Суммарная радиация смешанных и широколиственных лесов

Цели: изучить леса России; рассмотреть причины различия лесных зон России; познакомить с особенностями природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России.

Оборудование: физическая карта России, карты природных зон, растительности, картины, таблицы, гербарий, книги.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— В каком климатическом поясе расположена природная зона арктических пустынь? (В арктическом поясе.)

— Почему в арктической пустыне разреженный почвенно-растительный покров, отсутствуют почвы? (На поверхности золы лежат покровные ледники, занимая до 80% площади суши, мало солнечной радиации в течение года, а в полярную ночь она отсутствует.)

— Как приспособились животные к суровым экстремальным условиям? (Животные — хищники, т. к. на поверхности растительной пищи почти нет. Часть обитателей (птицы) — сезонные, прилетают на лето. Часть животных (белые медведи) впадают в спячку на зиму.)

— Назовите животных арктической пустыни. (Белые медведи, моржи, тюлени, кайры, гагары, гаги, чистики.)

— Почему в тундре прохладное лето, несмотря на то что в полярный день солнце круглые сутки над горизонтом, а тепла (суммарной радиации) земля получает за сутки не меньше, чем в зоне лесов? (Тепло расходуется на таяние снега и вечной мерзлоты.)

— Назовите растения тундры. (Мхи, лишайники, карликовые ивы и березки, пушица, морошка, клюква, голубика.)

— Почему в тундре преобладают многолетние растения? (Короткое лето, растения не успевают пройти весь цикл развития.)

— Назовите тип почвы тундры. (Тундрово-глеевые.)

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя с элементами беседы

Крупнейший русский историк В. О. Ключевский писал: «Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от природы и от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какой может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется, не найти такой непривычки к ровному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии».

Мы сегодня изучим лесную зону России и найдем объяснение русским пословицам и словам историка Ключевского о русском характере и русских дорогах.

— Из каких природных компонентов складывается природная зона лесов? (Рельеф, воды, климат, почвы, растительный и животный мир.)

— Каков рельеф Русской равнины? (Холмистый, моренные гряды, в понижениях болота.)

Почвы лесов подзолистые и дерново-подзолистые, они малоплодородны. Урожай не давал возможности жить за счет земледелия, и крестьяне занимались дополнительно другими (кустарными) промыслами: бортничеством (сбор меда диких лесных пчел), рыболовством, охотой. А зимой женщины занимались рукоделием — кружевоплетением, художественной росписью и др.

Заболоченность, пересеченный рельеф, заселенность территории объясняют извилистость дорог. Густые заросли ельника с буреломом легче обойти. Легче обойти и холм, отсюда и русская поговорка: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». И уж совсем непреодолимые, опасные препятствия — болота, топи.

— Каков климат лесов? (Умеренный пояс, лето теплое, зима от снежной, умеренно холодной до суровой.)

— Найдите на климатической карте средние температуры зимы и лета. (Средние температуры июля +15… + 17 °С, января —8…—40 °С.)

Безморозный период (выше +10 °С) непродолжительный, поэтому крестьянин должен быстро посеять, убрать сено, урожай. Чаще в лесной зоне Русской равнины пасмурная циклональная погода. Отсюда поговорка: «Летний день год кормит».

Зато зима давала время для отдыха и безделья. Поэтому и говорят, что для русских характерна, с одной стороны, привычка к лени, а с другой — к огромному и напряженному труду.

Леса — основная природная зона России. Леса образуют две природные зоны: зону тайги и зону смешанных и широколиственных лесов.

2. Самостоятельная работа

Учащиеся делятся на две группы. Первая группа изучает особенности тайги, вторая — особенности смешанных и широколиственных лесов. После изучения своей темы группы обмениваются информацией.

Вопросы и задания для группы 1

— Чем различается тайга Русской равнины, Западной Сибири и Восточной Сибири?

— Сравните тайгу Русской равнины, Западной Сибири, Восточной Сибири и заполните таблицу.

— Назовите самую распространенную в России породу дерева. (Лиственница.)

— Почему в таежной зоне Восточной Сибири растет только лиственница?

— Как лиственница приспособилась к условиям суровой зимы и к вечной мерзлоте?

— Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, неплодородны?

— Как животные приспособились к условиям тайги?

Вопросы и задания для группы 2

— Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса?

— Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов?

— Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?

— В лесной зоне значительно больший растительный опад, чем в степях. Однако почвы степей (черноземы) значительно плодороднее лесных (дерново-подзолистых) почв. Почему?

— Почему дикие животные открытых пространств степей, как правило, живут стаями, а лесные животные — в одиночку?

— Сравните смешанные и широколиственные леса Русской равнины и Дальнего Востока. Заполните таблицу.

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий