Заболевание связано с последствиями радиационных воздействий

Одним из условий реализации мер социальной защиты, предусмотренных для такой категории граждан, как инвалиды, является социальная причина инвалидности. И среди всех формулировок причин инвалидности особую социальную значимость имеют причины инвалидности вследствие радиационных воздействий, в числе которых есть предусмотренные для гражданских лиц, для бывших военнослужащих и для участников подразделений особого риска.

Упомянутое радиационное воздействие могло быть обусловлено:

  • последствиями аварии на Чернобыльской атомной электростанции и на других атомных объектах гражданского и военного назначения;
  • последствиями аварии на ПО «Маяк» и сброса радиоактивных отходов в реку «Теча»«;

-ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне;

  • непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Наиболее часто в нашей работе мы сталкиваемся с участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан» были определены следующие категории граждан:

  • граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
  • военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные работы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы, независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие (проходящие) службу в зоне отчуждения;
  • граждане, эвакуированные (выехавшие в добровольном порядке) из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения.

Полный перечень формулировок, в том числе причин, связанных с радиационными воздействиями, дан в Разъяснении Минтруда России от 15.04.2003 № 1, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 15 апреля 2003г. № 17 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (далее — Разъяснение).

От мотивировки причины инвалидности зависят размер денежных компенсаций и льготы данной категории граждан.

Для бывших военнослужащих, у которых инвалидность наступила вследствие заболевания, связанного с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, либо вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Разъяснением, предусмотрены мотивировки причин инвалидности соответственно:

  • «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС»
  • «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на ЧАЭС».

Для бывших военнослужащих и граждан из числа гражданских лиц, при званных на военные сборы, ставших инвалидами в результате заболеваний, полученных при исполнении обязанностей, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, предусмотрена мотивировка причины инвалидности

-«заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».

До вступления в силу Разъяснения (до 27.05.2003), причина инвалидности вышеназванной категории граждан устанавливалась с формулировкой, предусмотренной Указанием Министерства социальной защиты населения РСФСР от 11.09.1992 № 1-76-У

— «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС».

Причина инвалидности с формулировкой «заболевание связано с аварией на

ПО «Маяк» в соответствии со статьями 1 и 12 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» устанавливается следующим гражданам:

1) гражданам (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 — 1956г.;

  • гражданам (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, принимавших в 1959 −1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также военнослужащих и военнообязанных занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957-1962г.;
  • гражданам, эвакуированным (переселенным), а также добровольно выехавшим из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащим, вольнонаемным состава войсковых частей и спецконтингента- эвакуированным в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения.

К сведению, добровольно выехавшие граждане — это выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

  • гражданам, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);
  • гражданам, проживавшим в 1949-1956г. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, получивших накопленную эффективную дозу свыше 35 мЗв (бэр);
  • гражданам, проживавшим в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр);
  • гражданам, добровольно выехавшим на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности). 8) детям первого и второго поколения вышеуказанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей.

Обращаем Ваше внимание, что в настоящее время в Российской Федерации действует единый порядок по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.

Департамент развития социальной защиты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в статью 24 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию, сообщил, что с 1 января 2005 года установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями радиационных факторов осуществляется исключительно межведомственными экспертными советами (МЭС)

Другие организации неправомочны осуществлять установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями радиационных факторов.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 21.04.2005 № 289 было утверждено Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.

За созданными межведомственными экспертные советами по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов закреплены федеральные округа Российской Федерации с учетом численности проживающих на территории федеральных округов граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (приказ Минздравсоцразвития РФ от (ред. от 26.01.2012г.)

Республика Северная Осетия-Алания входит в состав СКФО и п.З Приложения № 1 Приказа 28.07.2005 N 475закреплено следующее: «Ростовский региональный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, создаваемый на базе Ростовского медицинского университета (344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29) — обслуживает Южный федеральный округ».

В этой связи, учреждения медико-социальной экспертизы, без заключения межведомственного экспертного совета, неправомочны устанавливать

причинную связь заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.

  1. Направление из органов здравоохранения субъектов РФ (оригинал).
  2. Личное заявление от лица подвергшегося радиационному воздействию или от его родственников (в случае смерти), (оригинал).
  3. Копия паспорта — первая страница и заполненные листы.
  4. Копия Удостоверения Российской Федерации, подтверждающее пребывание в зоне радиационного воздействия.
  5. Официальная справка о точных сроках пребывания в зоне радиационного воздействия.
  6. Официальная справка о дозе облучения.
  7. Маршрутный лист (данные о характере выполняемых работ в зоне радиационного воздействия, особенностях проживания и т.д. — заполняется заявителем).
  8. Для военнослужащих военный билет, карточка учета доз радиоактивного облучения.
  9. Заключение ВВК при увольнении (для бывших военнослужащих).
  10. Медицинская документация — подробная выписка из медицинской карты амбулаторного больного (оригинал). Выписка, содержит в полном объеме информацию о состоянии здоровья пострадавшего до и после радиационного воздействия, с обоснованием диагноза, начала заболеваний, частоты обострений, данных диспансерных осмотров, результатов обследовании, сведений о временной утрате трудоспособности и ее причинах.
  1. Копия справки МСЭ — при первичном и всех повторных освидетельствованиях.
  2. Копия направления на МСЭ (форма 88у) при первичном и всех повторных освидетельствованиях.
  3. Копия трудовой книжки.
  4. Справка с места работы об условиях труда и характере работы, особо отметить работал ли с источниками ионизирующего излучения.
  1. Свидетельство о браке (для вдов).
  2. Свидетельство о смерти.
  3. Медицинское свидетельство о смерти.
  4. Копия протокола судебно-медицинского или патологоанатомического вскрытия.
  5. Если вскрытие не производилось, подробное заключение о смерти.
  1. свидетельств о рождении, копии свидетельств о заключении брака родителями или прародителями.
  2. Копии удостоверений установленного образца облучённых отца, матери, бабушки, дедушки (одного из них).

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий