Закономерность распределения солнечной радиации на территории россии

Мирошникова Елена Владимировна,

учитель географии МБОУ «Едемская основная общеобразовательная школа»

Тема: «Закономерности распределения тепла и влаги на территории России»

(8 класс)

Цель урока:

определить закономерности распределения основных климатических показателей на территории России;

Задачи:

  • Повторить комплекс ранее изученных понятий и терминов: солнечная радиация, суммарная радиация, воздушная масса, атмосферный фронт, циклон, антициклон;

  • Продолжить формирование представлений о климатических особенностях России;

  • Сформировать знания об испаряемости и коэффициенте увлажнения;

  • Продолжить формирование умения работать с климатическими картами (определение температуры воздуха и количества осадков);

  • Способствовать развитию познавательной активности и интереса к географии посредством проблемных вопросов;

  • Способствовать формированию навыков работы индивидуально, в группе;

  • Способствовать формированию естественнонаучной картины мира на примере изучения климатических особенностей территории России.

Тип урока: комбинированный с практико-ориентированным подходом, проблемный

Методы и приёмы: деятельностный, сравнительный, картографический, когнитивный

Виды работ: фронтальная,групповая, индивидуальная

Оборудование: учебникБаринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: Дрофа, атлас,

компьютер, климатическая карта России.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Диктант на знание основных терминов по теме: «Климат»

На экране термины: климат, суммарная радиация, циклон, антициклон, атмосферный фронт, воздушная масса.

Беседа по вопросам:

— Назовите, какие климатообразующие факторы играют ведущую роль в формировании климата нашей страны? (географическое положение, солнечная радиация, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность)

-Какие виды воздушных масс господствуют над территорией России? (арктические, умеренные, на юге тропические)

— Что значит понятие «трансформация воздушных масс»? (изменение свойств ВМ под влиянием подстилающей поверхности)

— Какие ветры господствуют в умеренных широтах России? (западные)

— Какой океан и почему оказывает большее влияние на климат России? (Атлантический, отепляющее воздействие)

— Почему происходит изменение свойств умеренных воздушных масс над территорией России? (большая протяженность с запада на восток и подстилающая поверхность)

— Где над территорией России в зимний период устанавливается антициклональная погода? (в Восточной Сибири, влияние Азиатского максимума)

— Найдите ошибки в характеристиках циклона и антициклона, представленных на слайде?

3. Изучение нового материала.

— Итак, нами были рассмотрены на предыдущих уроках закономерности распределения солнечной радиации, циркуляции воздушных масс над нашей страной.

Сегодня мы продолжим знакомимся с климатическими особенностями территории России.

— При характеристике климатических особенностей какой-либо территории, с описания каких элементов климата вы бы начали? (температура воздуха, осадки)

— Сегодня наша речь пойдет о температуре и осадках, характерных для территории России.

— Какова цель нашего урока? (выявить закономерности …, научимся объяснять причины такого распределения, находить взаимосвязь между температурой и климатом)

— Перед началом изучения нового материала предлагаю прочитать 6 утверждений и выбрать те, с которыми вы согласны:

ДА — НЕТ

Проблемный вопрос — Как климатообразующие факторы влияют на распределение тепла и влаги на территории России?

1) Особенности распределения tвоздуха в январе и июле.

— Что такое изотермы? (линии с одинаковыми температурными показателями)

— Определите ход изотерм по картам рис. 29, 30, стр. 62, 63. (изотермы января вытянуты в субмеридиональном направлении с с-з на ю-в, изотермы июля в широтном направлении) В таблицу запишите среднемесячную температуру января и июля для городов: Архангельск, Салехард и Оймякон:

— Почему ход изотерм января и июля не одинаков? Ответ найдите в учебнике на с.61-62.

— По картам определите, где в нашей стране расположены районы с наиболее низкой и с наиболее высокой температурами января. (0- −50С — Калининград, Предкавказье и −40 — −500С в Якутии)

— По карте определите, как проходит июльская изотерма +100С. Объясните причину отклонения изотермы к югу в ряде районов страны. (изменение рельефа — горы, с высотой температура понижается)

— С какими причинами связано замкнутое положение изотерм на юге Сибири и севере Дальнего Востока? (там расположены горы)

— По карте в атласе с.14-15 определите, где в России самые холодные зимы, самое теплое лето? (Оймякон — −710С, Верхоянск — −680С; Прикаспийская низменность, Северный Кавказ — +250С)

— Что такое амплитуда температур? (разница между максимальными и минимальными температурами)

— Определите годовую амплитуду температур в городах Архангельск, Салехард и Оймякон. Данные запишите в таблицу

— О чем говорит увеличение амплитуды температур? (о континентальности климата)

Вывод 1: (заполните пропуски)

— Зимой на распределение t воздуха большое влияние оказывают циркуляционные процессы, особенно ветры …. …. (западного переноса) с …. (Атлантического) океана. Континентальность климата …. (возрастает) с запада на восток.

— Летом решающее влияние на распределение t оказывает …. ….. (солнечная радиация), поэтому t воздуха ….. (увеличивается) с севера на юг.

2) Причины неодинакового распределения осадков.

— Проанализируйте карту рис. 31, стр. 65. Как распределяются осадки на территории страны? (неравномерно)

— Назовите причины, влияющие на количество выпадения осадков. Найдите ответ в учебнике с.62-63. (циркуляция воздушных масс, особенности рельефа, температура воздуха, близость океана)

— Определите годовое количество осадков для городов, указанных в таблице?

— Как можно объяснить уменьшение количества осадков с запада на восток?

— В каких районах России выпадает максимальное количество осадков, почему? (горы Кавказа, Алтая, на юге Дальнего Востока — наветренные склоны, а также лесная зона В-Е равнины — влияние Атлантического океана)

— В каких районах выпадает минимальное количество осадков, почему? (полупустыни Прикаспийской низменности — влияние континентальных ВМ)

— Рассмотрите причины:

Вывод 2: (заполните пропуски)

Наибольшее количество осадков на берегу Тихого океана связывают с летним муссоном и рельефом; большое количество осадков на западе России в умеренном поясе объясняют господством морского воздуха с Атлантики и активной циклонической деятельностью. На севере осадков выпадает мало из-за присутствия сухого арктического воздуха. Внутри материка, на юго-востоке Русской равнины, на Среднесибирском плоскогорье, осадков мало из-за господства континентального воздуха и антициклональной погоды.

3) Коэффициент увлажнения

— Количество выпадающих осадков не дает полного представления об увлажнении территории. Например, в тундре выпадает 300 мм, и в Нижнем Поволжье 300 мм, только для тундры — это избыток влаги, а в Нижнем Поволжье влаги явно не хватает. В чем же причина?

— Обратимся к ещё одному показателю климата — коэффициент увлажнения.

— Обратимся к учебнику с.64 . Как находится коэффициент увлажнения? (К=О/И)

— В чем разница между испаряемостью и испарением? (испаряемость — количество влаги, которое может испариться при данных атмосферных условиях; испарение — количество, влаги, которое фактически испаряется, не может быть больше осадков)

— В каком случае увлажнение считают достаточным, недостаточное и избыточным? (К=1, К<1, К>1)

— Используя карту рис.32 с.66 и данные таблицы, определите испаряемость и вычислите коэффициент увлажнения для данных городов.

— Проанализируйте получившиеся результаты. (количество осадков с запада на восток уменьшается, испаряемость уменьшается, следовательно во всех населенных пунктах Кувл.примерно одинаковый — увлажнение избыточное)

Вывод 3: (заполните пропуски)

Увлажненность территории зависит от количества выпадающих ….. (осадков) и …. (испаряемости).

4. Закрепление

— Исходя из данных таблицы, какой населенный пункт, по вашему мнению, имеет более благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности человека? Почему?

— Итак, перед вами в начале урока стоял вопрос: как климатообразующие факторы влияют на распределение тепла и влаги на территории России. Вы сделали соответствующие выводы. А теперь проверим, изменилось ли ваше мнение (заполнение таблицы «да-нет», сверка ответов)

Источник

Рейтинг
Ufactor
Добавить комментарий