
- III. D-величина для радионуклидов
- Источник
Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации»
ПРИКАЗ
Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации»
1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-16).
РуководительА.В.Алёшин
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-16)
I. Назначение и область применения
2. Настоящие Правила устанавливают требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее — РВ и РАО) при обращении с ними в организациях, в том числе в организациях, выполняющих работы и предоставляющих услуги по обращению с РВ и РАО.
4. Требования настоящих Правил не распространяются:на РВ оборонного назначения, применяемые при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;на ЯМ, подлежащие учету в СГУК ЯМ.
5. Основными принципами осуществления учета и контроля РВ и РАО (здесь и далее под РВ понимаются РВ и ЯМ, учитываемые в СГУК РВ и РАО) являются:непрерывность учета и контроля;периодичность проведения инвентаризаций;определение наличного количества и проверка его соответствия учетным данным;своевременное документальное оформление результатов операций;дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля РВ в ЗРИ с учетом категорирования ЗРИ по радиационной опасности;дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля удаляемых РАО с учетом их классификации.
7. Учет и контроль РВ и РАО должен осуществляться в организации и ее подразделениях, включая территориально обособленные подразделения (в том числе филиалы), осуществляющих обращение с РВ и РАО. Требования к организации системы учета и контроля РВ и РАО в территориально обособленных подразделениях (в том числе филиалах) применяются аналогично требованиям к учету и контролю РВ и РАО в организации (далее по тексту под организацией понимается организация или ее территориально обособленное подразделение, под подразделением понимается структурное подразделение организации или территориально обособленного подразделения).
III. Общие требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации
10. Особенности учета ЗРИ:для ЗРИ изготовителем должна устанавливаться и указываться в паспорте (сертификате) на ЗРИ категория по радиационной опасности согласно методике категорирования ЗРИ, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам. Если категория ЗРИ по радиационной опасности не была установлена изготовителем, то ее должна устанавливать организация — владелец ЗРИ в паспорте (сертификате) либо в отдельном документе;для ЗРИ с ЯМ, подлежащим учету в СГУК ЯМ, в рамках СГУК РВ и РАО должно обеспечиваться предоставление отчетности по формам, введенным в действие в СГУК РВ и РАО для ЗРИ.
12. В организации (филиале, территориально обособленном подразделении) приказом руководителя организации должна быть создана централизованная служба (назначено структурное подразделение) по учету и контролю РВ и РАО (далее — централизованная служба) и определен состав такой службы. Допускается организовывать отдельно централизованные службы по учету и контролю РВ и по учету и контролю РАО.Допускается вместо централизованной службы назначать должностное лицо, ответственное за учет и контроль, при наличии следующих условий:в организации имеется не более четырех филиалов (территориально обособленных подразделений), осуществляющих обращение с РВ и РАО;в филиале (территориально обособленном подразделении) имеется не более пяти структурных подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО.
14. Учет и контроль РВ и РАО в организации должен осуществляться на всех стадиях обращения с РВ и РАО в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, нормативной и технической документацией, разрабатываемой и утверждаемой этими организациями.
16. Требования и процедуры, установленные в Положении и других документах организации, должны соответствовать требованиям, установленным в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии. Положение должно пересматриваться не реже одного раза в пять лет. Положения по учету и контролю для РВ и для РАО могут быть разработаны в виде отдельных документов.
IV. Требования к порядку документального оформления постановки на учет и снятия с учета радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации
19. Определение содержания РВ в ядерном топливе (на основании измерений, расчетов) должно проводиться:в случае хранения ядерного топлива более 12 месяцев после выгрузки из активной зоны ядерного реактора;при передаче между организациями; при переработке ядерного топлива.
21. Снятие с учета РАО в системе учета и контроля РВ и РАО должно проводиться в установленном в организации порядке в случаях:передачи РАО другой организации;переработки или переупаковки с постановкой на учет образовавшихся РАО, а также образованных (полученных) в результате переработке РВ и/или ЯМ (при наличии таких РВ и/или ЯМ);утери РАО;снижения активности до значений, при которых не выполняются критерии отнесения к РАО.
22. Учет и контроль РВ и РАО должен поддерживаться проведением организационно-технических мероприятий, обеспечивающих контроль доступа к РВ и РАО. К таким мероприятиям относятся следующие:ограничение круга лиц, допущенных к работам с РВ и РАО, обеспечение непрерывного контроля и учета доступа персонала к РВ и РАО;ограничение доступа к местам хранения РВ и РАО; применение СКД.Передача РВ и РАО между исполнителями работ с РВ и PAO между технологическими сменами, другие виды передач РВ и РАО и ответственности за них должны оформляться документально и обеспечивать непрерывность контроля и учета доступа к РВ и РАО и обращения с ними.
24. СКД подразделяются на системы наблюдения и пломбировочные устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства (далее — пломбы).Системы наблюдения включают в себя:автоматизированные технические системы, устройства, которые позволяют обеспечить идентификацию доступа к РВ и РАО (мониторы для контроля перемещения РВ и РАО, доступа персонала в помещения с РВ и РАО, датчики контроля вскрытия дверей, люков в помещениях с РВ и РАО и другие); технические системы, устройства для теле- или фотонаблюдения с фиксацией происходящих событий.
26. Пломбы должны устанавливаться на контейнеры, сейфы и другое оборудование, где имеется в наличии РВ и РАО, а также в местах доступа к этому оборудованию с учетом технической возможности установки пломб. В нерабочее время должна быть обеспечена установка не менее двух пломб на пути доступа к РВ и РАО для ЗРИ 1-3 категорий по радиационной опасности и высокоактивных РАО и не менее одной пломбы на пути доступа к РВ и РАО для ЗРИ 4, 5 категорий по радиационной опасности и РАО, не относящихся к высокоактивным.Пломбы не устанавливаются на учетные единицы с РВ и РАО, целостность которых обеспечена их конструкцией (РВ и РАО не могут быть извлечены без нарушения целостности учетной единицы) и может быть подтверждена визуальным или инструментальным контролем.
28. Обращение с пломбами в организации должно осуществляться в соответствии с установленной организацией программой применения пломб. Данная программа должна утверждаться руководителем организации и может разрабатываться в виде отдельного документа или как один из разделов Положения. Программа применения пломб должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет.В программе применения пломб необходимо определить:перечень и описание объектов пломбирования в организации;перечень типов пломб, используемых в организации;порядок заказа пломб, их получения, входного контроля, выдачи пломб в подразделения;порядок хранения, применения и утилизации пломб;порядок документальной регистрации установки и снятия пломб в журнале (журналах) учета, результатов проверки состояния и целостности пломб;порядок действий при нарушениях применения пломб.Также в программе применения пломб или отдельными распорядительными документами организации необходимо определить (с учетом количества подразделений, обращающихся с РВ и РАО, и масштабов работ с РВ и РАО) ответственных за:организацию работ по применению пломб в организации;учет и хранение пломб в организации;учет и хранение пломб в подразделениях;обращение с пломбами в подразделениях.Для организаций, осуществляющих обращение только со ЗРИ 4, 5 категорий по радиационной опасности, программу применения пломб допускается не разрабатывать.
30. В случае применения в качестве СКД систем наблюдения порядок применения таких систем в целях контроля доступа к РВ и РАО, а также порядок документальной регистрации результатов применения таких систем должны быть установлены в документах организаций.
31. Измерения характеристик РВ и РАО в организации должны проводиться в целях установления или подтверждения учетных данных.Учетные измерения проводятся при изготовлении новых ЗРИ, изделий с РВ, образовании РВ и РАО, обнаружении ранее неучтенных, бесхозяйных РВ, РАО и должны обеспечивать получение учетных данных с учетом требований к обязательным сведениям в журналах учета в соответствии с пунктом 74 настоящих Правил.Допускается использование расчетных методов при определении учетных данных, если при этом новые учетные значения получаются путем расчета (пересчета) на основе ранее полученных результатов измерений (например, при образовании РАО в виде отработавшего ЗРИ). Соответствующие используемые расчетные методы и порядок их применения должны быть описаны в документах организации.
33. Методики (методы) измерений (кроме прямых измерений), относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений в области использования атомной энергии, должны быть разработаны, аттестованы и оформлены в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами и действующими национальными стандартами в области обеспечения единства измерений, должны содержать значение или порядок оценки погрешности результатов измерений._______________ Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Собрание законодательства Российской Федераций, 2008, N 26, ст.3021; 2011, N 30, ст.4590; N 49, ст.7025; 2012, N 31, ст.4322; 2013, N 49, ст.6339; 2014, N 26, ст.3366; N 30, ст.4255; 2015, N 29, ст.4359).При проведении измерений должны применяться средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку. Выполнение прямых измерений проводится по инструкциям, документации по применению соответствующих средств измерений. Технические характеристики средств измерений должны соответствовать характеристикам измеряемых величин.
35. В организациях, осуществляющих учетные измерения РВ и РАО, для обеспечения качества измерений должна быть разработана и внедрена программа контроля качества измерений, содержащая описание процедур контроля качества измерений (например, организация и порядок поверки (калибровки) средств измерений, проведения внутреннего контроля качества результатов измерений). Допускается включать программу контроля качества измерений в программу измерений. Программа должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет.
VII. Требования к передаче радиоактивных веществ и радиоактивных отходов между организациями
38. В случае внеплановых отправлений предварительные уведомления должны быть направлены не позднее трех рабочих дней после определения сроков отправления.
40. Передача РВ в ядерном топливе осуществляется в соответствии с процедурами и требованиями, установленными в СГУК ЯМ.
42. Постановка на учет РВ и РАО должна предваряться входным контролем.Входной контроль при получении РВ и РАО должен включать в себя внешний осмотр учетных единиц (упаковок) с РВ, РАО (кроме передачи жидких РАО Национальному оператору по трубе) и проверку атрибутивных признаков: наличие учетных единиц; соответствие количества и типа учетных единиц и их идентификаторов учетным данным; целостность учетных единиц; соответствие номеров и типов пломб учетным данным.Входной контроль должен также включать в себя проверку фактического наличия РВ и РАО.
44. Входной контроль и постановка на учет РВ и РАО должны быть выполнены не позднее 10 суток после получения РВ и РАО и паспортов (формуляров, сертификатов, актов, накладных) на них в соответствии с установленным в организации порядком.
46. Постановка на учет РВ и РАО организацией-получателем должна сопровождаться записью в учетных документах организации-получателя и уведомлением об этом организации-отправителя согласованным с ней способом в течение одного рабочего дня после оформления учетных документов.
48. При проведении в рамках входного контроля измерений характеристик РВ и РАО должны быть оценены расхождения данных отправителя и получателя как разница между значениями, указанными отправителем (паспортными данными), и результатами измерений получателем.
50. При обнаружении статистически значимого расхождения данных отправителя и результатов измерений получателя (расхождение находится вне интервала, указанного в пункте 49 настоящих Правил), а также несоответствия фактических данных входного контроля (например, количество или идентификаторы учетных единиц (упаковок) данным сопроводительных документов получатель должен проинформировать отправителя о наличии такого расхождения и действовать с учетом требований раздела IX настоящих Правил.Отправитель и получатель совместно должны принять меры по выявлению причин расхождений. При этом до получения согласованных данных по РВ и РАО, по которым были обнаружены несоответствия, эти РВ и РАО должны состоять на учете у отправителя. Ответственность за сохранность таких РВ и РАО несет получатель.
51. В организации должны проводиться следующие виды инвентаризации РВ и РАО:плановая; внеплановая.
53. Плановая инвентаризация должна проводиться по структурным подразделениям, осуществляющим обращение с РВ и РАО (должна быть обеспечена инвентаризация всех учетных единиц с РВ, РАО в соответствующих подразделениях):для РВ — в структурных подразделениях, в которых осуществляется деятельность с РВ, не реже одного раза в 12 календарных месяцев (для РВ в отработавшем ядерном топливе инвентаризация проводится в соответствии с частотой проведения физической инвентаризации ядерных материалов, установленной в соответствующей зоне баланса материалов);для РАО — в структурных подразделениях, в которых осуществляется деятельность с РАО, не реже одного раза в 60 календарных месяцев.
55. Для проведения инвентаризации распорядительным документом руководителя организации должна быть назначена инвентаризационная комиссия, определены структурные подразделения организации, в которых проводится инвентаризация, определены дата начала и сроки проведения инвентаризации, а также время, после которого запрещаются любые перемещения РВ и РАО на период инвентаризации, включая отправление и получение РВ и РАО (кроме непрерывных технологических процессов) без разрешения председателя инвентаризационной комиссии. В случае проведения одновременной инвентаризации в нескольких структурных подразделениях могут назначаться несколько инвентаризационных комиссий.
57. Для проведения инвентаризации на основе учетных данных составляется список наличного количества РВ и РАО на дату начала инвентаризации.По результатам инвентаризации комиссия составляет список фактически наличного количества РВ и РАО, который подписывают все члены инвентаризационной комиссии.
59. При проведении инвентаризации должны быть оценены результаты применения СКД за период между инвентаризациями и сделаны выводы о наличии или отсутствии несанкционированного доступа за указанный период.
61. Объем измерений и применения технических средств при проведении инвентаризации должен быть определен с учетом технических особенностей мест хранения, дозовых затрат персонала и возможности проведения указанных работ.Если проведение измерений и применение технических средств сопряжено с необоснованным облучением персонала, а также для пунктов хранения РАО, конструктивные особенности которых не позволяют извлечь из них РАО без проведения сложных технических мероприятий, то допускается проверка фактического наличия РВ и РАО по отсутствию несанкционированного доступа к ним в соответствии с результатами применения СКД.Для законсервированных пунктов хранения РАО в качестве проверки атрибутивных признаков и фактического наличия допускается проводить проверку наличия, целостности и соответствия номеров и типов пломб учетным данным в местах доступа в хранилище, проверку целостности конструкции хранилища, обеспечивающей сохранность размещенных в нем РАО, анализ других СКД.Аналогично для эксплуатирующихся хранилищ РАО, имеющих в своем составе отдельные помещения, участки, залы, выработки, скважины, в которых дальнейшее размещение РАО не планируется невозможно, и в случае сохранения целостности конструкции этих объемов и обеспечения отсутствия доступа в них допускается в качестве проверки атрибутивных признаков и фактического наличия для РАО на таких объектах проводить проверку наличия, целостности и соответствия номеров и типов пломб в местах доступа в данные объекты.
63. По результатам инвентаризации должен быть составлен акт инвентаризационной комиссии. В случае проведения инвентаризации одновременно в нескольких структурных подразделениях акт инвентаризации составляется по каждому структурному подразделению (допускается оформлять один акт, в таком случае в акте должна быть указана информация и выводы по каждому структурному подразделению).В акте должны быть отражены:результаты проверки ведения учетных документов, проверки наличия учетных единиц РВ и РАО;результаты измерений, выполненных при проведении инвентаризации (если проводились);результаты проверки СКД;список фактически наличного количества РВ и РАО;выводы о наличии РВ и РАО;все выявленные нарушения и недостатки в учете и контроле РВ и РАО, а также принятые в ходе инвентаризации меры по их устранению и предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков;особые мнения членов комиссии (при наличии).Акт подписывается председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии и утверждается руководителем организации. Результаты измерений, результаты проверки СКД и список фактически наличного количества РВ и РАО могут быть оформлены в виде приложений к акту.
64. Основными целями расследования и учета нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО является их устранение, установление причин обнаруженных нарушений и аномалий и разработка мер для их предотвращения в дальнейшем.
66. Аномалиями в учете и контроле РВ и РАО являются:недостача (излишек) учетных единиц (в том числе изделий или упаковок) с РВ и РАО, в том числе:утеря, обнаружение утерянных ранее, обнаружение неучтенных, бесхозяйных РВ и РАО;наличие статистически значимых расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя о количестве РВ, РАО, определенные в соответствии с пунктом 50 настоящих Правил;расхождение значений фактически наличного количества РВ, РАО с данными учетных документов, выявленное в ходе инвентаризации или при проведении измерений;хищение или несанкционированное использование РВ и РАО, в том числе:факт хищения РВ и РАО;передача РВ и РАО организациям (в том числе для проведения работ), не имеющим соответствующей лицензии (разрешения) на обращение с РВ и РАО.
68. Организации, осуществляющие обращение с РВ и РАО, должны обеспечивать сбор, документирование и хранение информации о нарушениях и аномалиях в учете и контроле РВ и РАО в форме, обеспечивающей доступность и сохранность указанной информации на протяжении всего срока осуществления деятельности с РВ и РАО.
70. При обнаружении аномалий в учёте и контроле организация должна принять меры для расследования причин возникновения аномалии и устранения ее последствий. Если в течение 24 часов после обнаружения аномалии ее причины не были установлены либо были установлены, но последствия не были устранены, то информация о данном обстоятельстве должна быть представлена в Ростехнадзор в течение следующих 24 часов.
71. Административный контроль состояния учета и контроля РВ и РАО в организации проводится в соответствии с установленным в организации порядком, который должен предусматривать выполнение проверки соблюдения требований по учету и контролю РВ и РАО в организации и в подразделениях, касающихся:_______________ Административный контроль, состояния учета и контроля РВ и РАО в организации осуществляется администрацией (и/или по поручению администрации) организации с целью проверки выполнения процедур и требований учета и контроля РВ и РАО в подразделениях организации и устранения выявленных недостатков.ведения учетной документации в подразделениях;порядка организации и проведения инвентаризаций РВ и РАО в структурных подразделениях;порядка применения СКД;функционирования системы измерений в целях учета и контроля РВ и РАО;выборочной проверки фактического наличия РВ и РАО в местах их нахождения, выборочной сверки учетных данных и фактических параметров РВ и РАО;контроля проведения расследований причин и обстоятельств нарушений и аномалий в учете и контроле РВ и РАО, порядка их документирования и принятия необходимых мер по устранению их последствий;проверки наличия документов по подготовке и проверке знаний персонала.
73. Результаты проверки должны быть доведены под роспись руководителю централизованной службы учета и контроля РВ и РАО, руководителям проверенных подразделений и утверждены руководителем организации.
74. Учетные документы, включая журналы учета РВ и РАО, ведутся в организации и ее подразделениях. Они должны содержать данные обо всех подлежащих учету РВ и РАО и операциях, проведенных с ними.Допускается электронная форма ведения журналов учета при условии обеспечения выполнения соответствующих требований по защите информации и обеспечения внесения исправлений в учетные данные только с сохранением сведений о дате и лицах, внесших такие изменения, а также об изначальных данных до внесения исправлений.К учетным документам относятся:подлинники приходно-расходных документов по РВ и РАО;паспорта (формуляры, сертификаты) на РВ и РАО;подлинники учетных документов — журналы учета РВ, журналы учета РАО и иные учетные документы, установленные в организации и ее подразделениях, а также электронные формы ведения журналов учета РВ и РАО (при их наличии).Организация должна обеспечивать наличие и своевременную регистрацию учетных данных, в том числе обязательных сведений в журналах учета. Перечни обязательных сведений в журналах учета приведены в приложениях N 3-10 к настоящим Правилам. Данные учетных документов должны обеспечивать возможность составления и подготовки отчетных документов, установленных в СГУК РВ и РАО.При необходимости организация может определить формы журналов учета (и других учетных документов) отдельно для разных видов РВ и РАО и изделий из них, исходя из особенностей обращения с ними в организации (например, для разных видов ЗРИ, разных типов изделий с РВ, разных типов ядерного топлива, разных категорий или классов РАО) с учетом обязательных сведений, установленных в приложениях N 3-10 к настоящим Правилам. Формы таких журналов учета (и других учетных документов) устанавливаются в соответствующих инструкциях по учету и контролю РВ и РАО в организации.
76. Организация, изготавливающая ЗРИ (партию ЗРИ) или изделия с РВ, должна обеспечивать изготовленные ЗРИ или изделия с РВ паспортом (сертификатом). В паспорт (сертификат) включается следующая информация:номер паспорта (сертификата);тип (ЗРИ, изделие с РВ и т.д.);индивидуальный номер изделия;дата изготовления (выпуска);организация-изготовитель;радионуклид (радионуклиды) и значения активности радионуклидов и их погрешности на дату изготовления, Бк (в случае если значение активности радионуклида измерялось не на дату его изготовления (выпуска), указывается расчетная активность на дату изготовления (выпуска) или дата, на которую определена активность);значение удельной активности, объема, массы, плотности, насыпной плотности РВ (при необходимости) и их погрешности;назначенный срок службы;информация о категории радионуклидного источника по радиационной опасности (для ЗРИ);масса ЯМ (элементов и изотопов, если содержит ЯМ), г, и ее погрешность;комплект поставки, штук (для партий однотипных ЗРИ или изделий с РВ);информация о транспортном упаковочном контейнере (при наличии).При этом должно обеспечиваться присвоение индивидуальных номеров с учетом обеспечения их уникальности в рамках всей СГУК РВ и РАО по следующей схеме: регистрационный номер изготовителя в СГУК РВ и РАО, год изготовления и серийный номер изделия.Должно быть обеспечено нанесение индивидуального номера (маркировка) на ЗРИ или изделие с РВ, прибор, упаковку со ЗРИ (с учетом возможностей по нанесению маркировки на ЗРИ или изделие с РВ исходя из их размеров и формы).Для ЗРИ, изделий с РВ, не имеющих индивидуальных номеров и встроенных в приборы, установки, допускается не наносить маркировку (при обеспечении наличия маркировки с соответствующим серийным или эксплуатационным номером прибора, установки, в составе которых они находятся).
78. Организация должна ввести в действие и поддерживать систему мер, направленных на соблюдение срока хранения учетных документов:по РВ:бессрочно для РВ, находящихся в организации;в течение 10 лет после перевода РВ в другую категорию или передачи их в другую организацию, за исключением РВ в ядерном топливе (кроме паспортов, формуляров, сертификатов, и других учетных документов, передаваемых вместе с РВ);в течение всего срока хранения ядерного топлива после передачи РВ в ядерном топливе на хранение и/или переработку в другую организацию (кроме паспортов, формуляров, сертификатов, и других учетных документов, передаваемых вместе с такими РВ);по РАО:бессрочно для РАО, находящихся в организации;в течение всего срока хранения после передачи РАО на хранение в другую организацию;в течение 10 лет после снятия РАО с учета в связи с их переработкой или распадом радионуклидов;бессрочно для РАО, переданных на захоронение (кроме учетных документов, передаваемых вместе с РАО);по сбросам и выбросам радионуклидов:в течение 10 лет при непревышении допустимых значений;бессрочно в случае превышения допустимых значений.
80. Отчетные документы должны составляться и оформляться на основе учетных документов и результатов инвентаризации по формам, введенным в действие в СГУК РВ и РАО.
82. Исправление отчетных данных должно проводиться только путем представления новых отчетных документов.
83. Должностные лица и персонал, ответственные за учет и контроль РВ и РАО, должны проходить обучение и проверку знаний не реже одного раза в три года.
85. Руководящий персонал организации, ответственный за учет и контроль РВ и РАО, должен иметь разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии._______________ В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 года N 240 «Об утверждении перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 10, ст.1180; 2005; N 7, ст.560; 2009, N 18, ст.2248; 2011, N 7, ст.979; N 30, ст.4646; 2016, N 41, ст.5831).
Приложение N 1к федеральным нормам и правилам вобласти использования атомнойэнергии «Основные правила учета иконтроля радиоактивных веществ ирадиоактивных отходов ворганизации», утвержденнымприказом Федеральной службы поэкологическому, технологическому иатомному надзоруот 28 ноября 2016 года N 503
Таблица N 1. Минимально значимые удельные активности радионуклидов (МЗУА) и минимально значимые активности радионуклидов (МЗА) в РВ
_______________* Перечисленные ниже материнские радионуклиды приведены в условиях их равновесия с дочерними:
Приложение N 2к федеральным нормам и правилам вобласти использования атомнойэнергии «Основные правила учета иконтроля радиоактивных веществ ирадиоактивных отходов ворганизации», утвержденнымприказом Федеральной службы поэкологическому, технологическому иатомному надзоруот 28 ноября 2016 года N 503
I. Нормирующий фактор (D-величина) и границы категорий опасности закрытых радионуклидных источников
2. Значения A/D-отношений следует использовать для отнесения ЗРИ к одной из пяти «расчетных» категорий опасности.Установленные границы категорий опасности ЗРИ:категория 1 — чрезвычайно опасно для человека (A/D 1000);категория 2 — очень опасно для человека (10 A/D < 1000);категория 3 — опасно для человека (1 A/D < 10);категория 4 — опасность для человека маловероятна (0,01 A/D < 1);категория 5 — опасность для человека очень маловероятна (A/D < 0,01).Нижняя граница категории 5 определяется значениями минимально значимой активности в соответствии с таблицей N 1 приложения N 1 настоящих Правил.
3. Исходными данными для категорирования ЗРИ являются: паспортная активность ЗРИ (начальная активность ЗРИ на дату изготовления, указанная в паспорте на ЗРИ);D-величина для радионуклида ЗРИ (таблица N 2 настоящего Приложения).
5. При отсутствии паспортных данных ЗРИ (например, в случае обнаружения бесхозяйного ЗРИ) радионуклид и активность ЗРИ следует определить по результатам непосредственных измерений.
7. На основании вычисленного в соответствии с пунктом 6 значения A/D-отношения следует определить «расчетную» категорию опасности ЗРИ в соответствии с установленными в пункте 2 настоящего приложения.
9. Для ЗРИ, содержащего смесь радионуклидов, применяется следующий порядок расчетов:вычислить агрегированное A/D-отношение в соответствии с формулой:агрегированное A/D-отношение = ,где — активность n-го радионуклида в ЗРИ; — значение D-величины для n-го радионуклида.Следует определить на основе вычисленного агрегированного A/D-отношения категорию опасности смеси радионуклидов в ЗРИ в соответствии с установленными в пункте 2 настоящего Приложения границами категорий опасности ЗРИ.
III. D-величина для радионуклидов
Таблица N 2
Приложение N 3к федеральным нормам и правилам вобласти использования атомнойэнергии «Основные правила учета иконтроля радиоактивных веществ ирадиоактивных отходов ворганизации», утвержденнымприказом Федеральной службы поэкологическому, технологическому иатомному надзоруот 28 ноября 2016 года N 503
В журнале учета ЗРИ должны быть указаны следующие сведения:наименование организации;наименование подразделения организации;сведения о ЗРИ:тип, обозначение;заводской номер;номер паспорта (сертификата);дата изготовления (выпуска);назначенный срок службы, год;активность по паспорту, Бк;радионуклиды;категория ЗРИ;содержание ЯМ в ЗРИ (вид, количество), г (для ЗРИ на основе ЯМ);изготовитель;операция со ЗРИ, код;дата операции;транспортный упаковочный комплект (тип, номер);наименование пункта, места хранения, использования;наименование поставщика;наименование получателя;сопроводительный документ (наименование, номер, дата); ответственное лицо (фамилия, инициалы, подпись, дата); сведения о приборе (аппарате, установке), содержащем ЗРИ;наименование, тип; заводской номер; номер паспорта; изготовитель;дата изготовления (выпуска);количество ЗРИ в приборе, аппарате, установке (для ЗРИ в составе приборов, аппаратов, установок);количество, шт. (для партии ЗРИ).
Приложение N 4к федеральным нормам и правилам вобласти использования атомнойэнергии «Основные правила учета иконтроля радиоактивных веществ ирадиоактивных отходов ворганизации», утвержденнымприказом Федеральной службы поэкологическому, технологическому иатомному надзоруот 28 ноября 2016 года N 503
В журнале учета РВ должны быть указаны следующие сведения:наименование организации;наименование подразделения организации;сведения об РВ:наименование, тип изделия (при наличии);наименование РВ, вид соединения;номер паспорта (сертификата);тип, обозначение, заводской номер (при наличии — для изделий с РВ);дата изготовления;масса, кг;объем, м;начальная активность (по паспорту), Бк;радионуклидный состав;содержание ЯМ (вид, количество), г (при наличии);изготовитель;агрегатное состояниеоперация с РВ, код;дата операции;транспортный упаковочный комплект (тип, номер);наименование пункта (места) хранения, использования;наименование поставщика;наименование получателя;сопроводительный документ (наименование, номер, дата);ответственное лицо (фамилия, инициалы, подпись, дата);количество, шт. (для партии).
Приложение N 5к федеральным нормам и правилам вобласти использования атомнойэнергии «Основные правила учета иконтроля радиоактивных веществ ирадиоактивных отходов ворганизации», утвержденнымприказом Федеральной службы поэкологическому, технологическому иатомному надзоруот 28 ноября 2016 года N 503
В журнале учета РВ, содержащихся в ядерном топливе, должны быть указаны следующие сведения:наименование организации;наименование подразделения организации;заводской (индивидуальный) номер учетной единицы ядерного топлива;тип реактора;вид топлива;суммарная активность в учетной единицы, Бк;дата последней выгрузки из активной зоны реактора;время работы тепловыделяющей сборки, эффективные сутки;операция с ядерным топливом;дата операции;наименование пункта (места) хранения, использования;наименование получателя;сопроводительный документ (наименование, номер, дата);ответственное лицо (фамилия, инициалы, подпись, дата).
Приложение N 6к федеральным нормам и правилам вобласти использования атомнойэнергии «Основные правила учета иконтроля радиоактивных веществ ирадиоактивных отходов ворганизации», утвержденнымприказом Федеральной службы поэкологическому, технологическому иатомному надзоруот 28 ноября 2016 года N 503
В журнале учета РАО в виде отработавших ЗРИ должны быть указаны следующие сведения:наименование организации;наименование подразделения организации;сведения о приборе (аппарате, установке), переводимом в РАО (для ЗРИ в составе приборов, аппаратов, установок):наименование, тип;заводской номер;номер паспорта (сертификата);дата изготовления (выпуска);сведения о ЗРИ, переводимом в РАО:тип, обозначение;заводской номер;номер паспорта (сертификата);дата изготовления;категория ЗРИ;количество, шт. (для партии ЗРИ)паспорт РАО:_______________ Заносятся сведения о кондиционированных РАО (приведенных в соответствие критериям приемлемости для захоронения). Для остальных РАО сведения не представляются.наименование;номер;дата;основные радионуклиды;суммарная активность, Бк:по паспорту ЗРИ (прибора, аппарата, установки);по паспорту РАО;операция с РАО, код;дата операции;транспортный упаковочный комплект (тип, номер);наименование пункта хранения, захоронения РАО, номер емкости;наименование поставщика;наименование получателя;приходно-расходный документ (наименование, номер, дата);ответственное лицо (фамилия, инициалы, подпись, дата).
Приложение N 7к федеральным нормам и правилам вобласти использования атомнойэнергии «Основные правила учета иконтроля радиоактивных веществ ирадиоактивных отходов ворганизации», утвержденнымприказом Федеральной службы поэкологическому, технологическому иатомному надзоруот 28 ноября 2016 года N 503
В журнале учета РАО (кроме отработавших ЗРИ) должны быть указаны следующие сведения:наименование организации;наименование подразделения организации;сведения о РАО:наименование;агрегатное состояние, категория;номер паспорта, акта;объем, м;масса (для ТРО и ЖРО), т;удельная активность альфа-излучающих нуклидов, Бк/г (для ТРО и ЖРО), объемная активность (для газообразных РАО), Бк/м:общая;в том числе трансурановых нуклидов;удельная активность бета-излучающих нуклидов, Бк/г (для ТРО и ЖРО), объемная активность (для газообразных РАО), Бк/м;радионуклидный состав;дата измерения активности;транспортный упаковочный комплект (тип, номер);операция с РАО, код;дата операции;наименование, номер установки (комплекса) переработки;продолжительность работы установки (комплекса) переработки, ч;наименование пункта хранения, захоронения РАО, номер емкости;наименование поставщика;наименование получателя;сопроводительный документ (наименование, номер, дата);ответственное лицо (фамилия, инициалы, подпись, дата).
Приложение N 8к федеральным нормам и правилам вобласти использования атомнойэнергии «Основные правила учета иконтроля радиоактивных веществ ирадиоактивных отходов ворганизации», утвержденнымприказом Федеральной службы поэкологическому, технологическому иатомному надзоруот 28 ноября 2016 года N 503
В журнале учета радионуклидов, выбрасываемых в атмосферу, должны быть указаны следующие сведения:наименование организации;наименование подразделения организации;наименование, номер источника выброса;фактический выброс:дата, время отбора пробы;точка (место) отбора;объем газовоздушной смеси, м;контролируемые радионуклиды;удельная активность радионуклидов, Бк/м;ответственное лицо (фамилия, инициалы, подпись, дата).В случае превышения фактического выброса радионуклида(ов) над установленными нормативами выброса или каких-либо аварийных ситуаций дополнительно должны быть зафиксированы следующие сведения:продолжительность выброса, ч;причина возникновения выброса;наименование и суммарная активность радионуклидов, поступивших в атмосферу за время выброса, Бк;ответственное лицо (фамилия, инициалы, подпись, дата).
Приложение N 9к федеральным нормам и правилам вобласти использования атомнойэнергии «Основные правила учета иконтроля радиоактивных веществ ирадиоактивных отходов ворганизации», утвержденнымприказом Федеральной службы поэкологическому, технологическому иатомному надзоруот 28 ноября 2016 года N 503
В журнале учета радионуклидов, сбрасываемых со сточными водами, должны быть указаны следующие сведения: наименование организации; наименование подразделения организации; наименование, номер выпуска сточных вод; наименование приемника сточных вод; фактический сброс:точка (место) отбора пробы; дата, время отбора пробы; контролируемые радионуклиды; объемная активность радионуклидов, Бк/м, (Бк/л); расход сточных вод, м/сут.; объем сточных вод, м;контроль в водоеме — приемнике сточных вод: дата, время отбора пробы; точка (место) отбора; наименование радионуклидов; объемная активность радионуклидов, Бк/м, (Бк/л); ответственное лицо (фамилия, инициалы, подпись, дата).В случае превышения фактического сброса радионуклида(ов) над установленными нормативами сброса или каких-либо аварийных ситуаций дополнительно должны быть зафиксированы следующие сведения:продолжительность сброса, ч;общий объем сброса, м;наименование и суммарная активность радионуклидов, поступивших в водный объект за время несанкционированного сброса;причина возникновения несанкционированного сброса (описание);ответственное лицо (фамилия, инициалы, подпись, дата).
Приложение N 10к федеральным нормам и правилам вобласти использования атомнойэнергии «Основные правила учета иконтроля радиоактивных веществ ирадиоактивных отходов ворганизации», утвержденнымприказом Федеральной службы поэкологическому, технологическому иатомному надзоруот 28 ноября 2016 года N 503
В журнале учета РАО на радиационно загрязненных участках территорий должны быть указаны следующие сведения:_______________ Сведения оформляются по формам отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.наименование или обозначение участка территории;кадастровый номер участка территории;вид радиационно загрязненного участка территории;зона нахождения радиационно загрязненного участка территории;категории земель по назначению;причина возникновения радиационного загрязнения участка территории;сведения о реабилитации радиационно загрязненного участка территории;площадь загрязненной территории, м;среднее значение мощности дозы гамма-излучения для участка территории по измерениям, проведенным на уровне 1,0 м от поверхности, исключая фоновый уровень, мкЗв/ч;максимальное значение мощности дозы гамма-излучения для участка территории из измеренных на уровне 1,0 м от поверхности, исключая фоновый уровень, в мкЗв/ч;средняя плотность загрязнения альфа-излучающими радионуклидами, (Бк/м);средняя плотность загрязнения бета-излучающими радионуклидами (Бк/м);наименования радионуклидов или группы радионуклидов, загрязняющих участок территории;значения удельной активности радионуклидов (группы радионуклидов).Для водного объекта данные должны быть указаны и для жидкой фазы и для донных отложений.
Приложение N 11к федеральным нормам и правилам вобласти использования атомнойэнергии «Основные правила учета иконтроля радиоактивных веществ ирадиоактивных отходов ворганизации», утвержденнымприказом Федеральной службы поэкологическому, технологическому иатомному надзоруот 28 ноября 2016 года N 503
Определение массы ЯМ по его активности производится в соответствии со следующими выражениями:
гдеА — активность радионуклида, Бк;
, (2)
. (3)
Таблица N 11
Расчет массы урана-238 с активностью 1,86 Е+5 Бк =4,47·10, лет,M = 238, г/моль,
Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2016,N 0001201612220028